Организация развивающей среды в системе психологи педагогического сопровождения детей и родителей.
статья по теме

Рекомендации по организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды в системе психологи педагогического сопровождения детей и родителей.

   Идея сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно – ориентированного подхода к ребенку. Служба сопровождения становится необходимой и органической структурой образовательной системы России. Без служб сопровождения трудно решать задачи гуманизации образования, обеспечить личностно – ориентированное обучение и воспитание детей, обеспечить их психическое и соматическое здоровье.

   Основной задачей сопровождения является создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально – успешной личности, зашита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования.

   Наиболее эффективно задачу сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения детей.

   Специфика сопровождения в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные задачи в области своей предметной деятельности.

   Так воспитатель определяет уровень развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры; уровень сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания, согласно возрастному этапу; реализует рекомендации учителя психолога, логопеда, врача.

   Индивидуальное сопровождение ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.

   Эту задачу помогает решить грамотная организация образовательной среды в учреждении. Меняются требования общества к подрастающей личности и это требует организационных изменений.

   Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды.

   Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассмотреть среду как условие оптимального саморазвития личности. Благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Поэтому задача педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

   Предметно – развивающая среда должна организовываться так, чтобы ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом. Оборудование, размещенное по центрам развития, позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы опытно – поисковой работы (магниты, увеличительные стекла, пружинки, мензурки и прочее), большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

   Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

   Создавая предметно – развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Самое главное должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. Необходимо в каждой группе предусматривать место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной среды.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными цветами.
  8. Учитывать ведущую роль игровой деятельности детей.
  9. Предметно – развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

   Важно, что предметная среда имеет характер открытый, способный к корректировании. И развитию. Актуальная предметная среда обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка.

   Работая с детьми, специалисты ДОУ, должны наладить контакт с семьей. Ведь любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка.

   Работу с родителями дошкольников целесообразно проводить в двух направлениях:

  1. Информирование о проблемах;
  2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.

   Информирование родителей происходит через индивидуальные беседы, лекции, сообщения на родительских собраниях, на встречах, например, в «Семеном клубе», через наглядную информацию (папки передвижки, ширмы, буклеты, анкеты, памятки, советы для родителей и прочее).

   После того, как родитель получает информацию о проблеме ребенка, он может и должен стать полноправным участником образовательного процесса. На этом этапе задачей педагогов и психологов становится ознакомление родителей с доступными для них техниками и приемами работы с ребенком. Информация размешается на стендах. Родители, ознакомившись с материалом, дома могут играть, рисовать, лепить со своим ребенком и пр.

   Родителей необходимо также приглашать на занятия, проводимые логопедом, воспитателем. Важно проводить выставки, размещать информацию для родителей на сайте образовательного учреждения, использовать ИКТ на родительских собраниях.

   Обеспечение актуальной предметно – развивающей среды в образовательном учреждении является залогом высокого качества образования дошкольников. И только взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми, и родителей способствует в дальнейшем развитию коммуникативных навыков успешной адаптации и обучении детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Консультация для родителей«Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»    Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в ...

Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...

Консультация для родителей «Организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей»

Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.   Семья служит первой ступен...

Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и  образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социаль...

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...

Круглый стол на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (для родителей)

Круглый стол  на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (для родителей)...