Консультация для родителей "Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Консультация
на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»
(для родителей)
Киселева В.Л.
педагог - психолог
г. Советский, 2021 г.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательное пространство дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) часто бывает не простым. Это означает, что для детей с ОВЗ характерны нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков. Наличие комплекса специфических нарушений приводит к большому спектру особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. В результате, отсутствие необходимых условий может привести к тому, что период адаптации ребенка в детском саду будет более длительным, либо слишком травмирующим для него. Важно, что дети с ОВЗ, прошедшие дошкольную ступень образования, получившие успешный опыт социализации, включения в жизнь детского коллектива, позитивный опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, имеют большие стартовые возможности, при переходе к школьному обучению.
Для того чтобы данный опыт для ребенка стал позитивным, стимулирующим его дальнейшее развитие, необходимы согласованные действия команды администрации и педагогов ДОО, семьи ребенка, а также поддержка муниципальных органов власти.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано: «Необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3.). Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (п. 1.6.).
Деятельность детского сада осуществляется в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами:
- положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, для детей со сложной структурой дефекта, группы комбинированной направленности, логопункта, ППк, консультационного пункта и т.д.
В настоящее время дети с ОВЗ могут посещать, в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК):
- группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР или интеллектуальными нарушениями;
- группы комбинированной направленности;
- группы общеразвивающей направленности.
Вне зависимости от того, какую группу посещает ребенок, образовательная организация обеспечивает те условия, которые определены для каждого ребенка ПМПК, они прописаны в индивидуальных образовательных маршрутах (далее ИОМ).
Задачи, которые стоят перед командой, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО:
- определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей ребенка;
- определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации ребенка в детском саду, освоению им адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО) в соответствии с рекомендациями ПМПК;
- коррекция специфических нарушений;
- мониторинг динамики развития ребенка.
В ИОМ описываются индивидуальные особенности ребенка, что дает возможность специалистам определить специальные условия обучения в данной ДОО с учетом его образовательных потребностей, определить специалистов сопровождения, адаптировать программу, по которой способен обучаться ребенок.
Обучение детей с ОВЗ в ДОО осуществляется на основе АООП ДО, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ включает несколько направлений деятельности, которые зависят и связаны с индивидуальными особыми образовательными потребностями каждого ребенка и учетом рекомендация ПМПК.
Четкая, полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и особых потребностях позволяет определить конкретные цели АООП ДО, приоритетные в данный момент.
В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» педагоги реализуют: адаптированные образовательные программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» для детей с ТНР, с ЗПР, с нарушением слуха, с НОДА, для детей со сложным дефектом и ИОМ для детей-инвалидов в соответствии с ИПРА.
Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены вами, родителями. Эти показатели можно использовать как ориентиры, дающие понимание о благополучии или о неблагополучии в развитии ребенка. Два раза в год проводится комплексная диагностика, которая осуществляется командой специалистов в ходе наблюдения, опроса родителей и с использованием специальных оценочных диагностических методик.
С результатами мониторинга родители/законные представители знакомятся 2 раза в год, подписывают листы динамики, где отражена результативность реализации АООП.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения педагогами разработаны и реализуются разнообразние методические пособия.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, на сколько целесообразна создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором преодоления недостаточности психофизического развития.
В дошкольной организации имеются специально оборудованные помещения: спортивный зал, сенсорная комната, комната релаксации, бассейн, кабинеты узких специалистов, комната оккупационной терапии, которые оснащены развивающим и диагностическим оборудованием для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, что способствует развитию психических процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики, облегчению социализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...