Консультация для родителей "Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Киселева Валентина Леонидовна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Консультация

на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»

(для родителей)

Киселева В.Л.

педагог -  психолог

г. Советский,  2021 г.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в образовательное пространство дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) часто бывает не простым. Это означает, что для детей с ОВЗ характерны нарушения практически во всех областях развития, при формировании различных психических функций и навыков. Наличие комплекса специфических нарушений приводит к большому спектру особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. В результате, отсутствие необходимых условий может привести к тому, что период адаптации ребенка в детском саду будет более длительным, либо слишком травмирующим для него. Важно, что дети с ОВЗ, прошедшие дошкольную ступень образования, получившие успешный опыт социализации, включения в жизнь детского коллектива, позитивный опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, имеют большие стартовые возможности, при переходе к школьному обучению.

Для того чтобы данный опыт для ребенка стал позитивным, стимулирующим его дальнейшее развитие, необходимы согласованные действия команды администрации и педагогов ДОО, семьи ребенка, а также поддержка муниципальных органов власти.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано: «Необходимо учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (п. 1.3.). Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (п. 1.6.).

Деятельность детского сада осуществляется в соответствии с утвержденными нормативно-правовыми актами:

- положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, для детей со сложной структурой дефекта, группы комбинированной направленности, логопункта, ППк, консультационного пункта и т.д.

В настоящее время дети с ОВЗ могут посещать, в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК):

- группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР или интеллектуальными нарушениями;

  • группы комбинированной направленности;
  • группы общеразвивающей направленности.

Вне зависимости от того, какую группу посещает ребенок, образовательная организация обеспечивает те условия, которые определены для каждого ребенка ПМПК, они прописаны в индивидуальных образовательных маршрутах (далее ИОМ).

Задачи, которые стоят перед командой, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в ДОО:

  1. определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей ребенка;
  2. определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации ребенка в детском саду, освоению им адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО) в соответствии с рекомендациями ПМПК;
  3. коррекция специфических нарушений;
  4. мониторинг динамики развития ребенка.

В ИОМ  описываются индивидуальные особенности ребенка, что дает возможность специалистам определить специальные условия обучения в данной ДОО с учетом его образовательных потребностей, определить специалистов сопровождения, адаптировать программу, по которой способен обучаться ребенок.

Обучение детей с ОВЗ в ДОО осуществляется на основе АООП ДО, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Содержание коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ включает несколько направлений деятельности, которые зависят и связаны с индивидуальными особыми образовательными потребностями каждого ребенка и учетом рекомендация ПМПК.

Четкая, полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и особых потребностях позволяет определить конкретные цели АООП ДО, приоритетные в данный момент.

В МАДОУ «Детский сад «Ромашка» педагоги реализуют: адаптированные образовательные  программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» для детей с ТНР, с ЗПР, с нарушением слуха, с НОДА, для детей со сложным дефектом и ИОМ для детей-инвалидов в соответствии с ИПРА.

Специалистами разработаны критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития, которые достаточно четко соотносятся с его возрастом и могут быть оценены вами, родителями. Эти показатели можно использовать как ориентиры, дающие понимание о благополучии или о неблагополучии в развитии ребенка. Два раза в год проводится комплексная диагностика, которая осуществляется командой специалистов в ходе наблюдения, опроса родителей и с использованием специальных оценочных диагностических методик.

С результатами мониторинга родители/законные представители знакомятся 2 раза в год, подписывают листы динамики, где отражена результативность реализации АООП.

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего обучения педагогами разработаны и реализуются разнообразние методические пособия.

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, на сколько целесообразна создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором преодоления недостаточности  психофизического развития.

В дошкольной организации имеются специально оборудованные помещения: спортивный зал, сенсорная комната, комната релаксации, бассейн, кабинеты узких специалистов, комната оккупационной терапии, которые оснащены развивающим и диагностическим оборудованием для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, что способствует развитию психических процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики, облегчению социализации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

консультация для педагогов по адаптации детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические условия адаптации детей в ДОУ»...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...