Введение
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игре, труде, занятиях и т. д.); имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво и правильно, чтобы он и его собеседник получали удовольствие от общения. Воспитание у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе. Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.
Актуальность проекта
- Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных. - Особенностью психического развития детей среднего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения. - Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей. - Формирование культуры поведения и отношений – сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем. Участники: дети средней группы. Проблема: необходимость освоения общепринятых норм и правил поведения с окружающими людьми. Сроки реализации: в течение года. Цель: создать необходимые условия для повышения уровня формирования культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Воспитание дружеских взаимоотношений, положительных привычек, отзывчивости, правдивости, формирование культуры поведения; - Помочь детям осознать красоту нравственного поведения, сформировать первоначальные этические представления; - Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей среднего дошкольного возраста; - Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении; - Разработать перспективный план работы по формирования культуры поведения детей; - Формирование моральных черт личности, навыков, привычек, которые позволяют человеку достойно проявить себя в общественной и личной жизни; - Воспитывать у детей оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности. Методические приёмы: -прямое обучение -напоминание -указание -беседы -дидактические игры и упражнения -словесные поручения -чтение художественных произведений Предполагаемый результат: - ребенок знает правила поведения, называет их; - правильно оценивает поступки детей; - мотивирует свою оценку; - умеет понимать чувства других детей; - объясняет возможный свой поступок. План реализации проекта. Сентябрь. Беседа: « Как правильно приветствовать друг друга?» Занятие «Поговорим о настроении» Изготовление куклы Хорплоши (персонаж придуман В.И.Кульковой) Развлечение: «Хорплоша в гости к нам пришла и принесла мешок добра» Анкетирование родителей «О способах воспитания»
Октябрь. Беседа: « Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов!» Занятие «Чтобы счастье и радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть» Уголок Хорплоши. Шкатулка добрых дел. Развлечение: «Знакомьтесь, Хорплоша! Или «Крупицы добра» Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать» Ноябрь. Беседа: «Как правильно вести себя за столом?» Беседа: «Мы идем в гости и принимаем гостей» Занятие-спектакль в стихах: "Как принять гостей. Как вести себя за столом" Занятие «Не хочу быть неряхой» Развлечение ко дню матери. Создание альбома «Мама, папа я – дружная семья» Декабрь. Беседа: «Как правильно беседовать?» Беседа: «Телефонный этикет» Занятие: «Театр вежливости» Конкурс рисунков «Что такое хорошо – Что такое плохо» Январь. Беседа: « Как вести себя в общественных местах?» Беседа: «Знаете ли вы этикет?» Занятие: «Знакомство с хорошими манерами» Занятие «Урок Вежливости» Картотека пословицы и поговорки «О поступках человека» Февраль. Беседа: « Добро не умрет, зло пропадет» Беседа: «Смелые глаза – молодцу краса» Занятие: «Волшебное путешествие» Изготовление совместно с родителями книжки-раскладушки «Вежливые слова»
Март. Беседа: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен» Беседа: «Терпение и труд все перетрут» Альбом рисунков: « Как я помогаю дома» Беседа: «Ложь человека не красит» Занятия с детьми. «Честность и правдивость» Апрель. Занятие: «Давайте пофантазируем» Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог» Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет» Конкурс рисунков: «Как поступать нельзя» Май. Беседа: «Кто скоро помог, тот дважды помог» Занятие: «Сказочный денек» Беседа: «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги» Занятия с детьми. «Что такое дружба?» Родительское собрание «Воспитание добротой» В течение года.
Чтение: русские народные сказки «Заяц хваста», «Хаврошечка», китайская сказка «Каждый своё получил». С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар». С.Михалков «Ежели вы вежливы», «Дельный совет», «Одна рифма». В.Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Что легче». Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой». Г.Циферов «Когда не хватает игрушек». А.Барто «Вовка – добрая душа». В.Катаев «Цветик-семицветик». А.Митта «Шарик в окошке». К.Чуковский «Телефон». В.Маяковский «Что такое « хорошо» и что такое «плохо». Л.Толстой «Косточка», «Котёнок». Р.Милн «Вини Пух и все-все-все». Н.Носов «Леденец». А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше». М.Бартенев «Лучший подарок». В.Одоевский «Мороз Иванович». Е.Пермяк «Как Маша стала большой». Е.Кошевая «Мой сын». Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости». Г.П. Шалаева, О.М.Журавлёва, О.Г. Сазанова. «Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду».
Разыгрывание ситуаций: «Ты пришёл утром в детский сад», «Тебе поручили узнать о музыкальном занятии», «Разные формы приветствия и прощания», «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь уходя домой», «Как можно выразить сочувствие», «Как утешить, пожалеть обиженного», «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику), «Ты вошел в автобус», «Как позвонить другу», «Тревожные звонки-01,02,03», «Кто уступит», «Если девочке трудно кто поможет». Игры: «Наш тесный круг» «Мои друзья» «Угадай настроение». «Меня никто не любит» «Мыльные пузыри» «Давай дружить!» «Любимое животное» «Мы вместе поиграем» «Полоса чёрная - полоса белая» «Цветочек счастья» «Мой самый любимый человек» «Хочу подарить тебе...» «Я самый лучший» «Берег левый-берег правый» «Жизнь в лесу» «Добрые эльфы» «Птенцы» «Муравьи» «Ожившие игрушки» Рассматривание альбомов: «Будь вежлив», «Хорошие манеры и привычки», «Хорошие манеры». Настольные игры: Азбука эмоций «Ребята с нашего двора», Этикет. Школа изящных манер « Формулы вежливости», Этикет. Школа изящных манер «Культура поведения».
Работа с родителями: Консультации Оформление папки-передвижки Изготовление семейных альбомов, книжек-раскладушек Конкурсы рисунков Картотека пословиц и поговорок Анкетирование родителей по теме. |