Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
статья на тему
Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svobodnogo_obshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие свободного общения детей дошкольного возраста
в процессе организации различных видов деятельности
«Счастье – это когда
тебя понимают»
Общение – основное условие развития ребенка. Для ребенка важно смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос. Болезнь, возникающую при дефиците общения, называют «госпитализмом». Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется, замедляется, искажается его психическое развитие.
Поступая в детский сад, дети приобретают первый опыт общения со сверстниками и окружающими его взрослыми. Малыши относятся к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но, в тоже время, не умеют взаимодействовать, прислушиваться к мнению других детей, не могут понять мотивы поступков и соответственно на них реагировать. Конфликтные отношения ребенка со сверстниками могут выступить серьезной угрозой для личностного развития. Конфликты могут проявиться в психологической изоляции от сверстников, выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности группы. Опасность заключается в том, что появляются отрицательные качества, которые затем могут проявиться и в школьном коллективе, и полноценных отношениях с окружающими взрослыми. Взрослый для ребенка – это носитель определенной информации, в том числе правил, требований, запретов, что не всегда осознается и воспринимается ребенком. Отсюда вспышки агрессивного поведения, капризы, упрямство.
Необходимость данной работы обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является сенситивным, т.е. создающим наиболее благоприятные условия для развития навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Достижения ребенка к концу дошкольного возраста должны быть значительными: хорошо развита речь и сформированы социальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Поиск ответов на вопросы, связанные с развитием свободного общения детей дошкольного возраста, определило выбор темы нашей работы «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности».
Перед педагогами была поставлена цель: определить условия, способствующие процессу развития навыков свободного общения у дошкольников.
Были определены следующие задачи:
- Изучить и проанализировать деятельностный подход к организации образовательного процесса по развитию навыков свободного общения у дошкольников.
- Определить содержание образовательной деятельности в соответствии с перспективно-тематическим планом работы.
- Подобрать диагностический инструментарий и осуществить проверку эффективности межличностных отношений в группе сверстников.
- Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу на районной методической конференции.
Новизна исследования: использование перспективно-тематического плана работы, представленного в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнение его конкретным содержанием образовательной деятельности и в соответствии с определенным алгоритмом по развитию свободного общения у детей дошкольного возраста.
Исследования проводились в 2011 – 2013 году и включало в себя три этапа.
В рамках первого этапа (ноябрь 2011 - январь 2012г.) был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления речевого развития детей, посещающих дошкольное учреждение, т.к. речь является главным орудием общения. Диагностика речевого развития подтвердила актуальность проблемы. По данным учителя-логопеда детского сада в сентябре 2011г в ДОУ было выявлено 56% детей будущих первоклассников с проблемами речевого развития.
Были изучены на основе метода педагогического наблюдения, бесед с воспитателями и родителями особенности личностного развития дошкольников, которые позволили установить наличие психофизических зажимов, проявляющихся в страхах, застенчивости, избирательном мутизме и приводящих к возникновению барьеров в общении со взрослыми и сверстниками. Нарушения такого плана составили – 18%.
На первом этапе эксперимента определили компетентность педагогов по вопросам общения. Провели анкетирование и выяснили, что у 24% воспитателей недостаточно теоретических знаний и практических умений по развитию свободного общения дошкольников.
Изучив проблемы взаимодействия в семье, отметили, что 60% родителей не видят проблем в общении с детьми, хотя отмечают наличие капризов и упрямства.
Таким образом, мы установили, что в образовательной работе с детьми дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание развитию свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Мы обратились к педагогической литературе и установили, что этой проблеме посвящены работы Арушановой А.Г. Шипицыной Л.М, Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Наряду с теоретическим, ими полно представлен и практический материал с развернутым планом занятий, комментариями игр, бесед, упражнений. Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что использование их в практике дошкольных образовательных учреждений затруднено, из-за того, что предложенные материалы не конкретизируются на определенный возрастной период. Их использование требует оценки соответствия целей занятия возрастным особенностям детей группы.
На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, заключающийся в том, чтобы использовать перспективно-тематический план работы, представленный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнить его конкретным содержанием и проверить его эффективность.
На втором этапе работы (февраль 2012 – апрель 2013г) апробировалась программа деятельности. Педагоги разрабатывали конспекты занятий, опираясь на идеи М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова о развитии конструктивных способов и средств общения с окружающими людьми, а также идеи Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева - деятельностной теории учения, согласно которой развитие ребенка происходит в значимой для него деятельности. При организации непосредственно образовательной деятельности предусматривается совместная деятельность взрослых и детей, в результате которой и происходит развитие общения.
Определили алгоритм совместной деятельности:
- Организационный этап.
- Установление коммуникации: внимание к детям, доверительные отношения, выражающиеся в приветствии, улыбке, доброжелательном отношении. Главная задача воспитателя - создать эмоционально-положительный настрой в группе. Хорошо использовать различные коммуникативные игры, которые помогают детям почувствовать друг друга, учат взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- Мотивационный этап. Предлагаемая деятельность должна быть значима для ребенка. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы могут быть самые разные: познавательные (потребность в получении знаний), деловые (возникают в совместной деятельности), личностные (потребность в освоении отношений между людьми), внешние мотивы (похвала, страх быть наказанным), внутренние мотивы (любознательность, хочется узнать, сделать что-то, потому что интересно).
- сообщение темы занятия;
- постановка цели деятельности;
- создание проблемной ситуации;
- Практический этап, позволяющий достигнуть цели деятельности.
- организация совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок ищет, экспериментирует, действует. Использует необходимые для этого средства. Новая информация подается с учетом имеющихся знаний, умений, навыков дошкольников.
- Рефлексивный этап. Подводятся итоги совместной деятельности, выясняется, каким образом ребенку удалось достичь поставленной цели, каков результат деятельности.
Схема непосредственной образовательной деятельности
Деятельность взрослых Деятельность
ребенка
Проблемная ситуация внутренний мотив («я хочу»)
Совместная деятельность:
- Совместно поставленная цель или принятие цели детьми;
- Обсуждение с детьми содержания, средств
Процесс (ход) деятельности ищет, экспериментирует,
действует действует
Роли педагога (смысл ролей – психологическая поддержка ребенка):
- консультант;
- советует;
- помощник – «я тебе помогу»;
- «недопонимающий» взрослый;
Совместные итоги
Перспектива
Использование результата (для оформления, игры)
Работа с педагогами была направлена на расширение знаний по оказанию помощи детям в развитии речи и коммуникативных умений.
Проведены следующие мероприятия:
- Консультации: «Общение и виды общения», «Требования к организации современного занятия в ДОУ», «Игры на развитие общения и речи», «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми», «Технология проведения анализа воспитательно-образовательной работы с детьми».
- Семинар «Правила эффективного общения с ребенком».
- Педсовет «О проблемах организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста».
- Открытые занятия в рамках методической недели.
- Список литературы, помогающий педагогам в вопросах самообразования по данной теме.
Рассматривая педагогические условия, обеспечивающие развитие свободного общения, считаем важной составляющей работу с семьей. Воспитываясь в семье, ребенок впитывает в себя стереотипы речевого поведения и языковой культуры.
Работа с семьей строилась в двух направлениях: информационном и обучающем просвещении. С родителями работали воспитатели и специалисты детского сада, которые оказывали им активную помощь: знакомили с результатами логопедического обследования, проводили беседы, тренинги, открытые занятия, рассказывали об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи. В качестве примера приведем некоторые темы бесед с родителями:
- О капризах и упрямстве.
- Детские конфликты.
- Учим общаться со старшими.
- Развиваем навыки общения.
На третьем этапе (май 2013г.) проведен анализ и подведены итоги работы по теме. Оценка эффективности данной работы определялась с помощью следующих диагностических методик:
- Обследование речевого развития детей проходило на основе диагностики, предложенной Грибовой О.Е. Результативность работы в подготовительной к школе группе повысилась на 16%. На начало учебного года 56%, на окончание - 72%.
- Исследование межличностных отношений детей в группе в соответствии с социометрической методикой «Два домика»; «Варежка». Уровень эмоционального благополучия в группе сверстников на начальный период и окончание эксперимента составил 85,8 % Это высокий уровень коэффициента удовлетворенности отношениями со сверстниками.
- Диагностика развития свободного общения у детей дошкольного возраста проводилась на основе наблюдений. Отмечаем положительные изменения в развитии детей и овладении средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Уровень компетентности педагогов по вопросам развития свободного общения детей дошкольного возраста повысился на 20%.
Таким образом, проведенная работа дала положительные результаты в развитии свободного общения детей дошкольного возраста. Используемые развивающие игры, тренинги, этюды, беседы, обеспечили понимание детьми эмоциональных состояний друг друга и взрослых людей, научили находить выход из конфликта. Вместе с тем, обозначилась проблема коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы личностного развития.
Список литературы:
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия. Издательство «Аркти», М.,2007.
- Бабаева Т.И., Березина Т.А, Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2012.
- Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2008.
- Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. творческий центр «Сфера», М., 2009.
- Мешкова Е.Б. Реализация деятельностного подхода в ДОУ//Материл с курсов повышения квалификации педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....
«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»
Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности» ...
«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...
"Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке рассматривается проблема диалогического общения детей со сверстниками и взрослыми, описываются педагогические условия развития диалогической речи у детей дошкольного в...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр и игровых упражнений»
Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр....
«Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством различных видов игры».
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский....