Планирование работы по организации исследовательской деятельности Плешки
календарно-тематическое планирование на тему

Бушуева Марина Николаевна

Планирование позвновательно-исследовательской деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование работы по организации исследовательской деятельности                                              для детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь тема «Воздух»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

      Цели:

  1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность
  2. Способствовать   развитию   диалогической  речи   формировать  умение  делать   выводы  
  3. Развивать  творческие  способности

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен
  2. Понятие того, что воздух легкий, что он есть во всем
  3. Воздух имеет вес

  1. Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить в банку
  2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан  и подуть в нее
  3. Взять палку длиной около 60 см, на ее середине закрепить веревочку и к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Подвесить палку за веревочку. Палка весит горизонтально
  4. Взять надувные игрушки и опустить в таз с водой

Познавательная деятельность:

- беседа с детьми «Откуда берется воздух, ветер»

- чтение стихов о ветре

Речевая деятельность:

- чтение русских народных сказок «Пузырь, соломенка, лапоть»

Музыкальная деятельность:

- работа над дыханием;

- упражнение на надувание

Игровая деятельность:

- игры с воздушными шарами, с мыльными пузырями

Конструктивная деятельность:

- конструирование из бумаги тюльпанов и надувание их воздухом

Работа с родителями:

Консультация на тему «Как  познакомить детей со свойствами воздуха»

  1. Схемы опытов.
  2. Пособия для экспериментов.
  3. Картинки: вентилятор, веер и др.
  4. Альбом «Люди и небо».
  5. Кроссворд на тему «Воздух»

Октябрь тема «Воздух»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Цели:

  1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление
  2. Способствовать развитию диалогической речи.
  3. Воспитывать желание беречь природу.

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым – холодным, холодным – теплым
  2. Дать понятие о движении воздуха.
  3. Дать понятие о загрязнении воздуха.
  1. Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну вниз, другую наверх, образовавшейся щели. Определить направление пламени.
  2. Взять миски с водой. Дети дуют на воду – получаются волны.
  3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло.

Познавательная  деятельность:

- рассматривание иллюстраций с изображением ветра;

- разгадывание загадок;

- уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Речевая деятельность:

- чтение сказки «Морозко»

Изобразительная деятельность:

- передать в рисунке ветер сильный, могучий, слабый, спокойный.

Конструктивная деятельность:

- конструирование из бумаги корабликов.

 Игровая деятельность:

- пускание корабликов из бумаги по воде.

Работа с родителями:

Консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

  1. Зарисовка опытов
  2. Фотографии
  3. Изготовление вееров.

Ноябрь тема «Вода»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Цели:

  1. Дать детям представление о воде и ее свойствах.
  2. Развивать речь – доказательство.
  3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода бывает холодной, теплой, горячей.
  2. Вода прозрачна.
  3. Понимание того, что вода не имеет вкуса.
  1. Во время мытья рук измерить  температуру воды.
  2. Взять два стакана – один с водой, дугой с молоком. В оба опустить камушки.
  3. Сравнить на вкус молоко, воду и сок.
  4. Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

Речевая деятельность:

- чтение экологического рассказа «Как люди речку обидели»;

- заучивание потешек о воде.

Изобразительная деятельность:

- окрашивание воды с помощью красок.

Музыкальная деятельность:

 - слушание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность:

- кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы».

Игровая деятельность:

- настольно-печатная игра «Волшебница-вода».

Работа с родителями:

- беседа о закаливающих процедурах.

  1. Картинки «Свойства воды».
  2. Изображение ручья.
  3. Карта мира.
  4. Пособие «Круговорот воды в природе».

Декабрь тема «Вода»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Цели:

  1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.
  2. Сформировать понятие воды как главного источника жизни.
  3. Поддерживать интерес к исследованиям.

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
  2. Подвести детей к пониманию того, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.
  3. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.
  1. Переливать воду из одного сосуда в другой.
  2. В один стакан положить речной песок, а в другой сахарный.
  3. Налить воду в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

- занятие «Роль воды в жизни людей, животных. Растений;

- рассматривание альбома «Природа родного края».

Речевая деятельность:

- отгадывание загадок;

- разучивание потешек;

- беседа «Почему люди болеют»;

- чтение сказки К. Чуковского «Айболит».

Изобразительная деятельность:

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Работа с родителями:

Изготовление игрушек для игр с водой.

  1. Сосуды.
  2. Речной и сахарный песок.
  3. Альбомы с иллюстрациями.

Январь тема «Снег и лёд»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Цели:

  1. Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.
  2. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
  3. Развивать речь, любознательность.

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега льда.
  2. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
  1. Принести снег и лёд в помещение.
  2. Положить горсть снега на голую ладонь, а потом на варежку.
  3. Освободить фигурки из ледяного плена.

Познавательная деятельность:

- занятие «Зима»;

- рассматривание иллюстраций о зиме;

- наблюдения на прогулке.

Речевая деятельность:

- беседа «Зимние забавы»;

- чтение и заучивание стихов: И. Сурикова, А. Барто, Ф. Тютчева.

Изобразительная деятельность:

- рисование на тему «Зима».

Музыкальная деятельность:

- разучивание и пение песен о зиме.

Трудовая деятельность:

Совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок.

  1. Картотеки опытов.
  2. Книги С. Сахарова.

«По морям вокруг земли»

Февраль тема «Снег и лёд»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Цели:

  1. Дать понятие о защитных свойствах снега.
  2. Познакомить с загрязнением воды и снега.
  3. Развивать речь, любознательность.

Задачи:

  1. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха
  1. В морозный день предложить детям слепить снежки из снега. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки.
  2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.
  3. Принести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

Речевая деятельность:

- чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»;

- чтение стихов, пословиц, поговорок о зиме;

- беседа о пользе снега в сельской местности.

Изобразительная деятельность:

- рисование на темы «Зима пришла», «Снеговики».

Лепка «Девочка в шубе»

  1. Фотовыставка «Зимние забавы».
  2. Иллюстрации на тему «Зима».
  3. Книжки-самоделки «Зима».

Март тема «Песок и глина»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

  1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы.
  2. Рассказать о том, что почва, песок и глина – живые организмы.
  3. Уточнить правила поведения в природе.
  1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.
  2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и глиной поочередно.
  3. Предложить слепить шарики сначала из сухого песка и глины, а потом из влажного.

Игровая деятельность:

- игры с песком.

Познавательная деятельность:

- посадка лука в почву.

Изобразительная деятельность:

- лепка из глины.

Работа с родителями:

Выставка поделок из глины.

Песок, глина, палочки, сито, дощечки.

Апрель тема «Песок и глина»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

  1. Закреплять и уточнять знания детей о свойствах песка и глины.
  1. Посадить в стаканчик с землей и глиной семена фасоли.
  2. Рассмотреть через лупу, из чего состоит песок и глина, сравнить.

Трудовая деятельность:

- посадка фасоли.

Познавательная деятельность:

- экскурсия на огород.

1. Стаканчики с землей и глиной.

2. Семена фасоли.

3. Лупа.

Май тема «Жизнь растений»

Цели и задачи исследования

Содержание опытов

Формы и методы работы в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

  1. Закрепить умение ухаживать за растениями, называть свои действия, устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений.
  2. Помочь детям видеть красоту природы.
  1. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах – с сухой и влажной почвой.
  2. Одно из двух одинаковых растений поместить в тёмное место, а другое в светлое.
  3. Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся).

Познавательная деятельность:

- наблюдение за прорастанием  семян.

Речевая деятельность:

- чтение произведений о весне;

- заучивание стихов.

Изобразительная деятельность:

- рисование первых весенних цветов.

Игровая деятельность:

- игры с природным материалом;

- дидактическая игра «Покажи стебель, листок, цветок».

1.  Схемы, модели роста растений.

2. Блюдца для проращивания семян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе изучения природы

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

План работы по организации исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа с детьми (5-7 лет), гр. «Радуга»

Занятия с микроскопом помогут малышу расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможным...

Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребност...

План работы по организации исследовательской деятельности.

План работы по организации исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа с детьми (5-7 лет)...