Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie._st._gr.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное Белгородского района»
ПРОЕКТ «Шаги в будущее»
Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
А. М. Чеботарева,
Воспитатель МДОУ
«Детский сад №17 с. Пушкарное».
Цели и задачи исследования | Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности | Элементы предметно-развивающей среды | |
Сентябрь Тема «Воздух» | |||
Цели: 1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность. 2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого. 3. Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты. 4. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. Задачи: Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен. Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем. Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий. Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес. Подвести детей к пониманию того, что воздух не имеет собственного запаха | 1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и мед ленно опускать его в банку. Стакан держать ровно. 2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее. 3. Взять надувные игрушки и опустить в таз с водой. 4. Взять палку длиной около 60 см., на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Повесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально. 5. В пустых банках подержать некоторое время разные ароматные продукты ( корки апельсинов, чеснок, лук и др). Через некоторое время предложить детям понюхать пустые банки и определить, что в них находилось. | Познавательная деятельность: - беседа с детьми «Откуда берется ветер»; -чтение стихотворений о ветре; -чтение произведения «Легкие планеты». Речевая деятельность: чтение рус. нар. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа о ней. Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание. Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпан надувается с помощью воздуха). Работа с родителями: - консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»; - изготовление игрушек для игр с воздухом. | 1.Схемы опытов. 2. Пособия для экспериментов. 3. Картинки: вентилятор, веер и т.п. 4. Альбом «Люди и небо». 5. Кроссворд на тему «Воздух» |
Октябрь Тема «Воздух» | |||
Цели: 1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт. 2. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. 3. Развивать исследовательский интерес, любознательность. 4. Воспитывать желание беречь окружающую среду. Задачи: Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным4 теплый – легкий, холодный – тяжелый. Дать детям понятие о движении воздуха. Дать детям понятие о загрязнении воздуха. | 1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Одну держать внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи. 2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду – получаются «волны». 3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. Наблюдение за образованием копоти. 4. | Познавательная деятельность: - рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы - разгадывание загадок; - уточнить, что движение воздуха называется ветром. Речевая деятельность: чтение нар. «Морозко» и беседа о ней. Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный. Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание. Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков. Игровая деятельность: пускание парусных корабликов по воде. Работа с родителями: - консультации «Влияние свежего воздуха на организм» | 1.Зарисовка опытов. 2.Фотографии. 3.Изготовление вееров. |
Способы фиксации результатов исследования: - диагностирование; - зарисовка опытов; - составление рассказов (оформление книги «Воздух везде») - изготовление аппликаций (коллажа) | |||
Ноябрь Тема «Вода» | |||
Цели: 1. Дать детям представление о воде и ее свойствах. 2. Развивать речь-доказательство. 3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности. Задачи: Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной. Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха. | 1.Во время мытья рук измерить температуру воды. 2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камушки или монетки. 3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок. 4. Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор. | Речевая деятельность: чтение экологического рассказа « Как люди речку обидели», беседа Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок. Музыкальная деятельность: прослушивание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя. Трудовая деятельность: - кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы». Игровая деятельность: - настольно-дидактическая игра «Волшебница-вода». Работа с родителями: - беседы о закаливающих процедурах. | 1. Карты «Свойства воды». 2. Изображение ручья, реки, озера, моря, океана. 3. Карта мира. 4. Пособие «Круговорот воды в природе». |
Декабрь Тема «Вода» | |||
Цели: 1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах. 2. Сформировать понятие о воде как о главном источнике жизни. 3. Поддерживать интерес к исследованиям. Задачи: Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь. Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет. Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. | 1. Переливать воду из одного сосуда в другой. 2. В один стакан положить речной песок, в другой – сахарный. 3. Налить воду в сосуды разной формы. | Познавательная деятельность: - занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений»; - рассматривание альбома «Природа родного края». Речевая деятельность: - отгадывание загадок. - разучивание произведений народного творчества о воде; Изобразительная деятельность: рисование озер, рек, прудов. Игровая деятельность: дидактическая игра «Узнай по вкусу» Работа с родителями: изготовление игрушек для игр с водой. | 1. Сосуды. 2. Речной и сахарный песок. 3. Альбомы с иллюстрациями. |
Способы фиксации результатов исследования: диагностирование; рисунки; составление рассказов; подбор фотографий; аппликация. | |||
Январь Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1. Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды. 2. Воспитывать любознательность; 3. Развивать речь. Задачи: Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда. Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | 1. Принести снег и лед в помещение. 2. Положить горсть снега сначала на открытую ладонь, затем на ладонь в варежке. 3. Освобождение фигурок из «ледяного плена». | Познавательная деятельность: - занятие «Зима»; - рассматривание иллюстраций о зиме. Речевая деятельность: - беседа «Зимние забавы»; - чтение и заучивание стихов И. Сурикова, А. Барто, Ф. Тютчева. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима». - рассматривание репродукций картин известных художников на зимнюю тематику. Музыкальная деятельность: разучивание и пение песен о зиме. Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок. | 1.Картотеки опытов. 2.КнигаС. Сахарнова «По морям вокруг земли». 3.Репродукции картин известных художников. |
Февраль Тема «Снег и лед» | |||
Цели: 1. Дать понятие о защитных свойствах снега. 2. Дать понятие о загрязнении воды и снега. 3. Развивать речь и любознательность. Задачи: Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. | 1.В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь. 2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину. 3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр. | Речевая деятельность: - чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней; - чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге; - беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве. Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима». - рисование на тему «Зима пришла», «Снеговик»; - лепка «Девочка в зимней шубе» Музыкальная деятельность: - прослушивание: Г. Свиридов «Метель», П. И.Чайковский «Зимние грезы», «Декабрь», А. Вивальди «Вьюга» Трудовая деятельность: - расчистка дорожек от снега; - укутывание снегом стволов молодых деревьев. | 1. Фотовыставка «Зимние развлечения». 2. Иллюстрации на тему «Зима». 3. Книжки-самоделки на тему «Зима». |
Способы фиксации результатов исследования: зарисовка опытов; составление рассказов; подбор фотографий; коллективная аппликация «Снег и лед» | |||
Март Тема «Песок и глина» | |||
Цели: 1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы. 2. Рассказать о том, что почва, песок, глина – компоненты природы. 3.Уточнить правила поведения в природе. Задачи: Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая. Выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода. Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые. | 1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать. 2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и с глиной поочередно. 3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины. 4. Предложить слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания. 5. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли. 6. Рассмотреть через лупу из чего состоят песок и глина. | Познавательная деятельность: - занятие «Жизнь подземных жителей»; - беседа о загрязнении почвы; Речевая деятельность: - разгадывание загадок; - чтение и заучивание пословиц и поговорок о матушке-земле. Изобразительная деятельность: лепка из глины. Игровая деятельность: игры с песком. Трудовая деятельность: лука посадка. Работа с родителями: Выставка поделок из глины. | Песок, глина, палочки, лупа, сито, дощечки, лупа. |
Апрель Тема «Свет и тень» | |||
Цели: Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное. Закрепление знание детей о значении солнца (свет, тепло) на планете Земля. Задачи: закрепление знания детей об изменениях, происходящих в природе, связанных с изменением светового дня. дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. понять причину возникновения солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом); познакомить с образованием тени от предметов; установить сходство тени и объекта; создать с помощью теней образы. | 1.Предложить детям поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении, прятать их (прикрыв ладошкой). 2.Предложить детям в темной комнате посветить фонариком. 3. Предложить детям на пути луча света поместить какой-либо предмет. 4. Поместить стаканчики с растущим луком в светлом месте и темном. | Познавательная деятельность: - занятие «Свет, да будет свет!»; - беседа об образовании тени; Речевая деятельность: - разгадывание загадок о солнце, свете и тени. - чтение и заучивание стихотворений о солнышке. - чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце» Изобразительная деятельность: -рисование портретов при помощи тени; -рисование иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце» Игровая деятельность: - игры с солнечными зайчиками; - игра «Теневой театр» Работа с родителями: консультация «Еще одна игра!» | Настольная лампа, наборы предметов, изготовленных из разных материалов6 из бумаги, пластмассы, дерева, металла. Зеркала. Оборудование для теневого театра, фонарь. |
Май Тема «Жизнь растений» | |||
Цели: 1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт. 2. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы. 3. Развивать исследовательский интерес, любознательность. 4. Воспитывать желание беречь окружающую среду. Задачи: закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия; устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений. Помочь детям увидеть красоту природы | 1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах – с сухой и влажной ватой. 2.Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся). 3. Опыт «Какая часть листа дышит?» 4. Выращивание семян на разных почвах – чернозем, песчаная почва, глинистая почва. | Познавательная деятельность: - занятие «Мы – друзья природы» - экскурсия в весенний сад; - сбор растений для гербария. Речевая деятельность: - разгадывание загадок о растениях, их основных частях; - чтение “Сказок матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова. Изобразительная деятельность: -изготовление декоративного панно из растений; - лепка «Цветы, цветы» Игровая деятельность: - дидактические игры «Определи цветок по листочку», «Назови плод», «Что лишнее?» Музыкальная деятельность: -заучивание песни Калинка», - прослушание в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн “Из солнечных лучей...”, Е. Кочеткова “Дерево” Работа с родителями: - участие родителей в субботнике по благоустройству территории (побелка стволов деревьев); - подготовка коллекции семян. | Схемы, модели роста растений. Гербарий лекарственных растений нашего края. |
Способы фиксации результатов исследования: зарисовка опытов; составление рассказов; фотовыставка; аппликации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...
Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...
Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...
Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности...
Организация исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал полезен воспитателям...