Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности, которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_tematicheskoe_planirovanie._st._gr.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное Белгородского района»

ПРОЕКТ «Шаги в будущее»

Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

А. М. Чеботарева,

Воспитатель МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное».

Цели и задачи

исследования

Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности

Элементы предметно-развивающей среды

Сентябрь

Тема «Воздух»

Цели:

1. Развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

2. Воспитывать бережное отношение к природе как к источнику чистого воздуха, необходимого для жизни всего живого.

3. Развивать творческие способности, логику и мышление, умение зарисовывать опыты.

 4. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы.

Задачи:

Подвести детей к пониманию того, что воздух невидим, прозрачен.

Подвести детей к пониманию того, что воздух есть во всем.

Подвести детей к пониманию того, что воздух легкий.

Подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.

Подвести детей к пониманию того, что воздух не имеет собственного запаха

1.Взять пустой стакан и банку с водой. Перевернуть стакан вверх дном и мед ленно опускать его в банку. Стакан держать ровно.

2. Взять стакан с водой и трубочку. Опустить трубочку в стакан и подуть в нее.

3. Взять надувные игрушки и опустить в таз с водой.

4. Взять палку длиной около 60 см., на ее середине закрепить веревочку, к обоим концам палки привязать два одинаковых шарика. Повесить палку на веревочку. Палка висит горизонтально.

5. В пустых банках подержать некоторое время разные ароматные продукты ( корки апельсинов, чеснок, лук и др). Через некоторое время предложить детям понюхать пустые банки и определить, что в них находилось.

Познавательная деятельность:

- беседа с детьми «Откуда берется ветер»;

-чтение стихотворений о ветре;

-чтение произведения «Легкие планеты».

Речевая деятельность: чтение рус. нар. сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» и беседа о ней.

Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.

Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги «оригами» (тюльпан надувается с помощью воздуха).

Работа с родителями:

- консультации на темы: «Как познакомить детей со свойствами воздуха», «Дыхательная гимнастика для детей»;

- изготовление игрушек для игр с воздухом.

1.Схемы опытов.

2. Пособия для экспериментов.

3. Картинки: вентилятор, веер и т.п.

4. Альбом «Люди и небо».

5. Кроссворд на тему «Воздух»

Октябрь

Тема «Воздух»

Цели:

1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.

2. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы.

3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.

4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Задачи:

Подвести детей к пониманию того, что воздух бывает теплым и холодным4 теплый – легкий, холодный – тяжелый.

Дать детям понятие о движении воздуха.

Дать детям понятие о загрязнении воздуха.

1.Взять две свечи, приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Одну держать внизу, другую наверху образовавшейся щели. Определить направление пламени свечи.

2. Взять миски с водой (для каждого ребенка). В каждой миске свое «море»: красное, черное, желтое. Дети дуют на воду – получаются «волны».

3. Зажечь свечу, подержать над ее пламенем стекло или фарфоровую чашку. Наблюдение за образованием копоти.

4.

Познавательная деятельность:

- рассматривание иллюстраций с изображением ветра, беседы

- разгадывание загадок;

- уточнить, что движение воздуха называется ветром.

Речевая деятельность: чтение нар. «Морозко» и беседа о ней.

Изобразительная деятельность: передать в рисунке ветер: сильный, могучий, слабый и спокойный.

Музыкальная деятельность: работа над дыханием, упражнения на поддувание.

Конструктивная деятельность: конструирование из бумаги корабликов, султанчиков.

Игровая деятельность:  пускание парусных корабликов по воде.

Работа с родителями:

- консультации «Влияние свежего воздуха на организм»

1.Зарисовка опытов.

2.Фотографии.

3.Изготовление вееров.

Способы фиксации результатов исследования:

- диагностирование;

- зарисовка опытов;

- составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»)

- изготовление аппликаций (коллажа)

Ноябрь

Тема «Вода»

Цели:

1. Дать детям представление о воде и ее свойствах.

2. Развивать речь-доказательство.

3. Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности.

Задачи:

Подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплой, горячей, холодной.

Подвести детей к пониманию того, что вода прозрачная.

Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет вкуса.

Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха.

1.Во время мытья рук измерить температуру воды.

2. Взять два стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опустить камушки или монетки.

3. Сравнить на вкус воду, молоко и сок.

4. Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлен ароматизатор.

Речевая деятельность: чтение экологического рассказа « Как люди речку обидели», беседа

Изобразительная деятельность: окрашивание воды с помощью красок.

Музыкальная деятельность: прослушивание мелодий, передающих журчание воды, капель, шум дождя.

Трудовая деятельность:

- кормление рыбок и опрыскивание растений в «уголке природы».

Игровая деятельность: 

- настольно-дидактическая игра «Волшебница-вода».

Работа с родителями:

- беседы о закаливающих процедурах.

1. Карты «Свойства воды».

2. Изображение ручья, реки, озера, моря, океана.

3. Карта мира.

4. Пособие «Круговорот воды в природе».

Декабрь

Тема «Вода»

Цели:

1. Уточнить представления детей о воде и ее свойствах.

2. Сформировать понятие о воде как о главном источнике жизни.

3. Поддерживать интерес к исследованиям.

Задачи:

Подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.

Подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие нет.

Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

1. Переливать воду из одного сосуда в другой.

2. В один стакан положить речной песок, в другой – сахарный.

3. Налить воду в сосуды разной формы.

Познавательная деятельность:

- занятие «Роль воды в жизни людей, животных и растений»;

- рассматривание альбома «Природа родного края».

Речевая деятельность:

- отгадывание загадок.

- разучивание произведений народного творчества о воде;

Изобразительная деятельность: рисование озер, рек, прудов. 

Игровая деятельность:  дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Работа с родителями: изготовление игрушек для игр с водой.

1. Сосуды.

2. Речной и сахарный песок.

3. Альбомы  с иллюстрациями.

Способы фиксации результатов исследования:

диагностирование;

рисунки;

составление рассказов;

подбор фотографий;

аппликация.

Январь

Тема «Снег и лед»

Цели:

1. Познакомить детей с тем, что большую часть земного шара занимает вода, уточнить представления детей о разных состояниях воды.

2. Воспитывать любознательность;

3. Развивать речь.

Задачи:

Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

Подвести детей к пониманию того, что снег  - это одно из состояний воды.

1. Принести снег и лед в помещение.

2. Положить горсть снега сначала на открытую ладонь, затем на ладонь в варежке.

3. Освобождение фигурок из «ледяного плена».

Познавательная деятельность:

- занятие «Зима»;

- рассматривание иллюстраций о зиме.

Речевая деятельность:

- беседа «Зимние забавы»;

- чтение и заучивание стихов  И. Сурикова, А. Барто, Ф. Тютчева.

Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима».

- рассматривание репродукций картин известных художников на зимнюю тематику. 

Музыкальная деятельность:  разучивание и пение песен о зиме.

Трудовая деятельность: совместная деятельность детей и взрослых в постройке на участке горок и забавных поделок.

1.Картотеки опытов.

2.КнигаС. Сахарнова «По морям вокруг земли».

3.Репродукции картин известных художников.

Февраль

Тема «Снег и лед»

Цели:

1. Дать понятие о защитных свойствах снега.

2. Дать понятие о загрязнении воды и снега.

3. Развивать речь и любознательность.

Задачи:

Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

1.В морозный день предложить детям слепить снежки на улице. Принести снег в помещение и предложить слепить снежки здесь.

2. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть их в снег на разную глубину.

3. Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр.

Речевая деятельность:

- чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», беседа по ней;

- чтение стихов, пословиц, поговорок о снеге;

- беседа о том, какую пользу приносит снег в сельском хозяйстве.

Изобразительная деятельность: рисование на тему «Зима».

- рисование на тему «Зима пришла», «Снеговик»;

- лепка «Девочка в зимней шубе»

Музыкальная деятельность: 

- прослушивание: Г. Свиридов «Метель», П. И.Чайковский «Зимние грезы», «Декабрь», А. Вивальди «Вьюга»

Трудовая деятельность: 

- расчистка дорожек от снега;

- укутывание снегом стволов молодых деревьев.

1. Фотовыставка «Зимние развлечения».

2. Иллюстрации на тему «Зима».

3. Книжки-самоделки на тему «Зима».

Способы фиксации результатов исследования:

зарисовка опытов;

составление рассказов;

подбор фотографий;

коллективная аппликация «Снег и лед»

Март

Тема «Песок и глина»

Цели:

1. Познакомить детей с глиной и песком, которые составляют основу почвы.

2. Рассказать о том, что почва, песок, глина – компоненты природы.

3.Уточнить правила поведения в природе.

Задачи:

Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная и глинистая.

Выяснить, что в почве для жизни живых организмов есть воздух и вода.

 Познакомить детей со свойствами песка и глины: рыхлые, сыпучие, твердые.

1. Взять стаканы с песком и глиной. Предложить высыпать песок и глину в чашку, перемешать.

2. Попробовать «посадить» палочку в стаканчики с песком и с глиной поочередно.

3. Предложить слепить шарики из сухой, потом из влажной глины.

4. Предложить слепить шарики из влажного песка и глины и оставить их до высыхания.

5. Посадить в стаканчик с песком и глиной семена фасоли.

6. Рассмотреть через лупу из чего состоят песок и глина.

Познавательная деятельность:

- занятие «Жизнь подземных жителей»;

- беседа о загрязнении почвы;

Речевая деятельность:

- разгадывание загадок;

- чтение и заучивание пословиц и поговорок о матушке-земле.

Изобразительная деятельность: лепка из глины. 

Игровая деятельность: 

игры с песком.

Трудовая деятельность: 

лука посадка.

Работа с родителями:

Выставка поделок из глины.

Песок, глина, палочки, лупа, сито, дощечки, лупа.

Апрель

Тема «Свет и тень»

Цели:

Вызвать у детей желание узнать новое, неизведанное.

Закрепление знание детей о значении солнца (свет, тепло) на планете Земля.

Задачи:

закрепление знания детей об изменениях, происходящих в природе, связанных с изменением светового дня.

дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света.

понять причину возникновения солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом);

познакомить с образованием тени от предметов;

установить сходство тени и объекта;

создать с помощью теней образы.

1.Предложить детям поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении, прятать их   (прикрыв ладошкой).

2.Предложить детям в темной комнате посветить фонариком.

3. Предложить детям на пути луча света поместить какой-либо предмет.

4. Поместить  стаканчики с растущим луком в светлом месте и темном.

Познавательная деятельность:

- занятие «Свет, да будет свет!»;

- беседа об образовании тени;

Речевая деятельность:

- разгадывание загадок о солнце, свете и тени.

- чтение и заучивание стихотворений о солнышке.

- чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»

Изобразительная деятельность:

-рисование портретов при помощи тени;

-рисование иллюстраций к сказке К. И. Чуковского «Краденое солнце» 

Игровая деятельность: 

- игры с солнечными зайчиками;

- игра «Теневой театр»

Работа с родителями:

консультация «Еще одна игра!»

Настольная лампа, наборы предметов, изготовленных из разных материалов6 из бумаги, пластмассы, дерева, металла.

Зеркала.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Май

Тема «Жизнь растений»

Цели:

1. Развивать у детей творческие способности, логику, мышление, умение зарисовывать опыт.

2. Способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы.

3. Развивать исследовательский интерес, любознательность.

4. Воспитывать желание беречь окружающую среду.

Задачи:

закрепить умения ухаживать за растениями, называть свои действия; устанавливать простейшие связи между явлениями природы и жизни растений.

Помочь детям увидеть красоту природы

1.Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах – с  сухой и влажной ватой.

2.Поставить букет цветов в вазу с подкрашенной водой (через некоторое время стебли окрасятся).

3. Опыт «Какая часть листа дышит?»

4. Выращивание семян на разных почвах – чернозем, песчаная почва, глинистая почва.

Познавательная деятельность:

- занятие «Мы – друзья природы»

- экскурсия в весенний сад;

- сбор растений для гербария.

Речевая деятельность:

- разгадывание загадок о растениях, их основных частях;

- чтение Сказок матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова. 

Изобразительная деятельность:

-изготовление декоративного панно из растений;

- лепка «Цветы, цветы»

 Игровая деятельность: 

- дидактические игры «Определи цветок по листочку», «Назови плод», «Что лишнее?»

Музыкальная деятельность: 

-заучивание песни Калинка»,

- прослушание в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн “Из солнечных лучей...”, Е. Кочеткова “Дерево”

Работа с родителями:

- участие родителей в субботнике по благоустройству территории (побелка стволов деревьев);

- подготовка коллекции семян.

Схемы, модели роста растений.

Гербарий лекарственных растений нашего края.

Способы фиксации результатов исследования:

зарисовка опытов;

составление рассказов;

фотовыставка;

аппликации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".

         С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Проект «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи проекта.Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы определили следующую цель проекта:- развитие познавательной активности, интелл...

Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...

Перспективное планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное  планирование по экспериментально – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....