Опыт работы по организации исследовательской деятельности с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Уважаемая редакция!
Я работаю воспитателем по экологии в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области.
Ребенок дошкольного возраста- по натуре исследователь, ему все интересно, неслучайно дошкольное детство называют возрастом «почемучек». Что же ребенку наиболее близко? Конечно, то, что его окружает, что он видит каждый день. Но в этой привычности столько неизведанного, удивительного для ребенка, что требует ежеминутного постижения. Вот почему мы решили использовать методику проведения исследований А.И.Савенкова в экологическом образовании.
Другая, немаловажная причина, заключается в следующем. Экологическое образование, как и любое другое, связано с получением и постепенным накоплением информации. Давая информацию детям на занятиях, мы хотели получить обратную связь от них. Но уже через несколько дней дети с трудом вспоминали материал прошедшего занятия. Возник вопрос, как сделать обучение эффективным и результативным, чтобы дети могли не только запомнить то, о чем говорилось на занятии, но и применить это в практической деятельности. Мы пришли к выводу, что это можно сделать только в том случае, если ребенок сам участвует в получении знаний, учится самостоятельно исследовать окружающий мир.
Существует немало инновационных методов, нацеленных на развитие как творческого мышления, так и познавательных способностей в целом: это ТРИЗ, мнемотехника, моделирование. Все они могут с успехом применяться в экологическом образовании дошкольников, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является методика обучения дошкольников исследованиям А.И.Савенкова, т.к. она органично сочетает в себе все вышеназванные методы и позволяет превратить сложный процесс усвоения знаний в увлекательное занятие.
Впервые мы начали применять эту методику в начале 2007-2008 уч. года, когда дети были в старшей группе. С ней познакомились воспитатели, психолог. Мы поставили цель:
Сформировать у детей исследовательские навыки в процессе ознакомления с природой.
Задачи:
- Развивать внимание и наблюдательность
- Упражнять детей в умении задавать вопросы, видеть проблемы, умении выдвигать гипотезы, классифицировать
- Познакомит детей с методами исследования- способами получения знаний
- Научить детей фиксировать полученную информацию с помощью пиктограмм и моделей и, пользуясь ими, отражать полученную информацию.
Для решения этих задач мы объединили свои усилия. Сначала мы определили круг умений и навыков детей, которые помогают сформировать исследовательское поведение.
Содержание работы
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
1.«Найди ошибку художника»
2.Упражнения по принципу «Что изменилось?»
3.Упражнение «Найди 5 отличий»
4.«Найди два одинаковых предмета»
5.Задание- разобраться в хитросплетениях линий и найти изображения предметов.
Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы
- «Смотреть на мир чужими глазами».Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы учим детей ставить себя на место другого человека, животного, растения или даже неодушевлённого предмета.
Что в листве поёт синица
И зачем защёлкал клёст
Почему сове не спится
И о чём мечтает мост
- «Наблюдаем настроение». Исследование настроений, чувств, мотивов поведения других людей. (н-р., чтение сказок, зарисовки настроения)
«Карусель». Подобные игры создают ощущение быстрой смены событий. Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель». Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого оборота происходит остановка в разных мирах: мире Воды, Воздуха, Огня, разных временах года, экосистемах и т.д. Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру.
Учимся выдвигать гипотезы
- Детям предлагается дать несколько вариантов ответа на вопросы, н-р,
-Почему весной тает снег?
-Почему зимой идет снег, а летом только дождь?
-Почему цветы имеют такую яркую окраску?
2. «Представьте себе, что воробьи стали размером с больших орлов», «Люди стали в несколько раз меньше(или больше), чем сейчас». Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез.
Учимся задавать вопросы
- Упражнение. Детям показывают картинки с изображением людей, животных и предлагают задать вопросы тому, кто изображен.
- Игра «Что в чудесном мешочке?». Педагог кладет в мешочек любой знакомый детям предмет и говорит о том, что дети его увидят, когда отгадают, что это. А для этого надо задавать вопросы.
- Различные варианты игры «Да-нет».
Учимся давать определения понятиям
Основным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются загадки. Причем не только их отгадывание, но и составление.
Учимся классифицировать
- Упражнения по принципу «Четвертый лишний»
- Задания на нахождение недостающего объекта.
- Игра «Подбери противоположные понятия»
Над развитием этих навыков мы работали параллельно: я как эколог включала в свои занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты эти упражнения и игры, воспитатели тоже использовали их в работе с детьми на занятиях познавательного цикла и вне занятий. Педагог-психолог проводил еженедельные «Уроки творчества». Таким образом , проводя параллельно работу по развитию творческих способностей детей, мы приступили к проведению исследований под руководством педагога. Проходили они на занятиях по экологии, тематика их соответствовала программным задачам.
Формируя у детей исследовательские умения в рамках данной методики, мы столкнулись с некоторыми проблемами
- Сложно научить детей задавать вопросы в искусственно созданной ситуации
Для решения данной проблемы мы хотим предложить детям подготовительной группы выпускать газету «Знатоки природы», в ходе подготовки которой необходимо не только задавать вопросы, но и научится доводить до читателей то, что дети узнали.
- Много времени уходит на зарисовки, но с введением моделирования эта проблема стала постепенно разрешаться. Абстрактный значок можно нарисовать гораздо быстрее чем пиктограмму.
- Детям сложно даётся анализ полученной информации в силу преобладающего образного мышления. Мы стараемся давать самые простые признаки для её структурирования и подкреплять их картинками.
- Исследовательскую деятельность сложно проводить с целой группой детей
В будущем в детском саду предполагается создание экологической комнаты и переход на занятия подгруппами
Результат
В результате применения методики А.И. Савенкова в течение одного года дети стали более наблюдательны, у них появились умения задавать вопросы, понимать зависимости состояния объектов природы от воздействия разных факторов. Появились также некоторые навыки пиктографирования, моделирования.
В уровне усвоения программного материала по экологическому образованию наблюдается положительная динамика:
Сравнительная диаграмма усвоения детьми программы экологического образования в 2007-2008г.г.
Надеемся, что когда наши дети придут в школу, учёба не будет для них скучным занятием, а станет источником интересных знаний, полученных в самостоятельном творческом поиске.
Свой опыт работы по использованию методики А.И.Савенкова в экологическом образовании я представила на городском и областном конкурсах «Учитель года 2009» и стала победителем в номинации «Воспитатель года».
Думаю, что тем читателям вашего журнала, которые заинтересуются применением данной методики в образовании дошкольников будут интересны представленные мною конспекты мероприятий с детьми.
Литература:
- Савенков А.И. Я исследователь. Тетрадь-учебник для младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара.: Учебная литература. 2004.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. –М.: Генезис. 2005.
- Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. –М.: Генезис. 2005.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. –М.: Ось-89. 2006.
Кезик Н.А.
Воспитатель по экологии
МДОУ№8 «Золотой ключик»
г.Мирный, Архангельская обл.
адрес: 164170
ул.Ленина, д.49, кв.42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по сюжетному рисованию с детьми старшей группы
Сюжетное рисование сложный вид. Детям необходимо иметь композиционные умения и технические навыки. Кропотливая и целенаправленная работа позволила получать результаты....
Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...
Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми 5-6 лет
Опыт работы по патриотическому воспитанию...
" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...
Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»
Наше дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....
Опыт работы по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Составила воспитатель МБДОУ Детский сад 32...
«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...