Опыт работы по организации исследовательской деятельности с детьми
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кезик Наталья Андреевна

Описание работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемая редакция!

Я  работаю воспитателем по экологии в МДОУ №8 г. Мирный Архангельской области.

Ребенок дошкольного возраста- по натуре исследователь, ему все интересно, неслучайно дошкольное детство называют возрастом «почемучек». Что же ребенку наиболее близко? Конечно, то, что его окружает, что он видит каждый день. Но в этой привычности столько неизведанного, удивительного для ребенка, что требует ежеминутного постижения. Вот почему мы решили использовать методику проведения исследований А.И.Савенкова в экологическом образовании.

 Другая, немаловажная причина, заключается в следующем. Экологическое образование, как и любое другое, связано с получением и постепенным накоплением информации. Давая информацию детям на занятиях, мы хотели получить обратную связь от них. Но уже через несколько дней дети с трудом вспоминали материал прошедшего занятия. Возник вопрос, как сделать обучение эффективным и результативным, чтобы дети могли не только запомнить то, о чем говорилось на занятии, но и применить это в практической деятельности. Мы пришли к выводу, что это можно сделать только в том случае, если ребенок сам участвует в получении знаний, учится самостоятельно исследовать окружающий мир.

Существует немало инновационных методов, нацеленных на развитие как творческого мышления, так и познавательных способностей в целом: это ТРИЗ, мнемотехника, моделирование. Все они могут с успехом применяться в экологическом образовании дошкольников, но наиболее эффективной, на наш взгляд, является методика обучения дошкольников исследованиям А.И.Савенкова, т.к. она органично сочетает в себе все вышеназванные методы и позволяет превратить сложный процесс усвоения знаний в увлекательное занятие.

 Впервые мы начали применять эту методику в начале 2007-2008 уч. года, когда дети были в старшей группе. С ней познакомились воспитатели, психолог. Мы поставили цель:

Сформировать у детей исследовательские навыки в процессе ознакомления с природой.

Задачи:

  1. Развивать внимание и наблюдательность
  2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, видеть проблемы, умении выдвигать гипотезы, классифицировать
  3. Познакомит детей с методами исследования- способами получения знаний
  4. Научить детей фиксировать полученную информацию с помощью пиктограмм и моделей и, пользуясь ими, отражать полученную информацию.

Для  решения этих задач мы объединили свои усилия. Сначала мы определили круг умений и навыков детей, которые помогают сформировать исследовательское поведение.

Содержание работы

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности

 1.«Найди ошибку художника»

2.Упражнения по принципу «Что изменилось?»

3.Упражнение «Найди 5 отличий»

4.«Найди два одинаковых предмета»

5.Задание- разобраться в хитросплетениях линий и найти изображения предметов.

Задания и упражнения для развития умения видеть проблемы

  1. «Смотреть на мир чужими глазами».Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем- способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого мы учим детей ставить себя на место другого человека, животного, растения или даже неодушевлённого предмета.

Что в листве поёт синица

И зачем защёлкал клёст

Почему сове не спится

И о чём мечтает мост

  1. «Наблюдаем настроение». Исследование настроений, чувств, мотивов поведения других людей. (н-р., чтение сказок, зарисовки настроения)

 «Карусель». Подобные игры создают ощущение быстрой смены событий. Педагог предлагает детям мысленно «сесть на карусель». Дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который педагог держит над головой. После каждого оборота происходит остановка в разных мирах: мире Воды, Воздуха, Огня, разных временах года, экосистемах и т.д. Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что соответствует этому миру.

Учимся выдвигать гипотезы

  1. Детям предлагается дать несколько вариантов ответа на вопросы, н-р,

-Почему весной тает снег?

-Почему зимой идет снег, а летом только дождь?

-Почему цветы имеют такую яркую окраску?

2. «Представьте себе, что воробьи стали размером с больших орлов», «Люди стали в несколько раз меньше(или больше), чем сейчас». Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез.

                                  Учимся задавать вопросы

  1. Упражнение. Детям показывают картинки с изображением людей, животных и предлагают задать вопросы тому, кто изображен.
  2. Игра «Что в чудесном мешочке?». Педагог кладет в мешочек любой знакомый детям предмет и говорит о том, что дети его увидят, когда отгадают, что это. А для этого надо задавать вопросы.
  3. Различные варианты игры «Да-нет».

                          Учимся давать определения понятиям

Основным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются загадки. Причем не только их отгадывание, но и составление.

                                  Учимся классифицировать

  1. Упражнения по принципу «Четвертый лишний»
  2. Задания на нахождение недостающего объекта.
  3. Игра «Подбери противоположные понятия»

 Над развитием этих навыков мы работали параллельно: я как эколог включала в свои занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты эти упражнения и игры, воспитатели  тоже использовали их в работе с детьми на занятиях  познавательного цикла и вне занятий. Педагог-психолог проводил еженедельные «Уроки творчества». Таким образом , проводя параллельно работу по развитию творческих способностей детей, мы приступили к проведению исследований под руководством педагога. Проходили они на занятиях по экологии, тематика их соответствовала программным задачам.

Формируя у детей исследовательские умения в рамках данной методики, мы столкнулись с некоторыми проблемами

  • Сложно научить детей задавать вопросы в искусственно созданной ситуации

  Для решения данной проблемы мы хотим предложить детям подготовительной группы выпускать газету «Знатоки природы», в ходе подготовки которой необходимо не только задавать вопросы, но и научится доводить до читателей то, что дети узнали.

  • Много времени уходит на зарисовки, но с введением моделирования эта проблема стала постепенно разрешаться. Абстрактный значок можно нарисовать гораздо быстрее чем пиктограмму.
  • Детям сложно даётся анализ полученной информации в силу преобладающего образного мышления. Мы стараемся давать самые простые признаки для её структурирования и подкреплять их картинками.
  • Исследовательскую деятельность сложно проводить с целой группой детей

В будущем в детском саду предполагается создание экологической комнаты и переход на занятия подгруппами

Результат

В результате применения методики А.И. Савенкова в течение одного года дети стали более наблюдательны, у них появились умения задавать вопросы, понимать зависимости состояния объектов природы от воздействия разных факторов. Появились также некоторые навыки пиктографирования, моделирования.

В уровне усвоения программного материала по экологическому образованию наблюдается положительная динамика:

Сравнительная диаграмма усвоения детьми программы экологического образования в 2007-2008г.г.

Надеемся, что когда наши дети придут в школу, учёба не будет для них скучным занятием, а станет источником интересных знаний, полученных в самостоятельном творческом поиске.    

Свой опыт работы   по использованию методики А.И.Савенкова в экологическом образовании я представила на городском и областном конкурсах «Учитель года 2009» и стала победителем  в номинации «Воспитатель года».

Думаю, что тем читателям вашего журнала, которые  заинтересуются  применением данной методики в образовании дошкольников будут интересны представленные мною конспекты мероприятий с детьми.

Литература:

  1. Савенков А.И. Я исследователь. Тетрадь-учебник для младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара.: Учебная литература. 2004.
  4. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. –М.: Генезис.  2005.
  5. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. –М.: Генезис.  2005.
  6. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. –М.: Ось-89. 2006.

Кезик Н.А.

Воспитатель по экологии

МДОУ№8 «Золотой ключик»

г.Мирный, Архангельская обл.

адрес: 164170

ул.Ленина, д.49, кв.42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по сюжетному рисованию с детьми старшей группы

Сюжетное рисование сложный вид. Детям необходимо иметь композиционные умения и  технические навыки. Кропотливая и целенаправленная работа позволила получать результаты....

Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...

Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми 5-6 лет

Опыт работы по патриотическому воспитанию...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»

Наше  дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....

«ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ»: ОПЫТ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопрос «Кем быть?» является жизненно важным на протяжении всего существования человека. Ведь отвечая на него, каждый определяет свое будущее. Наблюдая, в какие игры играют дети, какие игру...