семинар для педагогов
методическая разработка по теме

Натыкан Екатерина Геннадьевна

материалы семинара "Метод проектов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл desktop.rar675.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы

«Детский сад №80»

ОБУЧАЮЩИЙ СЕМИНАР

«Место проекта в образовательном процессе ДОУ»

Подготовлен и проведён  старшим воспитателем

Екатериной Геннадьевной Натыкан

( I кв.кат. по должности воспитатель;

для педагогов ДОУ, 30.10.2013 года)

2013 – 2014 учебный год

Цель -  использование метода проектов в деятельности ДОУ, создание системы по развитию познавательной, творческой и коммуникативной активности детей дошкольного возраста, разработка и внедрение в ДОУ  групповых проектов.

1. Настрой на работу.

Упражнение "Ассоциации"

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на Его слово - ассоциацию, и т. д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло ...

Начинать игру нужно по очереди, по кругу.

2. Определение правил работы на семинаре

Познакомить педагогов с  правилами, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.

1. Здесь и теперь. Это правило ориентирует педагогов на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.

2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому педагогу и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.

3. Активность. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый педагог имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.

3. Теоретическая часть.

     «Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы  будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять на, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы».                                    

М.Монтессори        

(1к)

       Современный мир меняется с невероятной скоростью. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов.

       Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

       Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов.    Главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня профессионализма и педагогической компетентности.

(2к)

        Последнее время в системе образования – это время инноваций.  Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

       Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

(3к)

Что такое проект? (проверить знания педагогов, умение работать с педагогическим словариком)

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

     Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

(4к)                 Типы проектов по Л.В.Киселёвой

      Проекты вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные,  ролево -  игровые,  практико-ориентированные и другие, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

       Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

   

(5к)    

« Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка»

 Так что же собой представляет ПРОЕКТ?

Очень легко запомнить и уяснить , что проект – это 5 «П»:

        Проблема;

        Проектирование или планирование;

        Поиск информации;

        Продукт;

        Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

(6к)                         

Хочу представить вашему вниманию способы разработки проектов:

  1. Системная паутинка по проекту;
  2. "Модель трёх вопросов"
  3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  4. Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

(На каждую группу раздаются памятки,

для самостоятельного изучения и дальнейшей работы)

(7к)

«Тема проекта- то, что мы узнаём.

Проект- то, что мы делаем»

  1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом,
  2. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на тот период, который рассчитан на его длительность. При этом учитываются виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды, способствующей изучению темы проекта.
  3. Но, не стоит забывать о самом главном: уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей:

Метод мозговой атаки:

  • в младших группах малыши являются кем? (предполагаемые ответы) дети наблюдают за деятельностью взрослого;
  • в среднем возрасте принимают что? (предполагаемые ответы)

дети принимают участие в реализации проекта,

  • в старшем возрасте являются кем? (предполагаемые ответы)

дети – полноправные участники проекта.  Главное действующее лицо в старшем дошкольном возрасте - ребёнок. Это ядро вокруг, которого строится вся дальнейшая работа по методу проекта.

(на каждую группу раздаются памятки в виде таблицы, где отражена деятельность педагога и детей в проекте)  

(8к)

Роль педагога при взаимодействии с семьёй

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

4. Рефлексия

Упражнение "Мишень"

Решение семинара:

Итак, можно сделать следующие выводы:

1.        Метод проектов можно использовать в сочетании с  программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2.        Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

3.        Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно педагогом-психологом детского сада.

4.        Педагоги дошкольного учреждения  могут использовать методы проектной деятельности  в работе с детьми.

5.        Родители станут активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Домашнее задание:

  1. Краткосрочный коллективный исследовательско–игровой проект «Эти крышки - волшебницы» (старший дошкольный возраст)

Цель: Учить видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.

  1. Творческий, краткосрочный проект «Картотека пословиц» (подготовительные к школе группы)

Цель: Создание картотеки пословиц при условии использования мнемотехнических приемов.

  1. Проектная деятельность в группе раннего возраста,  Проект «Водичка, водичка… »

 Цель проекта: Через различные виды деятельности дать малышам элементарные представления о свойствах воды; о значении воды для поддержания чистоты. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей раннего возраста.

Презентация проекта и предоставление коллегам портфолио проекта состоится на педагогическом совете.

  1. Всем остальным возрастным группам изучить методическую литературу по данному вопросу и сделать единую картотеку: название (книги, журналы, источники интернет), автор, издательство, год издания.

Заключение:

В заключение хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании не просто дань какой-то моде, а необходимость, продиктованная самой жизнью.

Используемая литература.

Методическая поддержка старшего воспитателя. Рыба-диск "Проектная деятельность в ДОУ", МЦФЭР, ресурсы образования.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...