«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
статья (младшая группа) по теме
Доклад на тему "Использование руссго фольклора с детьми раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель: Рау Анна Александровна
Взрослые могут многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка, способной воспринимать, любить, утверждать в жизни прекрасное. Чтобы определить оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, развивать его стремление к красоте, истине, благородству, побуждать в душе стыд, гнев, мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства в окружающем. Опираясь на своеобразие интеллекта, надо развивать природные задатки, формировать эстетический вкус, интересы, идеалы добра, сострадания, порядочности, долгом перед близкими людьми и обществом.
Поэтому в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Основная цель – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком любого дошкольного возраста.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью я легко устанавливаю с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у меня использующую народное поэтическое творчество для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Потешки, приговорки, потешки - первые художественные произведения которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Знакомство с народным творчеством начинаю с малышами с потешек, колыбельных песенок. Предложив детям покачать куклу я нежно приговариваю:
Баю - бай, баю - бай.
Ты, собачка, не лай.
Белобока не скули.
Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, показываю, как громко лает собачка. После коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную жизнь.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания иллюстраций,
картинок, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, рассказываю о персонажах потешек, о его особенностях. В предварительной беседе рассказываю, объясняю значение новых слов, которые ребята услышат. Так, например, до чтения потешки «Конь» рассказываю детям об этом животном.
Ходит конь по бережку, вороной по зеленому,
Он головушкой потряхивает,
золотой уздой побрякивает.
Все колечушки - то - бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Произведение народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспроизводиться своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся мною, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные на распев, ласково негромко успокаивают.
Я использую потешки, чтобы заставить детей двигаться, например:
Киска, киска, киска брысь'
На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет.
Через киску упадет!
Или:
Встань малыш, ещё разок.
Сделай маленький шажок.
Топ - топ:
Ходит мальчик наш с трудом,
первый раз обходит дом.
Удачно подобранная потешка помогает во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей
дружелюбия, доброжелательности, чувства соперничества. Если в группе кто
- то из малышей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая:
«Не плачь. Не плачь, куплю калач».
Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего
возраста особое значение приобретают игры - забавы с использованием
фольклора. Я ввожу в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить активность. Например: в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катенька, маленька...», а так же:
Гу – ту - ту!
Гу – ту - ту!
Варим кашку круту.
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки. В которых малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
На дубочке, на дубочке
'Гут сидят два голубочка.
У них шейки голубые.
У них перья золотые.
Особое внимание я обращаю на эмоциональное чтение произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описанным ситуациям. Далеко не все дети могут сразу передать характерные особенности персонажей и, чтобы им было легче, можно прибегнуть к настольному театру, или же предложить детям самим исполнить те или иные роли. Например, в сказке «Курочка ряба» - роль дедушки, бабушки, курочки, мышки. В сказке «Репка» роли – дедушки, бабушки, внучки, жучки, кошки, мышки, репки.
Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки, песенки, почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например: при чтении потешки «Сорока - белобока» поставить деток друг за другом и раздавать им кашу, а самому последнему «который ничего не делал», сказать: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». При чтении потешки «Расти, коса» я предлагаю кому - либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает. При последних повторениях потешки эти действия сопровождаются текстом.
Мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста помогает им в овладении навыками речевого общения. А из личного опыта матери я усвоила, что пение народных колыбельных песен - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо – ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный мир, противоречивый и обманчивый мир! А как важна привычка постоянного общения с матерью! А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь.
Сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у него. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. НАРОДНОЕ ГУЛЯНЬЕ «СВЯТКИ»
"Святки", зимние забавы....
Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»
Взаимосвязь изучения фольклора со всеми направлениями воспитания детей: познание, художественно-эстетическое, физическое, речевое и социально-коммуникотивное развитие...