«Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»
статья (младшая группа)
Взаимосвязь изучения фольклора со всеми направлениями воспитания детей: познание, художественно-эстетическое, физическое, речевое и социально-коммуникотивное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»
Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития ребёнка, формирования разнообразных знаний, умений, навыков и поведения.
Задача в воспитании детей этого возраста - правильно организовать становление личности ребёнка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых. Для детей раннего возраста характерна огромная потребность в общении. Благодаря общению развивается речь ребёнка, с развитием речи становится точнее и осмысленнее восприятие ребёнком окружающих предметов и явлений.
Детский фольклор (народное творчество) имеет множество жанров, направлений: колыбельные песни, потешки, скороговорки, загадки и детские сказки.
Познавая произведения народного творчества, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость труда, уважение к людям, бережное отношение к природе. Средствами народного искусства активно формируется воображение детей, как образное, так и наглядно-действенное.
Ярче и образнее становится речь. Дети учатся понимать прекрасное, приобретают знания о жизни, о труде людей, о том, что ценят в человеке.
Народные произведения являются мощным и направленным средством воспитания детей.
Работая в группе с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет), я на практике убедилась в том, что народное творчество является действительно незаменимым средством нравственного воспитания детей.
Во-первых, оно близко к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках героев произведений, которые неоднократно совершал сам ребёнок.
Во-вторых, в произведениях воссоздаётся конкретная образная ситуация, что сближает её с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.
В-третьих, художественное, поэтическое слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Малыши искренне переживают за героев и оценивают их поступки и действия, присваивают себе опыт этих героев. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия самих детей.
Чтобы усвоить содержание художественного произведения (будь то сказка или потешка или др.) детьми, я в своей практике использую его неоднократно:
Как материал для чтения, этической беседы, игры (сюжетной, дидактической, подвижной), инсценировки, рисования, т.е., включаю его в различные ситуации и виды деятельности. Персонажи известных детям сказок и потешек «приходят в гости» с просьбой помочь что-либо выполнить, и таким образом побуждают детей к определенному действию – действию заинтересованному, с удовольствием.
Я использую чтение потешек практически во всех режимных моментах (это и утренняя гимнастика, и прием пищи, и одевание-раздевание, мытье рук, причесывание, укладывание спать и, конечно, игра). Это благотворно влияет на общение с детьми, создает положительный эмоциональный фон.
Содержание произведений народного творчества многозначно, и поэтому на него можно опираться при решении многих задач воспитания и обучения. Это:
- создание и поддержание положительного эмоционального отношения, интереса к бытовым процессам;
- подчеркивание их эстетики и красоты;
- ознакомление с окружающим миром, со свойствами предметов;
- создание представлений о правилах поведения, нравственных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков;
- мотивированная оценка поведения ребенка;
- побуждение его к активности и самостоятельности.
Хотя народное произведение используется всегда с конкретной целью, его воздействие комплексно.
В воспитательной и в образовательной работе с детьми раннего возраста я в большей степени использую такое направление народного творчества, сказки и потешки.
1) чтение потешек используется при обучении, а так же закреплении культурно-гигиенических навыков;
2) потешки используются в физическом воспитании, в частности в подвижных играх;
3) в музыкальном воспитании (потешки и народные детские песни);
4) фольклор: сказки, потешки - имеют значение и в изобразительной деятельности, сочетая в себе и изобразительную, и словесную деятельность - в рисовании, лепке;
5) чтение сказок и потешек способствует эстетическому восприятию;
6) велика роль народных произведений в нравственном воспитании. У детей формируется обобщённое представление о положительных качествах: аккуратности, взаимопомощи, заботливости, формируются обобщённые эталоны: каким быть хорошо, а каким – плохо. Слушая сказку или потешку, дети приходят к осознанию значимости правил поведения и нравственных норм;
7) расширяются знания детей о предметах окружения;
8) несомненно, что произведения фольклора дают представление об орудиях труда. Они содержат основную мысль о необходимости совершения каких-либо трудовых действий, способствуют формированию общественных мотивов хозяйственно-бытового труда;
9) знания, представления, полученные при ознакомлении с народными произведениями, дети используют в игре, обращая сюжеты и делая более разнообразными игровые действия;
10) используются потешки для развития мелкой моторики пальцев рук при пальчиковых играх, что способствует развитию речи;
11) формируются сенсорные способности детей (представления о цвете, форме, количестве – много-мало, величине).
Учитывая всё выше перечисленное и постоянно наблюдая за детьми во всех видах их деятельности, я могу с полной уверенностью сделать вывод, что использование произведений устного народного творчества является ценным средством, а также методом воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.
Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Доклад на тему "Использование руссго фольклора с детьми раннего возраста"...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»
Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...
Статья на тему :Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста
ценность использования фольклора в работе с детьм раннего возраста...
Статья: «Использование малых форм устного народного творчества (фольклора) в работе с детьми раннего возраста в режимных моментах».
использование малых форм устного народного творчества (фольклора) в работе с детьми раннего возраста....