Значение художественного творчества для детей с ОВЗ
статья на тему

Подгорная Елена Сергеевна

Данная статья будет интересна  воспитателям   работающим  с детьми дошкольного возраста  с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности уделяю

большое внимание  направлению "Художественно творчество" в работе с детьми с задержкой психического развития и считаю , это направление

приоритетным в своей работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Значимость    художественного творчества   детей  с ОВЗ.

В последние годы изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий

педагогический процесс  в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.  

    Изобразительная  деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-

эстетического  и волевого развития ребенка, для  развития  психических функций: зрительного восприятия,

воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования),

 моторики,  речи.

    В детском саду  рисование, лепка, аппликация  интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату

своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также

использовать в игре. И поэтому, изобразительная  деятельностью занимает особое место в коррекционной

 работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений.

Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается  несовершенство  цветоразличения (узнавание

промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность,

целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную

изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании,

наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет

сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять

и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике

затрудняют  использование  и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой,

 ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают

интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное

стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от

степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало

развития их творчества на следующих возрастных этапах.

Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное

руководство рисованием, лепкой и аппликацией.

Наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

  • показ воспитателем  способов действия , последовательности этапов работы;

       - упражнения;

        - игровые приемы;

       - совместный анализ выполненной работы.

Все  данные  выше  методы  направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов .

.

Во  время свободно-организованной деятельности  и  непосредственно –образовательной деятельности    по

художественному творчеству проводится специальная работа по формированию элементарных математических

 представлений, развитию грамматического строя языка, фонематической стороны языка, ознакомление с

окружающим. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ развитию представлений и наглядных форм МЫШЛЕНИЯ.

ЛЕПКА: один из самых эмоциональных из продуктивных видов

изобразительной деятельности, это азбука представлений о предметах; правильное соотношение частей,

отличие главного от второстепенного тела от приставных частей – все это ясно выражается при

изображении  предмета посредством лепки; в лепке синхронно работают две руки и координируется

работа двух полушарий  мозга ; развивается мелкая моторика ; обогащается сенсорный опыт;

формируется умение планировать свою работу и доводить до конца. Лепные фигурки можно объединять

 в интересные композиции , можно разыграть сказку...


РИСОВАНИЕ: рисование должно быть освоено ребенком в дошкольном возрасте,так как в школе очень

много требований связано именно с навыком рисования; происходит взаимодействие  рисования

с мышлением ребенка; включается в работу двигательные, зрительные , мускульные и осязательные

анализаторы; развивается память, сосредоточенность ,развивается мелкая моторика ;  рисование учит

 вдумываться и подвергать предметы анализу,  соозмерять и находить разницу, сопоставлять и мыслить;

происходит развитие связной речи и словарного запаса;  развивается фантазия ,воображение и самооценка

ребенка.

АППЛИКАЦИЯ: способствует развитию не только изобразительных и  технических умений ,  а и  личностных

 

черт, как настойчивость , выдержка , аккуратность , самостоятельность, способность сосредоточиться ;

 способствует развитию композиционных умений:  умение соотносить части по величине, форме,

 цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в  пространстве;  происходит развитие глазомера,

речи, дети учатся умению анализировать и сравнивать, совершенствуется координация движения рук;

 во время аппликации ребенок овладевает трудовыми умениями.

ОРИГАМИ: помогает развивать внимание и способствует концентрации внимания ,учит терпению , стимулирует

фантазию , развитию творческих способностей. Помогает осваивать начальные знания о геометрии ,как на

плоскости так и в пространстве. Занятия оригами  способствует  развитию конструктивного мышления

дошкольников .

С помощью оригами у детей происходит рывок в развитии речи, обогащается лексика . Оригами готовит  руку

ребенка к письму, и что  способствует  профилактике  появления писчего зажима  , что часто можно наблюдать у

школьников.   В  ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЧЕТАЮТСЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

 И    УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА !  

Художественное творчество , является одним из самых интересных видов деятельности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Значение художественного творчества для развития речи детей с речевой патологией.

Консультация ориентированна для воспитателей ДОУ . Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного ...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...