Значение художественного творчества для детей с ОВЗ
статья на тему
Данная статья будет интересна воспитателям работающим с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности уделяю
большое внимание направлению "Художественно творчество" в работе с детьми с задержкой психического развития и считаю , это направление
приоритетным в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_khudozhestvennogo_tvorchestva_dlya_detey_s_ovz_.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Значимость художественного творчества детей с ОВЗ.
В последние годы изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий
педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-
эстетического и волевого развития ребенка, для развития психических функций: зрительного восприятия,
воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования),
моторики, речи.
В детском саду рисование, лепка, аппликация интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату
своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также
использовать в игре. И поэтому, изобразительная деятельностью занимает особое место в коррекционной
работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений.
Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.
Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание
промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность,
целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную
изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании,
наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет
сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять
и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике
затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой,
ножницами).
Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают
интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное
стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от
степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало
развития их творчества на следующих возрастных этапах.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:
- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;
- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;
- формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;
- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;
- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.
Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное
руководство рисованием, лепкой и аппликацией.
Наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ воспитателем способов действия , последовательности этапов работы;
- упражнения;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Все данные выше методы направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов .
.
Во время свободно-организованной деятельности и непосредственно –образовательной деятельности по
художественному творчеству проводится специальная работа по формированию элементарных математических
представлений, развитию грамматического строя языка, фонематической стороны языка, ознакомление с
окружающим. ЧТО СПОСОБСТВУЕТ развитию представлений и наглядных форм МЫШЛЕНИЯ.
ЛЕПКА: один из самых эмоциональных из продуктивных видов
изобразительной деятельности, это азбука представлений о предметах; правильное соотношение частей,
отличие главного от второстепенного тела от приставных частей – все это ясно выражается при
изображении предмета посредством лепки; в лепке синхронно работают две руки и координируется
работа двух полушарий мозга ; развивается мелкая моторика ; обогащается сенсорный опыт;
формируется умение планировать свою работу и доводить до конца. Лепные фигурки можно объединять
в интересные композиции , можно разыграть сказку...
РИСОВАНИЕ: рисование должно быть освоено ребенком в дошкольном возрасте,так как в школе очень
много требований связано именно с навыком рисования; происходит взаимодействие рисования
с мышлением ребенка; включается в работу двигательные, зрительные , мускульные и осязательные
анализаторы; развивается память, сосредоточенность ,развивается мелкая моторика ; рисование учит
вдумываться и подвергать предметы анализу, соозмерять и находить разницу, сопоставлять и мыслить;
происходит развитие связной речи и словарного запаса; развивается фантазия ,воображение и самооценка
ребенка.
АППЛИКАЦИЯ: способствует развитию не только изобразительных и технических умений , а и личностных
черт, как настойчивость , выдержка , аккуратность , самостоятельность, способность сосредоточиться ;
способствует развитию композиционных умений: умение соотносить части по величине, форме,
цвету, оформлять их в целое, правильно располагать в пространстве; происходит развитие глазомера,
речи, дети учатся умению анализировать и сравнивать, совершенствуется координация движения рук;
во время аппликации ребенок овладевает трудовыми умениями.
ОРИГАМИ: помогает развивать внимание и способствует концентрации внимания ,учит терпению , стимулирует
фантазию , развитию творческих способностей. Помогает осваивать начальные знания о геометрии ,как на
плоскости так и в пространстве. Занятия оригами способствует развитию конструктивного мышления
дошкольников .
С помощью оригами у детей происходит рывок в развитии речи, обогащается лексика . Оригами готовит руку
ребенка к письму, и что способствует профилактике появления писчего зажима , что часто можно наблюдать у
школьников. В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЧЕТАЮТСЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
И УМСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА !
Художественное творчество , является одним из самых интересных видов деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Значение художественного творчества для развития речи детей с речевой патологией.
Консультация ориентированна для воспитателей ДОУ . Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного ...
Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.
Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...
Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.
Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...
Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольского петушка»....
Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки»....