Значение художественного творчества для развития речи детей с речевой патологией.
консультация по логопедии на тему

Саетова Айгуль Газизяновна

Консультация ориентированна для воспитателей ДОУ . Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Изоб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей.38 КБ

Предварительный просмотр:

Значение художественного творчества для развития речи детей с речевой патологией.

Подготовила: учитель-логопед МАДОУ № 44 «Золушка»

Саетова Айгуль Газизяновна

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всестороннего развития и воспитания дошкольника с речевой патологией велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, усложняемых слов, уточняет их лексические, фонетические и грамматические оттенки.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Так, если кому-то из детей «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которыми создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль  наглядной опоры для речевых упражнений.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с различными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей  данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным. Слово прочно входит   сначала в пассивный, а затем активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. С этой целью на занятиях необходимо  каждодневно  использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение. Для того чтобы дети лучше усвоили название материала, важно постепенно в течение года создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя и логопеда как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

Поскольку дети с недоразвитием речи значительно отстают в своём общем развитии от детей с нормальным речевым развитием, имеют к тому же нарушения мелкой моторики , им доступно освоение приемов изобразительной деятельности.

Воспитатель использует занятия изобразительной деятельностью для решения следующих коррекционных задач:

  • Развитие восприятия речи детьми;
  • Развитие речевых средств;
  • Развитие речевой коммуникации.

Развивая восприятие речи, необходимо учить детей соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями или с действиями других детей. В ходе обучения содержание речи взрослых постепенно усложняется и увеличивается её объём.

На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значение слов, их грамматические формы, например согласование прилагательного с вопросительным словом или с определяемым, различение (а затем и правильное употребление) слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т.д. постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.

На каждом занятии происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи в ближайшее время, а также восприятие и накопление моделей простых и более сложных предложений для использования их детьми в будущем. Обе эти задачи должны быть поставлены с начала обучения. Их решение надо осуществлять одновременно, т.е. на каждом занятие предусматривается  для развития восприятия обе формы речи, как простая, так и более сложная.

Простые образцы речи воспитателя используются в процессе выполнения деятельности детьми. Более сложные – в конце занятия, по завершении работы. Дети слушают рассказ о том что они сделали Содержанием рассказа может быть, в частности, изложение последовательности выполненных действий.

На занятиях ИЗО деятельностью можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления их в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом или словосочетанием  сменяется построением предложения разных конструкций: простое нераспространенное предложение, распространенное предложение; из сложных – сложноподчиненное предложение. Предусматривается построение разных конструкций, отвечающих характеру общения: побудительное, повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения.

Кроме общеразвивающих и коррекционных задач, на этих занятиях можно одновременно решать и коррекционно- воспитательные задачи, регулировать деятельность детей речью.

Как и на занятиях изобразительной деятельностью, в процессе конструирования решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д.

Прежде чем дети научатся возводить несложные постройки, воспитатель проводит занятие, на которых знакомит детей с мелкими и крупными строительными материалами. При этом он многократно называет каждый предмет и его признаки.

В процессе конструирования дети практически получают конкретные представления о различной объемной форме, величине предметов; учатся понимать слова, обозначающие положение в пространстве: вверху, внизу, сзади, слева, справа; учатся понимать и правильно выполнять словесные указания: положи, поставь, убери, разбери, принеси,

Для развития речи детей на занятиях изобразительной деятельностью применяются различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование де        йствий, использование речи взрослого в качестве образца и т.д.

На занятиях изобразительной деятельностью и конструированием необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между взрослым и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подрожать речи логопеда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Роль художественного творчества для развития речи детей.

Перед логопедом, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении и устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизиологической сфере, но и создани...

"Значение художественной литературы в развитии речи детей"

В современных условиях все чаще наблюдается снижение интереса у детей к чтению художественной литературы. Именно в детском саду начинает складываться начитанность, ребенок должен прийти в школу с обши...

Применение театрализованной деятельности в рамках логопедических занятий по развитию связной речи детей с речевой патологией.

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, "основанная на действии",совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает худож...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук как средство развития речи детей с речевой патологией

В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности становления личности детей с речевыми нарушениями,...