"Я имею право..."
статья (подготовительная группа) по теме
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Ребенок должен сознавать права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми и мирными способами разрешать конфликты и споры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СП «Детский сад «Сказка»» ГБОУ гимназия №1 г. Похвистнево
Доклад из личного опыта на тему:
«Работа воспитателя по ознакомлению детей с правами в повседневной жизни».
2013 год
Знание прав – это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только знание своих прав дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Ребенок должен сознавать права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми и мирными способами разрешать конфликты и споры. (Сказкотерапия)
Осознание человеком своей индивидуальности и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена, отчества незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира, своих возможностей необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени, а также к именам древо семьи. Организуя, работу по вопросам правового воспитания, рекомендуется опираться на такие виды деятельности, как игровая, так и художественно-продуктивная.
- В первую очередь я познакомила детей с правом на жизнь.
Провела НОД на тему: «Имею право жить» с целью довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботится об охране жизни, о том, что жизнь дана, и вы должны быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей. Для этого мы знакомились с правилами:
- ПДД;
- Правила пешехода;
- Правила водителя;
- Правила обращения с огнем;
- Правила обращения с животными и другими.
Были оформлены картотеки по ПДД. ОБЖ.
Через игру «Я один дома» обсуждали и обыгрывали опасные ситуации.
Через игру «Спасатели» дети должны были спасти игрушки. Которые оказались на льдине (на острове, в горах и т.д.)
« Жизнь дана на добрые дела». Провела:
- Беседу по этой теме;
- Разыгрывание ситуаций по рассказу В.Осеевой «Просто старушка»
- Дидактическую игру: «Кто из героев нарушает право?» (рассматривали иллюстрации к сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», Три поросенка», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят» и объясняли, чьи права нарушаются);
Продукт: выставка рисунков детей: «Я имею право на жизнь».
- Затем я познакомила детей с их первым документом «Свидетельством о рождении», оно подтверждает право ребенка на имя, отчество, фамилию, которые, записываются при рождении. В течение трех лет создавался альбом «Что означает твое имя» в него вошли тексты о том, что значит имя, стихи, песни, игры, хороводы на то или иное имя.
Играли в игры:
- «Найди себе пару» (ребенок называет свое имя, а тот ребенок у кого рифмуется имя должен откликнуться, например, Оля- Коля, Галя – Валя, Тома – Рома..);
- «Ласковое имя, лучше мягкого пирога» на примере этой игры можно показать, как дети растут, и имя растет (игра «От рождения до старости»);
В этом году планировала создать альбом семейных фотографий, сделать «Цветок имени», но не получилось т.к. родители не захотели и не принесли фотографии. Решили вместе с детьми сделать эмблему группы и написать правила группы.
Продукт на выходе: панно из соленого теста «Мое имя», альбом «Что значит твое имя».
- Следующее право, с которым познакомились это «Право знать своих родителей и право на их заботу», с
целью закрепить знания детей своих родственников – «корней», побуждать детей совершать добрые дела по собственной воле, формировать уважительное отношение к близким, родным людям. Родители вместе с детьми создавали семейные древа. Рассказывали детям о бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках и других родственниках. Закрепили и выучили их имена, отчества, фамилии.
На защите проекта дети рассказали о своем семейном древе.
- Следующее с чем знакомила это «Право на жилье и его неприкосновенность»
Провела НОД «Мой дом – моя крепость» - на примере сказки «Три поросенка».
Разъяснила детям , что «Никто не имеет права лишать вас жилья, и никто не имеет права без вашего разрешения входить в ваш дом.
Обыгрывали ситуации :
- Один дома - … если незнакомец звонит в дверь и др.;
- Игра с мячом «Назови свой адрес», «Радио» (для чего это нужно?);
Рассказала детям о том, что кроме прав у детей есть еще и обязанности по дому, знакомила с правилами поведения в подъезде, на улице, общественных местах, транспорте.
Нельзя:
- Бросать мусор на лестничной площадке;
- Писать на стенах в подъезде, на улице;
- Бегать, прыгать, шуметь в подъезде.
Также о том, что в каждой семье есть свои обычаи, традиции.
В саду «Лучики» кроме альбома «Твое имя», родителями был создана кулинарная книга «Любимый рецепт семьи» и на защиту проекта мамы приготовили любимое блюдо и принесли. Также был создан музей оберегов семьи, которые мамы с детьми изготовили собственноручно.
На выходе была оформлена выставка рисунков – символов на тему: «Я имею право на семью», «Генеологическое древо».
В этом году мы вместе с детьми узнали о «Всемирном дне ребенка», который празднуют 20 ноября – выпустили стенгазету, которую дети сами раскрасили. Родители познакомились со словами из Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Решили, и уже начали вместе с детьми делать эмблему группы, и составить и написать правила группы.
Впервые практикую игру «Добрые дела». Я вырезаю из самоклеющейся бумаги сердечко, даю ребенку и он должен сделать доброе дело (дома или в детском саду), только потом приклеить сердечко, и рассказать какое доброе дело он сделал. Детям и особенно родителям эта затея очень понравилась. Сердечки хранятся в шкатулке добрых дел, которые есть у каждого ребенка. Работу по ознакомлению детей с правами продолжаю. Использую в работе картотеку «Игр и упражнений по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка», книгу Т.А.Шорыгиной «Беседы о правах ребенка», художественную литературу.
Воспитатель: Малюкова Ю.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка....
конспект НОД по ознакомлению детей старшего возраста с Конвенцией о правах ребенка. Тема "Моя семья" (в рамках проекта "Имею право")
Целью данной НОД является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка. для создания конспекта была использована литература: Зеленова Н.Г. "Я реб...
Краткосрочный проект детско - родительских отношений в ДОУ "Имею право на права"
Данный проект содержит практический материал по реализации проекта детско - родительских отношений в ДОУ. Проект охватывает работу с детьми, педагогами и родителями....
Права ребенка в рамках проекта "Я имею право"
Методический материал...
Родительское собрание на тему: " Конвенция о правах ребёнка" и презентация «Я имею право!»
Конвенция связывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Поэтому так важно, чтобы родители знали свои прав...
"Я имею права, я имею обязанности"
Конспект занятия о развитии правового мировоззрения и представления о нравственности....
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах. «Я имею право на имя».
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию у детей элементарных представлений о правах «Я имею право на имя»....