Проект "Я иду в школу".
проект (подготовительная группа) по теме
Подготовка детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Я иду в школу! »
Время проведения 2013- 2014 учебный год.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Почемучки», воспитатели, родители.
Актуальность проекта.
Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Проблема: Внешняя мотивация к учёбе в школе.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе.
2. Несформированность волевых качеств школьника.
3. Низкие логико–мыслительные процессы.
Цель проекта:
Подготовить детей подготовительной группы к успешной учёбе в школе.
Задачи проекта:
-Формирование у детей правильного представления о школе;
-Способствование развитию интереса к школе и учебным навыкам;
-Формирование личностной готовности детей к школе;
-Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
-Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
-Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
-Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
-Ознакомление родителей с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста и с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
-Повышение грамотности и компетенции родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Ожидаемый результат:
-Сформированная «внутренняя позиция школьника» у детей подготовительной к школе группы;
-Накопление большого багажа знаний о школе;
-Снижение тревожности и у детей и у родителей;
-Изменение мотивации детей к школьному обучению;
-Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
-Методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
Организация проекта:
1 этап. Постановка проблемы.
Перед началом работы по подготовке детей к школе мы провели проективное рисование «Я в школе». Нас заинтересовали 3 показателя во всех рисунках: мотивация, тревожность, страх перед школой и интерес к школе. Результаты несколько огорчили: лишь несколько детей отражают в рисунках учебно-познавательный мотив обучения (в их работах отражена учебная деятельность). У большинства же воспитанников преобладание внешней и игровой мотивации к учебе: «иду в школу, потому что так надо», «там много ребят, с которыми интересно поиграть… » и т. п.
Особый интерес к теме «Школа» возник у детей после собеседования с психологом и разговора с родителями о выборе школы.
В ходе обсуждения темы мы предложили детям ответить на вопросы: что мы знаем о школе? Что мы хотим узнать о школе? Как мы это можем узнать?
По ответам на поставленные вопросы были определены темы для изучения:
-Что такое школа?
-Какие бывают школы?
-Чему учат в школе?
-Какими школы были раньше?
-Как и где учились наши родители?
Многие родители стараются создать эмоционально-привлекательный образ школы: «у тебя появятся новые друзья», «учителя любят умненьких детей как ты». Они полагают, что тем самым прививают ребенку заинтересованное отношение к школе.
В действительности же ребенок, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для таких эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение в оценке учителя и привычной родительской похвалы и т. п.
Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», «Ты же двух слов сказать не можешь, как ты на уроках будешь отвечать? ». Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Можно понять их боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.
Гипотеза:
Воспитание положительного отношения к школе и снижение тревожности у детей будет наиболее эффективным, если дети получат как можно больше информации о школе, о правилах поведения в ней, о возможных трудностях на пути приобретения знаний и, во взаимоотношениях со сверстниками и учителем. А если создать предметно-развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей, повысится компетенция родителей в формировании у детей «позиции школьника».
2 этап. Организация реализации проекта.
Направление работы с детьми:
• Экскурсия в школу №20; посещение кабинетов, знакомство с учителями, просмотр фильмов-презентаций.
• Встреча и беседа с учениками 1-ых классов «Лучшие помощники в учёбе! ».
• Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно! », «Переменка»…
• Просмотр мультфильмов на тему «Школа» (м/ф «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»).
• Дидактические игры на развитие внимания, памяти, усидчивости, терпения (д/и «Третий лишний», «Чего не стало», «Какие предметы помощники в учебе? », «Собери портфель»).
• Цикл занятий по развитию речи на темы трудолюбия, о нравственных качествах человека: «Для чего нужны руки» (по произведениям Пермяка), «Маленькое дело лучше большого безделья»…
• Часы общения по детским рисункам на темы: «Кем я хочу стать! », «Крепкое тело – здоровый дух! », «Уроки доброты» и т. д.
• Цикл занятий в детской библиотеке.
• Использование пословиц и поговорок о трудолюбии, дружбе; скороговорок и пословиц о цифрах, замысловатых вопросов.
• Цикл интегрированных занятий с участием родителей, проведение игр-викторин.
• Проективное рисование «Я в школе», рисование «Дошкольник – первоклассник».
• Рассматривание картин о школьной жизни.
• Чтение художественной литературы про школу: С.Маршак «Первое сентября»; Алексин «Первый день»; В.Воронкова «Подружки идут в школу»; Э.Мошковская «Мы играем в школу». А.Александрова «В школу», В.Берестов «Считалочка».
• Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесная школа» - «Собирание портфеля», «Белочкин сон», «Госпожа аккуратность», стихов А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник», М. Садовского «Первое сентября», загадки, пословицы и поговорки школьной тематики.
• Целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка).
• С/р игра «Школа», «Первоклассник».
• Анкетирование родителей и детей.
• Встречи и беседы с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками.
Направление работы с родителями:
• Выступление учителей 1 классов на родительском собрании.
• Просмотр с родителями презентации «Хочу в школу! » (в качестве консультации).
• Дни открытых дверей в школе.
• День самоуправления в детском саду.
• Консультации специалистов.
• Наглядная информация.
• Консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению».
• Родительское собрание «Готовим детей к школе» (совместно с детьми).
• Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы».
• Семинар-практикум «В семье первоклассник», «Игры для подготовки детей к школе».
• Организация фото-выставки «Наши мамы и папы – школьники»,
• Консультация психолога «Что происходит с ребенком при поступлении в школу? »
• Тренинговые занятия с психологом: («Знакомство», «Мотивационная готовность», «Формирование самооценки», «Первый раз в первый класс»).
• Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников», «Что нельзя говорить школьнику», «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации) ».
• Родительское собрание «Пора в школу» (подготовка к новой социальной роли «родителя первоклассника»).
3 этап. Презентация проекта:
Интеллектуально-развлекательная викторина «Счастливый случай», праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал, фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники», альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики, иллюстраций «Все о школе».
Продуктивная деятельность с детьми:
Выставки детских работ, театрализованные мероприятия, фото-выставка
«Как мы готовимся к школе! », творческое рисование «Я в школе! », создание альбома загадок на тему «Школьные принадлежности».
Основные методы исследования:
-теоретический анализ научной литературы,
-наблюдение,
-беседы,
-анкетирование родителей.
Результат:
Диагностика: на конец учебного года у большинства детей будет сформирован учебно-познавательный мотив обучения. Проведено проективное рисование «Я в школе» в начале и в конце проекта. По рисункам можно судить об эффективности проведённой работы по формированию положительного образа школы в восприятии будущих первоклассников – мотивация у большинства детей приобретёт оптимальный характер (учебно-познавательный);
-Накопление большого багажа знаний о школе (у детей и их родителей);
-Снижение тревожности и у детей и у родителей;
-Изменение мотивации детей к школьному обучению;
-Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе;
-Организация для родителей фотовыставки «Мы будущие школьники! », где можно будет увидеть проделанную работу по проекту.
-Праздник «Путешествие в страну АБВГДейку», выпускной бал – прощание с детьми.
Литература:
Жукова О. И. «Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе». «Астрель», Москва; 2007 г.
Затулина Г. Я. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте». «Центр педагогического образования», Москва; 2008 г.
Рогалевич Н. Н. «100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе». Москва, АСТ; 2007 г.
Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду». Ярославль, Академия развития; 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).
Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...
Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...
Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)
Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...
педагогический проект "«Скоро в школу» по формированию мотивационной готовности к поступлению в школу детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр нового поколения и интерактивного оборудования "
Работа по данному проекту позволяет повысить уровень мотивационной готовности детей дошкольного возраста к поступлению в школу...
Педагогический проект в подготовительной школе группе «СКОРО В ШКОЛУ»
Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек нахо...
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу"
Коротко срочный проект в подготовительной школе группе " Скоро в школу" Подготовила: Воспитатель Рожкова А.Н....
Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе
Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...