Самообразовательная деятельность педагога
методическая разработка по теме
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Но как это стремление развить у каждого педагога, помочь ему реализовать свой творческий педагогический потенциал, преодолеть психологические и социальные барьеры? В этом помогут данные методические рекомендации, направленные на организацию системной работы старшего воспитателя по созданию успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию.
Программа старшего воспитателя
по организации самообразовательной деятельности педагогов
Цель: Создание в образовательном учреждении успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию.
Задачи: 1. Обогащение знаний педагогов на развитие
- мировозрения, ценностных ориентаций, соответствующих задачам обновления
образовательного учреждения;
- мотивов творческой деятельности;
- устойчивых нравственных качеств личности;
- современного стиля педагогического мышления;
- педагогической техники, исполнительского мастерства, артистизма;
- умений эмоционально-волевой регуляции.
2. Включение педагогов в активный, осознанный процесс самообразования.
Этапы | Роль старшего воспитателя
| |
Задачи | Содержание работы ( методы, приемы, формы) | |
I Диагностический | 1.Выявить уровень профессиональных знаний, личностных особенностей педагога, его затруднений в работе с детьми.
| Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. (диагностические карты, анкеты, тесты) |
II Подготовительный
| 1.Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. 2.Формирование мотивации к профессиональному росту, самосовершенствованию.
| -Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой в профессиональной деятельности. -Определение мотива: - успеха, - преодоление профессиональных затруднений, - улучшение материального благополучия, - профессиональное признания, - карьерный рост.
|
III Организационно- подготовительный | 1.Создание условий для осуществления самообразовательной деятельности педагогов.
2.Развитие педагогической рефлексии, способности к самоактуализации. | 1.Создание единой информационной, организационной, методической, коммуника-тивной среды в ДОУ: - тематическая подборка и составление картотеки научной, педагогической и методической литературы; - обзор в Интернете информации по теме; - оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; - материалы передового педагогического опыта коллег по ДОУ, району, города, области, страны; - посещение семинаров, консультаций, открытых занятий; - деятельность Школы дошкольных наук; - прохождение курсов повышения квалификации. 2. Обучение и развитие рефлексии педагогических действий на разных временных интервалах (что у меня получается?, как?, каким образом? Что не получается?, почему?, что нужно предпринять? и т. д.) |
IV Прогностический
| 1.Обеспечение развития процесса самообразования в инновационном режиме. 2.Формулировка проблем и задач на развитие, обновление. 3.Подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессионального роста – самообразованию.
| - Подбор инновационных программ, технологий, методических разработок. - Фокусировать внимание педагога на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. - Помощь в составлении плана самообразовательной деятельности. |
V. Практический | 1.Мониторинг самообразовательной деятельности педагогов. 2.Психологическая и педагогическая поддержка педагогов в реализации плана самообразования. | - Оценка работы педагога по самообразованию при посещении разных форм образовательного процесса. - Изучение практических материалов. -Пропаганда положительных моментов. - Методическая помощь в коррекции выявленных проблем. |
VI Обобщающий | 1.Определение результативности самообразовательной деятельности педагогов. 2.Обобщение опыта работы педагога. | - Анализ и оценка наработанного материала, его систематизация и обобщение как опыта. - Присвоение опыту статуса авторского передового педагогического опыта.
|
VII Внедренческий
| 1.Создать условия для распространения и внедрения обобщенного опыта в практику работы ДОУ, района, города. | - Внедрение опыта в педагогический процесс ДОУ - Презентация опыта на различных методических и педагогических мероприятиях. - Помещение ППО на сайтах в Интернете. - Мониторинг успешности реализации опыта коллегами ДОУ. |
VIII Контролирующий
| 1.Подготовка педагога к дальнейшему выстраиванию профессиональной карьеры (саморазвитие) | - Помочь педагогу в определение новых путей саморазвития, овладении навыками целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельностью. - Самоанализ пройденного этапа в самообразовании. |
Программа воспитателя по организации
самообразовательной деятельности.
Основание: Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают что знания , которыми располагает человек, удваиваются каждые десять лет.
Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие личностных качеств через непрерывное педагогическое образование.
Задачи: 1. Приобретение новых знаний и функциональное совершенствование профессиональных умений и навыков.
2. Развитие современного стиля педагогического мышления.
3. Достижение серьезных результатов для обобщения педагогического опыта.
Этапы работы по самообразованию | Целенаправленная деятельность педагога | |
Задачи | Формы деятельности | |
I Диагностический | 1.Выявление проблемных вопросов в педагогической деятельности. 2. Характеристика личностных особенностей. | - Самоанализ педагогической деятельности - Самооценка личностных качеств. |
II Организационный | 1. Определение наиболее актуальной проблемы (темы самообразования).
2. Разработка плана по эффективному решению поставленной перед собой проблемы.
3. Подборка нормативных документов и методических материалов для изучения. | - Отбор проблемы актуальной как для развития педагога, так и для развития ДОУ. - Планирование работы по самообразованию в соответствии с выбранной темой (использовать алгоритм планирования)
- Составление каталога источников материалов для работы.
|
III Практический | 1. Проявление высокой активности в реализации запланированных мероприятий
2.Осуществление взаимосвязи с наукой, опытно – исследовательской деятельностью, методической службой, семьей, социумом.
3.Накопление практического материала с целью дальнейшего обобщения как опыта.
4.Обеспечение активного участия в мероприятиях разного уровня (области, города, района, ДОУ) | - Изучение нормативных документов. - Изучение теории и практики в методической литературе, периодической печати.
- Прохождение курсов повышения квалификации ( 1 раз в 5 лет) - Адаптация инновационного передового опыта к условиям своей деятельности, ДОУ Внедрение инновационных технологий. - Разработка своих достижений в практике работы ( конспекты, методические рекомендации, рабочие программы, консультации, памятки и т.д.) - Проведение практических мероприятий. - Наработка наблюдений по решению проблемы. - Отслеживание результативности (диагностические карты). - Систематизация накопленного материала для обобщения как передового педагогического опыта. - Посещение и активное участие в семинарах-практикумах, методических объединениях, выставках, конкурсах и т.д.
|
IV Итоговый (аналитический) | 1. Подведение итогов проделанной работы по решению поставленной проблемы.
2.Представление результатов и итогов самообразовательной деятельности (форма отчета) | Отслеживание результатов: - Самоанализ. - Самооценка. - Диагностика. - Определение результатив- ности в процентном выражении. Выбор формы отчетности: - выступление на Совете педагогов,методобъединение, - творческий отчет (выставка) - презентация опыта через видеозапись, - портфолио.
|
ВАЖНО, чтобы знания по какому – либо вопросу, приобретаемые из источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это позволит педагогу в сравнении и анализе сделать оптимальные выводы и сформировать свое мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО помнить, что самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок. Самообразование должно выражаться в результативности, в достижениях педагога в практической деятельности, которые могут быть полезны другим.
ВАЖНО помнить, что накопленный опыт с годами необходимо пересматривать, дополнять современными взглядами и новыми наработками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа старшего воспитателя
по организации самообразовательной деятельности педагогов
Цель: Создание в образовательном учреждении успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию.
Задачи: 1. Обогащение знаний педагогов на развитие
- мировозрения, ценностных ориентаций, соответствующих задачам обновления
образовательного учреждения;
- мотивов творческой деятельности;
- устойчивых нравственных качеств личности;
- современного стиля педагогического мышления;
- педагогической техники, исполнительского мастерства, артистизма;
- умений эмоционально-волевой регуляции.
2. Включение педагогов в активный, осознанный процесс самообразования.
Этапы | Роль старшего воспитателя | |
Задачи | Содержание работы ( методы, приемы, формы) | |
I Диагностический | 1.Выявить уровень профессиональных знаний, личностных особенностей педагога, его затруднений в работе с детьми. | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. (диагностические карты, анкеты, тесты) |
II Подготовительный | 1.Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности. 2.Формирование мотивации к профессиональному росту, самосовершенствованию. | -Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой в профессиональной деятельности. -Определение мотива: - успеха, - преодоление профессиональных затруднений, - улучшение материального благополучия, - профессиональное признания, - карьерный рост. |
III Организационно- подготовительный | 1.Создание условий для осуществления самообразовательной деятельности педагогов. 2.Развитие педагогической рефлексии, способности к самоактуализации. | 1.Создание единой информационной, организационной, методической, коммуника-тивной среды в ДОУ: - тематическая подборка и составление картотеки научной, педагогической и методической литературы; - обзор в Интернете информации по теме; - оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»; - материалы передового педагогического опыта коллег по ДОУ, району, города, области, страны; - посещение семинаров, консультаций, открытых занятий; - деятельность Школы дошкольных наук; - прохождение курсов повышения квалификации. 2. Обучение и развитие рефлексии педагогических действий на разных временных интервалах (что у меня получается?, как?, каким образом? Что не получается?, почему?, что нужно предпринять? и т. д.) |
IV Прогностический | 1.Обеспечение развития процесса самообразования в инновационном режиме. 2.Формулировка проблем и задач на развитие, обновление. 3.Подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессионального роста – самообразованию. | - Подбор инновационных программ, технологий, методических разработок. - Фокусировать внимание педагога на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. - Помощь в составлении плана самообразовательной деятельности. |
V. Практический | 1.Мониторинг самообразовательной деятельности педагогов. 2.Психологическая и педагогическая поддержка педагогов в реализации плана самообразования. | - Оценка работы педагога по самообразованию при посещении разных форм образовательного процесса. - Изучение практических материалов. -Пропаганда положительных моментов. - Методическая помощь в коррекции выявленных проблем. |
VI Обобщающий | 1.Определение результативности самообразовательной деятельности педагогов. 2.Обобщение опыта работы педагога. | - Анализ и оценка наработанного материала, его систематизация и обобщение как опыта. - Присвоение опыту статуса авторского передового педагогического опыта.
|
VII Внедренческий | 1.Создать условия для распространения и внедрения обобщенного опыта в практику работы ДОУ, района, города. | - Внедрение опыта в педагогический процесс ДОУ - Презентация опыта на различных методических и педагогических мероприятиях. - Помещение ППО на сайтах в Интернете. - Мониторинг успешности реализации опыта коллегами ДОУ. |
VIII Контролирующий | 1.Подготовка педагога к дальнейшему выстраиванию профессиональной карьеры (саморазвитие) | - Помочь педагогу в определение новых путей саморазвития, овладении навыками целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельностью. - Самоанализ пройденного этапа в самообразовании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов
Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо організації цього проц...
«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...
Структура плана самообразовательной деятельности педагога
Материал поможет педагогам грамотно и последоввательно составить план самообразования...
Статья: "Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации"
Методическая работа в ДОУ....
Самообразовательный план педагога .
Самообразовательный план пелагога....
Консультация для педагогов "Пути профессионального развития педагога. Самообразовательная деятельность".
В данном материале говорится о влиянии самообразовательной деятельности на формирование педагогического профессионализма педагога, а также каким образом осуществляется профессиональное раз...
Комментарии
Практические материалы к самообразовательной деятельности
Анкета
изучения затруднений в организации современного качественного дошкольного образования
(самодиагностика педагога ДОУ)
№ п/п Содержание вопроса Ответ на поставленный вопрос
1 Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения воспитательно-образовательного процесса.
2 Владение педагогической диагностикой.
3 Выбор типа занятия и темпа проведения.
4 Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений).
5 Умение планировать воспитательно-образовательный процесс.
6 Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения.
7 Использование методов, направленных на развитие воспитанников.
8 Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников.
9 Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению.
10 Использование здоровьесберегающих технологий.
11 Обеспечение благоприятных условий в группе(гигиенических, эстетических, развивающих)
12 Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью.
13 Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов.
14 Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями(законными представителями)
Примечание. Варианты ответов могут быть следующими: «Не владею», «Владею частично», «Владею свободно».
Признаки педагогического роста
1.Четкость определения и дифференциация задач.
2.Обеспечение преемственности в усвоении содержания дошкольного образования.
3.Творческий характер используемых в работе с детьми методов, приемов и средств обучения с учетом особенностей учебного материала и обучаемости детей.
4.Стремление педагога к повышению квалификационной категории.
5.Потребность в изучении инновационной методической литературы и передового педагогического опыта.
6.Наличие высокой работоспособности.
7.Наличие темы самообразования и исследование ее до конечного результата (получение высоких результатов, обобщение как опыта работы, авторские разработки: рабочая программа, методическое пособие, методические рекомендации).
8.Стремление педагога выступать на разного рода педагогических мероприятиях: педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях и т.д.
Алгоритм работы по самообразованию
• Выбор темы (по итогам самоанализа своей педагогической деятельности, личностных качеств, учета проблемности и актуальность поставленных вопросов на современном этапе дошкольного образования и на уровне ДОУ).
• Определение целей и задач.
• Этапы и сроки работы над темой.
• Выбор видов деятельности в рамках работы над выбранной проблемой.
• Подбор источников для обогащения знаний и опыта по данной проблеме.
• Планирование действенных мероприятий в рамках своей компетенции.
• Реализация запланированных мероприятий.
• Анализ полученных результатов.
• Форма отчетности по итогам самообразовательной работы.
• Трансляция достигнутых успехов на районном, городском , региональном, федеральном уровне.
Образец оформления личного плана самообразования
I Титульный лист:
Личный план самообразования воспитателя МДОУ № __ (Ф.И.О. педагога)
Тема: ___________________________________________________________
II. Первый лист (разворот) – сведения о педагоге : визитная карта ( Ф.И.О. педагога, МДОУ № (полностью) , должность, образование, педагогический стаж , квалификационная категория, год последних курсов повышения квалификации, имеющиеся награды в педагогической деятельности, девиз в работе.
III. Второй лист – тема, цель, задачи, этапы, сроки.
IV. Третий лист и последующие– комплексная схема планирования и фиксирования результатов:
- этапы /сроки (смотреть программу воспитателя по организации самообразования);
- проблемы (поставленные задачи);
- источники (литература, презентации и прочее);
- период изучения (в течении какого времени изучался материал);
- что нового взято из изученного (выделить передовые идеи, эффективные пути решения проблемы);
- взаимодействие с семьей (пропаганда педагогических знаний, активизация на совместные мероприятия);
- что сделано по решению проблемы ( например: изготовлено пособие,
проведена работа с родителями, выступила на родительском собрании (педсовете и т.д.), составлен перспективный план и т.п
Приложением к данной схеме могут быть карты наблюдения за деятельностью детей, диагностические карты ЗУН воспитанников, исследовательская работа, методические разработки, фотосъемки и др.
Анализ процесса самообразования педагога
(самоанализ)
1.Оправдал ли себя план, как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Планировалась ли исследовательская работа? Была ли взаимосвязь с наукой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался, была ли связь с личной темой самообразования?
4.Какая литература изучалась конкретно: психологическая, педагогическая, методическая, научная и др.?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.В какой форме представлены практические выводы после проработки определенной задачи (тезисы, доклад, разработки и т.д.)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие вопросы оказались трудными в процессе изучения литературы, передового педагогического опыта, реализации запланированных мероприятий?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какими формами представлен отчет по итогам самообразования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Завершен ли вопрос по изучению проблемы выбранной темы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Перспектива проведенной работы по самообразованию?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета
для воспитателя по оценке результатов
самообразовательной деятельности
1.Каие новшества были внесены в воспитательно-образовательный процесс за период работы по самообразованию? Что побудило к этому?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На решение какой проблемы они были направлены?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Оцените результаты, достигнутые в обучении, воспитании и развитии детей?
- Достигнуты лучшие результаты _________________________________________
- Полученные результаты такие же, как прежние _____________________________
- Полученные результаты хуже предыдущих ______________________________
- Другое _____________________________________________________________
4. Какие изменения произошли в деятельности детей на занятиях и вне их?
- Стали более активными ________________________________________________
- Усилилась их познавательная самостоятельность _________________________
- Повысился уровень логического мышления ________________________________
-Другое(перечислите) __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Не вижу изменений __________________________________________________
5.Что я жду от саморазвития?
- Личного удовлетворения своим профессиональным трудом_________________
- Получение высоких результатов развития воспитанников __________________
- Общественного и морального признания__________________________________
- Приоритетного положения (внимание к моей деятельности и к личности) _______
- Получение материального дохода от применения новшеств _________________
- Другое ______________________________________________________________
6. Имеется ли потребность в дальнейшей работе по самообразованию? В какой форме? ______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Анкета
по выбору формы отчетности по итогам
самообразования
Уважаемые педагоги !
Какая форма представления результатов самообразования для Вас более приемлема?
• Доклад
• Защита исследовательской работы
• Творческий отчет
• Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
• Открытое занятие
• Проведение семинара
• Консультация для коллег
• Практикум (тренинг)
• Буклет
• Обобщение опыта
• Участие в районном методическом объединении
• Другое (назовите)__________________________________________________