Самообразовательная деятельность педагога
методическая разработка по теме

Орлова Галина Викторовна

          Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Но как это стремление развить у каждого педагога, помочь ему реализовать свой творческий педагогический потенциал, преодолеть психологические и социальные барьеры? В этом помогут данные методические рекомендации, направленные на организацию системной работы старшего воспитателя по созданию успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию. 

 

Программа старшего воспитателя

по организации самообразовательной деятельности педагогов

 

Цель: Создание в образовательном учреждении успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию.

Задачи:  1. Обогащение знаний педагогов на развитие

- мировозрения, ценностных ориентаций, соответствующих задачам обновления   

  образовательного учреждения;

- мотивов творческой деятельности;

- устойчивых нравственных качеств личности;

- современного стиля педагогического мышления;

- педагогической техники, исполнительского мастерства, артистизма;

- умений эмоционально-волевой регуляции.

2. Включение педагогов в активный, осознанный процесс самообразования.

 

Этапы

Роль  старшего воспитателя

 

Задачи

Содержание работы

( методы, приемы, формы)

 I Диагностический

1.Выявить  уровень профессиональных знаний, личностных особенностей  педагога, его  затруднений в  работе с детьми.

 

Педагогическая диагностика и   всесторонний   анализ деятельности    педагога.

(диагностические карты, анкеты, тесты)

II    Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

2.Формирование мотивации   к профессиональному  росту, самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

-Выявление желания педагога работать над той   или    иной проблемой      в профессиональной деятельности.

-Определение  мотива:  

      - успеха,

      - преодоление  

      профессиональных 

      затруднений,  

      - улучшение 

      материального 

      благополучия, 

      - профессиональное

      признания,

      - карьерный рост.

 

III   Организационно- 

       подготовительный

1.Создание условий для осуществления самообразовательной деятельности  педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Развитие педагогической рефлексии, способности к самоактуализации.

1.Создание      единой информационной, организационной, методической,    коммуника-тивной   среды   в    ДОУ:

- тематическая подборка   и составление    картотеки научной, педагогической и методической  литературы;

- обзор   в      Интернете информации  по  теме;

- оформление выставки       «В помощь     занимающимся самообразованием»;

- материалы передового педагогического опыта коллег по ДОУ, району, города, области, страны;

- посещение семинаров, консультаций, открытых занятий;

- деятельность     Школы дошкольных    наук;

- прохождение курсов повышения квалификации.

2. Обучение  и   развитие    рефлексии педагогических действий   на разных     временных интервалах     (что у меня получается?, как?, каким образом? Что не получается?, почему?, что нужно предпринять?   и  т. д.)

IV  Прогностический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Обеспечение развития процесса самообразования в инновационном режиме.

2.Формулировка проблем и задач на развитие, обновление.

3.Подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессионального роста – самообразованию.

 

 

- Подбор инновационных программ,    технологий, методических разработок.

- Фокусировать внимание педагога на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

- Помощь в составлении плана самообразовательной  деятельности.

V.  Практический

1.Мониторинг самообразовательной деятельности педагогов.

2.Психологическая и педагогическая поддержка педагогов в реализации плана самообразования.

- Оценка работы педагога по самообразованию     при посещении  разных  форм      образовательного  процесса.

- Изучение практических материалов.

-Пропаганда положительных моментов.

- Методическая помощь в коррекции выявленных проблем.

VI  Обобщающий  

1.Определение результативности самообразовательной деятельности педагогов.

2.Обобщение опыта работы педагога.

- Анализ       и      оценка   наработанного материала,  его    систематизация    и   обобщение   как    опыта.

- Присвоение опыту статуса авторского передового педагогического опыта.

 

VII Внедренческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Создать условия для распространения и внедрения обобщенного опыта  в практику работы ДОУ, района, города.

- Внедрение    опыта   в педагогический процесс ДОУ

- Презентация   опыта   на различных методических и педагогических мероприятиях.

- Помещение ППО на сайтах в Интернете.

- Мониторинг успешности реализации   опыта коллегами   ДОУ.

 VIII Контролирующий

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Подготовка   педагога    к дальнейшему выстраиванию профессиональной   карьеры (саморазвитие)

- Помочь педагогу  в определение новых путей саморазвития,

овладении   навыками целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельностью.

- Самоанализ пройденного этапа в самообразовании.

 

Программа  воспитателя по организации

 самообразовательной деятельности.

 

Основание:   Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с каждым годом увеличивается. Ученые утверждают что знания , которыми располагает человек, удваиваются каждые десять лет.

         Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

 

Цель: Совершенствование профессионального мастерства, развитие личностных качеств  через непрерывное педагогическое образование.

 

Задачи: 1. Приобретение новых знаний и функциональное совершенствование профессиональных умений и навыков.

2. Развитие современного стиля педагогического мышления.

3. Достижение серьезных результатов для обобщения педагогического опыта.

 

Этапы работы по самообразованию

Целенаправленная деятельность педагога

Задачи

Формы деятельности

I         Диагностический

1.Выявление проблемных вопросов в педагогической деятельности.

2. Характеристика личностных особенностей.

- Самоанализ педагогической деятельности

- Самооценка личностных качеств.

II        Организационный

1. Определение   наиболее актуальной   проблемы   (темы самообразования).

 

2. Разработка   плана    по эффективному      решению поставленной  перед    собой проблемы.

 

 

3. Подборка нормативных документов   и    методических материалов   для    изучения.

- Отбор      проблемы актуальной как для развития  педагога, так и для  развития ДОУ.

- Планирование работы по самообразованию         в соответствии с выбранной темой (использовать алгоритм планирования)

 

- Составление каталога источников материалов для работы.

 

III

Практический

1. Проявление   высокой активности  в   реализации запланированных  мероприятий

 

 

 

 

 

 

2.Осуществление взаимосвязи    с     наукой,      опытно – исследовательской деятельностью, методической службой,  семьей, социумом.

 

 

 

3.Накопление практического материала с целью дальнейшего обобщения как опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Обеспечение     активного участия     в       мероприятиях разного     уровня       (области,  города,     района,     ДОУ)

- Изучение нормативных документов.

- Изучение   теории   и практики  в  методической литературе,   периодической печати.

 

 

 

- Прохождение курсов повышения квалификации

 ( 1 раз в 5 лет)

- Адаптация инновационного передового опыта к условиям своей   деятельности, ДОУ

Внедрение   инновационных  технологий.

- Разработка      своих достижений  в    практике работы     (  конспекты, методические рекомендации, рабочие программы, консультации, памятки и т.д.)

- Проведение  практических мероприятий.

- Наработка  наблюдений  по решению        проблемы.

- Отслеживание результативности (диагностические карты).

- Систематизация накопленного материала для обобщения   как   передового педагогического    опыта.

- Посещение  и    активное участие в семинарах-практикумах, методических объединениях, выставках, конкурсах и т.д.

 

IV

Итоговый

(аналитический)

1. Подведение     итогов  проделанной     работы    по     решению         поставленной     проблемы.

 

 

 

2.Представление  результатов  и итогов  самообразовательной деятельности   (форма отчета)

Отслеживание результатов:

- Самоанализ.

- Самооценка.

- Диагностика.

- Определение  результатив-

ности     в     процентном выражении.

Выбор формы отчетности:

- выступление   на Совете педагогов,методобъединение,

- творческий отчет (выставка)

- презентация опыта через видеозапись,

- портфолио.

 

 

 

ВАЖНО, чтобы знания по какому – либо вопросу, приобретаемые из источника, дополнялись сведениями из другого документа.  Это позволит педагогу  в сравнении и анализе сделать оптимальные выводы и сформировать свое мнение по данному вопросу.

ВАЖНО  научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую  аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО помнить, что самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок. Самообразование должно выражаться в результативности, в достижениях педагога в практической деятельности, которые  могут быть полезны  другим.

ВАЖНО помнить, что накопленный опыт с годами необходимо пересматривать, дополнять современными взглядами и новыми наработками.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа старшего воспитателя

по организации самообразовательной деятельности педагогов

Цель: Создание в образовательном учреждении успешного имиджа воспитателей, стремящихся к саморазвитию.

Задачи:  1. Обогащение знаний педагогов на развитие

- мировозрения, ценностных ориентаций, соответствующих задачам обновления    

  образовательного учреждения;

- мотивов творческой деятельности;

- устойчивых нравственных качеств личности;

- современного стиля педагогического мышления;

- педагогической техники, исполнительского мастерства, артистизма;

- умений эмоционально-волевой регуляции.

2. Включение педагогов в активный, осознанный процесс самообразования.

Этапы

Роль  старшего воспитателя

Задачи

Содержание работы

( методы, приемы, формы)

 I Диагностический

1.Выявить  уровень профессиональных знаний, личностных особенностей  педагога, его  затруднений в  работе с детьми.

Педагогическая диагностика и   всесторонний   анализ деятельности    педагога.

(диагностические карты, анкеты, тесты)

II    Подготовительный

1.Формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

2.Формирование мотивации   к профессиональному  росту, самосовершенствованию.

-Выявление желания педагога работать над той   или    иной проблемой      в профессиональной деятельности.

-Определение  мотива:  

      - успеха,

      - преодоление  

      профессиональных  

      затруднений,  

      - улучшение  

      материального  

      благополучия,  

      - профессиональное

      признания,

      - карьерный рост.

III   Организационно-  

       подготовительный

1.Создание условий для осуществления самообразовательной деятельности  педагогов.

2.Развитие педагогической рефлексии, способности к самоактуализации.

1.Создание      единой информационной, организационной, методической,    коммуника-тивной   среды   в    ДОУ:

- тематическая подборка   и составление    картотеки научной, педагогической и методической  литературы;

- обзор   в      Интернете информации  по  теме;

- оформление выставки       «В помощь     занимающимся самообразованием»;

- материалы передового педагогического опыта коллег по ДОУ, району, города, области, страны;

- посещение семинаров, консультаций, открытых занятий;

- деятельность     Школы дошкольных    наук;

- прохождение курсов повышения квалификации.

2. Обучение  и   развитие    рефлексии педагогических действий   на разных     временных интервалах     (что у меня получается?, как?, каким образом? Что не получается?, почему?, что нужно предпринять?   и  т. д.)

IV  Прогностический

1.Обеспечение развития процесса самообразования в инновационном режиме.

2.Формулировка проблем и задач на развитие, обновление.

3.Подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессионального роста – самообразованию.

- Подбор инновационных программ,    технологий, методических разработок.

- Фокусировать внимание педагога на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

- Помощь в составлении плана самообразовательной  деятельности.

V.  Практический

1.Мониторинг самообразовательной деятельности педагогов.

2.Психологическая и педагогическая поддержка педагогов в реализации плана самообразования.

- Оценка работы педагога по самообразованию     при посещении  разных  форм      образовательного  процесса.

- Изучение практических материалов.

-Пропаганда положительных моментов.

- Методическая помощь в коррекции выявленных проблем.

VI  Обобщающий  

1.Определение результативности самообразовательной деятельности педагогов.

2.Обобщение опыта работы педагога.

- Анализ       и      оценка   наработанного материала,  его    систематизация    и   обобщение   как    опыта.

- Присвоение опыту статуса авторского передового педагогического опыта.

 

VII Внедренческий

1.Создать условия для распространения и внедрения обобщенного опыта  в практику работы ДОУ, района, города.

- Внедрение    опыта   в педагогический процесс ДОУ

- Презентация   опыта   на различных методических и педагогических мероприятиях.

- Помещение ППО на сайтах в Интернете.

- Мониторинг успешности реализации   опыта коллегами   ДОУ.

 VIII Контролирующий

1.Подготовка   педагога    к дальнейшему выстраиванию профессиональной   карьеры (саморазвитие)

- Помочь педагогу  в определение новых путей саморазвития,

овладении   навыками целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельностью.

- Самоанализ пройденного этапа в самообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации самообразовательной деятельности в системе повышения профкомпетентности педагогов

Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо  організації  цього проц...

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

Структура плана самообразовательной деятельности педагога

Материал  поможет педагогам грамотно и последоввательно составить план самообразования...

Самообразовательный план педагога .

Самообразовательный план пелагога....

Консультация для педагогов "Пути профессионального развития педагога. Самообразовательная деятельность".

В данном материале  говорится о влиянии самообразовательной деятельности на формирование педагогического профессионализма педагога, а также каким образом осуществляется  профессиональное раз...


 

Комментарии

Орлова Галина Викторовна

Анкета
изучения затруднений в организации современного качественного дошкольного образования
(самодиагностика педагога ДОУ)

№ п/п Содержание вопроса Ответ на поставленный вопрос
1 Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения воспитательно-образовательного процесса.
2 Владение педагогической диагностикой.
3 Выбор типа занятия и темпа проведения.
4 Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений).
5 Умение планировать воспитательно-образовательный процесс.
6 Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения.
7 Использование методов, направленных на развитие воспитанников.
8 Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников.
9 Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению.
10 Использование здоровьесберегающих технологий.
11 Обеспечение благоприятных условий в группе(гигиенических, эстетических, развивающих)
12 Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью.
13 Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов.
14 Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями(законными представителями)

Примечание. Варианты ответов могут быть следующими: «Не владею», «Владею частично», «Владею свободно».

Признаки педагогического роста

1.Четкость определения и дифференциация задач.
2.Обеспечение преемственности в усвоении содержания дошкольного образования.
3.Творческий характер используемых в работе с детьми методов, приемов и средств обучения с учетом особенностей учебного материала и обучаемости детей.
4.Стремление педагога к повышению квалификационной категории.
5.Потребность в изучении инновационной методической литературы и передового педагогического опыта.
6.Наличие высокой работоспособности.
7.Наличие темы самообразования и исследование ее до конечного результата (получение высоких результатов, обобщение как опыта работы, авторские разработки: рабочая программа, методическое пособие, методические рекомендации).
8.Стремление педагога выступать на разного рода педагогических мероприятиях: педсоветах, семинарах, консультациях, методических объединениях и т.д.

Алгоритм работы по самообразованию

• Выбор темы (по итогам самоанализа своей педагогической деятельности, личностных качеств, учета проблемности и актуальность поставленных вопросов на современном этапе дошкольного образования и на уровне ДОУ).
• Определение целей и задач.
• Этапы и сроки работы над темой.
• Выбор видов деятельности в рамках работы над выбранной проблемой.
• Подбор источников для обогащения знаний и опыта по данной проблеме.
• Планирование действенных мероприятий в рамках своей компетенции.
• Реализация запланированных мероприятий.
• Анализ полученных результатов.
• Форма отчетности по итогам самообразовательной работы.
• Трансляция достигнутых успехов на районном, городском , региональном, федеральном уровне.

Образец оформления личного плана самообразования

I Титульный лист:
Личный план самообразования воспитателя МДОУ № __ (Ф.И.О. педагога)
Тема: ___________________________________________________________

II. Первый лист (разворот) – сведения о педагоге : визитная карта ( Ф.И.О. педагога, МДОУ № (полностью) , должность, образование, педагогический стаж , квалификационная категория, год последних курсов повышения квалификации, имеющиеся награды в педагогической деятельности, девиз в работе.

III. Второй лист – тема, цель, задачи, этапы, сроки.

IV. Третий лист и последующие– комплексная схема планирования и фиксирования результатов:
- этапы /сроки (смотреть программу воспитателя по организации самообразования);
- проблемы (поставленные задачи);
- источники (литература, презентации и прочее);
- период изучения (в течении какого времени изучался материал);
- что нового взято из изученного (выделить передовые идеи, эффективные пути решения проблемы);
- взаимодействие с семьей (пропаганда педагогических знаний, активизация на совместные мероприятия);
- что сделано по решению проблемы ( например: изготовлено пособие,
проведена работа с родителями, выступила на родительском собрании (педсовете и т.д.), составлен перспективный план и т.п

Приложением к данной схеме могут быть карты наблюдения за деятельностью детей, диагностические карты ЗУН воспитанников, исследовательская работа, методические разработки, фотосъемки и др.

Анализ процесса самообразования педагога
(самоанализ)

1.Оправдал ли себя план, как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Планировалась ли исследовательская работа? Была ли взаимосвязь с наукой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался, была ли связь с личной темой самообразования?

4.Какая литература изучалась конкретно: психологическая, педагогическая, методическая, научная и др.?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.В какой форме представлены практические выводы после проработки определенной задачи (тезисы, доклад, разработки и т.д.)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Какие вопросы оказались трудными в процессе изучения литературы, передового педагогического опыта, реализации запланированных мероприятий?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какими формами представлен отчет по итогам самообразования?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Завершен ли вопрос по изучению проблемы выбранной темы?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Перспектива проведенной работы по самообразованию?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета
для воспитателя по оценке результатов
самообразовательной деятельности

1.Каие новшества были внесены в воспитательно-образовательный процесс за период работы по самообразованию? Что побудило к этому?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На решение какой проблемы они были направлены?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Оцените результаты, достигнутые в обучении, воспитании и развитии детей?
- Достигнуты лучшие результаты _________________________________________
- Полученные результаты такие же, как прежние _____________________________
- Полученные результаты хуже предыдущих ______________________________
- Другое _____________________________________________________________
4. Какие изменения произошли в деятельности детей на занятиях и вне их?
- Стали более активными ________________________________________________
- Усилилась их познавательная самостоятельность _________________________
- Повысился уровень логического мышления ________________________________
-Другое(перечислите) __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Не вижу изменений __________________________________________________
5.Что я жду от саморазвития?
- Личного удовлетворения своим профессиональным трудом_________________
- Получение высоких результатов развития воспитанников __________________
- Общественного и морального признания__________________________________
- Приоритетного положения (внимание к моей деятельности и к личности) _______
- Получение материального дохода от применения новшеств _________________
- Другое ______________________________________________________________
6. Имеется ли потребность в дальнейшей работе по самообразованию? В какой форме? ______________________________________________________________
______________________________________________________________________

Анкета
по выбору формы отчетности по итогам
самообразования

Уважаемые педагоги !
Какая форма представления результатов самообразования для Вас более приемлема?
• Доклад
• Защита исследовательской работы
• Творческий отчет
• Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения
• Открытое занятие
• Проведение семинара
• Консультация для коллег
• Практикум (тренинг)
• Буклет
• Обобщение опыта
• Участие в районном методическом объединении
• Другое (назовите)__________________________________________________