Консультация для педагогов "Пути профессионального развития педагога. Самообразовательная деятельность".
консультация

Ерисова Ирина Вячеславовна

В данном материале  говорится о влиянии самообразовательной деятельности на формирование педагогического профессионализма педагога, а также каким образом осуществляется  профессиональное развитие педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Консультация для педагогов        

Пути профессионального развития педагога. Самообразовательная деятельность.

Учитель живет до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский

     Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя стары приемы, планы, фразы, шутки, и, с грехом пополам подталкивают воспитанников до уровня, когда с ними начинают заниматься репетиторы, и тех, которые несмотря на цикличность, повторяющуюся и кочующее однообразие учебной деятельности, - постоянно ищут, вносят что-то новое. Это, на самом деле, и является важным показателем истинного профессионализма. В.М. Лизинский высказал непреложную истину: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь. Только в этом случае он обретает право учить». Настоящий педагог–профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование педагогического профессионализма оказывает самообразовательная деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области образования;
  • Изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации занятий, мероприятий, режимных моментов;
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

     В современном обществе возросла потребность в педагоге, способного модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

     Образование должно быть непрерывным, так как серьезные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Все это выдвигает принципиально новые требования к образованию, как к культурному институту. Поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта как социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой пермонентный процесс становления и самосовершенствования личности.  В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования:

Непрерывное образование – всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за ее пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира.

     В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога, на основании которых можно сделать вывод: человек – это гармонично развитая, внутренне-богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач, умеющий организовать рефлексивную деятельность, обладающий высокой степени профессиональной компетентности.

Профессиональное развитие педагога осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования, то есть собственного желания постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных образовательным учреждением мероприятиях (то есть фактора влияния окружающей среды на мотивацию педагога и его желание профессионально развиваться и расти).

Оба пути неразрывно связаны. Педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему методической работы, и потому последнее приобретает характер самообразования. С другой стороны, как бы педагог сам не заботился о своем профессиональном росте, сколько бы не думал о нем, как сам тщательно не проектировал его, - он не сможет не воспользоваться внешними источниками, которые ему предлагает образовательное учреждение. Таким образом, управление в образовательной организации, руководство педагогическим коллективом является необходимым фактором профессионального развития любого педагога.

     На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А. Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становится способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования, как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию

  • Ежедневная работа с информацией;
  • Желание творчества;
  • Стремительный рост современной науки, особенно психологии и науки;
  • Конкуренция;
  • Общественное мнение;
  • Материальное стимулирование.

Направления самообразования педагога

  • Профессиональное;
  • Психолого-педагогическое (ориентация на воспитанников и родителей);
  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества);
  • Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания;
  • Правовое, эстетическое (гуманитарное), историческое направление, владение языками, политическое, овладение информационно-коммуникационными технологиями, охрана здоровья, интересы и хобби.

Суть процесса самообразования

     Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники получения знаний

  • Телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая и др.); интернет; видео, аудио; платные курсы;
  • Семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия.

     Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Если представить деятельность педагогов области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

Какова же предметная область выражения этих глаголов? Назовем составляющие процессы:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения и воспитания;
  • Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
  • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

  • Систематический просмотр определенных телепередач;
  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
  • Организация кружковой деятельности;
  • Изучение информационно-компъютерных технологий;
  • Посещение выставок, проведение экскурсий;
  • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта;
  • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии;
  • Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования

  • Повышение качества образовательной и воспитательной деятельности;
  • Разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • Разработка новых форм, методов и приемов обучения и воспитания;
  • Доклады, выступления;
  • Разработка дидактических материалов, наглядностей;
  • Выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
  • Создание комплектов;
  • Создание педагогических разработок;
  • Обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

     Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

     Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и другом. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников/воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Выбор темы по самообразованию

Тема самообразования определяется, исходя из:

- единой методической темы образовательного учреждения;

- актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

- педагогического стажа;

- уровня профессиональной компетентности педагога.

     Современный педагог – это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Педагог постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, так как самообразование составляет основу успешности педагога в современных условиях.

     Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала.

     Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. В условиях современной образовательной ситуации, характера ее системных изменений, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, стимулирующим творческий поиск и профессионально-личностное развитие специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагогов является аттестация. При подготовке и проведении аттестации определяются содержание, формы и методы повышения уровня профессиональной компетентности педагога. Что конкретно он должен знать, уметь и сделать для реализации намеченного? Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога не осуществимо. Под самообразованием понимается

     Самообразование характеризуется прежде всего самостоятельностью и непрерывностью процесса и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования. Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту педагога и определяющие профессиональный рост педагога.

Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей, индивидуальности работника.

Профессиональное развитие – рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.

     В целом, это динамичный и непрерывный процесс самостоятельного проектирования деятельности педагога. Процесс самообразования будет проходить более эффективно при следующих условиях:

- когда реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

- когда педагог владеет способами самоанализа педагогического опыта;

 Когда педагог обладает способностью к рефлексии;

- когда педагог проявляет свою готовность к педагогическому мастерству;

- когда педагог осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Формы самообразования

  • Индивидуальная. Инициатором является сам педагог.
  • Групповая. Работа методических объединений, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и других, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования педагога и повышением профессионализма всего педагогического коллектива.

     К современным формам самообразования можно с уверенностью отнести дистанционное обучение, получение консультативной помощи от специалистов различных учебных центров дополнительного образования, участников педагогических форумов, образовательных порталов.

     Способность к самообразованию определяется психологическими особенностями и интеллектуальными способностями педагога, и не в меньшей степени, желанием проявить себя, получить положительную в глазах коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

Консультация для педагогов"Публичное выступление как ресурс профессионального развития педагогов"

Консультация для педагогов:"Публичное выступление  как ресурс профессионального развития педагогов"...

Консультация для воспитателей Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.Квалификация работника – это...

«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога»

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки  педагогической  деятельности ипрофессионального развития  педагога...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...