Статья: "Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации"
учебно-методический материал на тему

Выползова Валентина Владимировна

Методическая работа в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie._vypolzova_v.v.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации

Выползова Валентина Владимировна,

старший воспитатель

Филиала МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида

«имени Н.К.Крупской»,

 с. Звериноголовское, Курганская область, РФ

В п.1 ст.48 Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации»  педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне,  применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Самообразование – это непрерывная, систематическая, специально организованная познавательная деятельность человека, направленная на  собственное развитие, следовательно, на систематическое повышение своего профессионального уровня. Самообразовательная деятельность педагогов и руководителей является одной из индивидуально-парных форм организации методической работы в образовательной организации (ОО).

Методические структуры нашего Филиала оказывают помощь педагогам в самообразовании. Мы (старший воспитатель и методическое объединение педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в ходе практической работы разработали модель индивидуального образовательного маршрута педагога (ИОМП). ИОМП – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности при осуществлении методического сопровождения.

ИОМП в ДОУ имеет следующую структуру:

1 часть – информационная справка об авторе ИОМП

Ф.И.О. ____________________________________________________________

Занимаемая должность: _____________________________________________

Дата назначения на должность: _______________________________________

Образование: ______________________________________________________

Дата прохождения аттестации: _______________________________________

Квалификационная категория:________________________________________

Дата прохождения курсов повышения квалификации: ____________________

__________________________________________________________________

Педагогический стаж:  ______________________________________________

Тема самообразования: ____________________________________________

Цель: систематическое повышение своего профессионального уровня.

2 часть – персональные задачи самообразования за предстоящий учебный год. 

Выбор темы и персональных задач индивидуального образовательного маршрута педагога определяется комплексом факторов:

- задачами годового плана ОО на текущий учебный год;

- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагога;

- возможностями материально-технической базы ОО.

Выбирая ту или иную тему, педагогу нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.

Актуальность и новизна темы:

Предполагаемый результат:

для педагога _______________________________________________________

для воспитанников__________________________________________________

для родителей ______________________________________________________

3 часть – комплекс мероприятий по решению задач самообразования (приложение 1).

Приложение 1

Перспективное планирование ИОМП

Календарный месяц

Изучение методической литературы

Методические мероприятия

Изготовление пособий, атрибутов

Взаимодействие с детьми

Сотрудничество с родителями

Сроки работы: ____________________________________________________

Форма отчета: ____________________________________________________

Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы педагогом за прошедший учебный год.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо педагогам ДОУ как в определении темы, постановке задач, планировании работы, так и в реализации плана, в изучении и анализе результативности своей деятельности.

Каждый педагог в ДОУ планирует свою работу по самообразованию на учебный год, согласовывает и утверждает  приказом заведующей. Однако всех педагогов в ДОУ мы условно разделили на три группы по уровню профессионального мастерства. В зависимости от группы педагоги условно имеют и разные направления самообразования.

1. «Становление профессионального мастерства» (молодые специалисты, педагогический стаж  до 5 лет):

- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.

- Формирование основ педагогического мастерства.

- Развитие умений и конструктивных способностей.

- Адаптация к педагогической деятельности.

2. «Совершенствование профессионального мастерства» (педагогический стаж свыше 5 лет):

- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования.

- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу,

применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.

3. «Педагог-мастер» (педагогический стаж свыше 25 лет):

- Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.

- Проявление творческого потенциала.

- Пропаганда собственных достижений.

- Развитие исследовательской деятельности.

Методическую помощь в вопросах самообразования мы оказываем с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.

Процесс самообразования педагогов осуществляется по определенному алгоритму (приложение 2).

Приложение 2

Этапы и содержание работы по самообразованию

Этапы

Содержание деятельности

Педагога

Старшего воспитателя

Организационно-подготовительный

Формирование потребности в самообразовании. Самооценка подготовленности. Осознание необходимости в получении новых знаний. Обоснование выбора темы. Постановка задач.

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение за педагогической деятельностью.

Планово-прогностический

Планирование работы по самообразованию: составление плана; определение форм методических мероприятий, этапов реализации плана; выбор форм отчетных материалов.

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы (в определении содержания работы по самообразованию; в выборе вопросов для самостоятельного углубленного изучения; в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога).

Аналитико-теоретический

Теоретическое исследование проблемы: изучение научно-популярной и методической литературы (составление картотеки и кратких конспектов литературных источников); изучение педагогического опыта; знакомство с видеоматериалами, Интернет-ресурсами по теме; анализ и самооценка промежуточных результатов.

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы, газетных и журнальных статей, видеозаписей; оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием», тематических стендов; предоставление материалов из опыта.

Практико-ориентированный

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике): изготовление пособий и атрибутов; организация и проведение работы с детьми; взаимодействие с родителями и коллегами.

Оценка работы педагога по самообразованию в процессе: посещения занятий, других форм воспитательно-образовательного процесса, взаимопосещений по обмену опытом; изучение практических материалов.

Результативно-аналитический

Подведение итогов самообразования: оформление педагогического опыта по теме; выступление по итогам работы на методическом мероприятии; отчет-презентация; тематическое портфолио; тематическая выставка; мастер-класс и др.

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации, выступлению на заседании педагогического совета, проведению открытого просмотра.

Помощь в оформлении результатов самообразования: выступления по итогам работы и обмену опытом; составление картотеки по проблеме; разработка игр, пособий. Советы  и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; составлению перспективного плана работы; составлению перспективного плана работы с детьми; организации выставки работ детей или педагога по теме самообразования; оформлению передового педагогического опыта.

Работа по теме самообразования обязательно результативна, вне зависимости от того,  к какой условной группе принадлежит педагог. Сроки реализации маршрута  варьируются  от одного года до трех-пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в ОО и локальных задач (например, подготовки к аттестации).

Я, как ответственный за методическую работу в ДОУ, оформляю тематику самообразования педагогов в сводной таблице (приложение 3).

Приложение 3

Темы самообразования педагогов

Педагог (Ф.И.О.)

Тема самообразования

Форма отчета

Срок отчета

Примечания

(результаты проделанной работы; отметка о выполнении)

Я, как начинающий старший воспитатель, испытываю затруднение в составлении протокола анализа ИОМП. В учебном пособии «Управление образовательной организацией» Виктора Ивановича Дружинина дан замечательно разработанный Протокол анализа программы профессионального саморазвития педагогического работника, который мы будем использовать для составления анализа ИОМП со стороны методической работы и как основу для самоанализа педагогом своего ИОМП (приложение 4).

Приложение 4

Протокол анализа ИОМП

1. Дата проведения экспертизы ИОМП_________________________________

2. Ф.И.О. педагога__________________________________________________

3. Ф.И.О. эксперта__________________________________________________

4. Должность эксперта ______________________________________________

5. Цель проведения экспертизы______________________________________

6. Общие выводы эксперта о состоянии ИОМП__________________________

7. Общая оценка экспертом состояния ИОМП__________________________

8. Предложения эксперта автору ИОМП________________________________

9.Особое мнение автора ИОМП_______________________________________

10. Подписи: эксперта__________________ педагога_____________________

11. Системный анализ ИОМП

Компоненты анализа ИОМП

Оценка

1

Наличие у педагога ИОМП

2

Наличие информационной справки об авторе ИОМП

3

Наличие анализа самообразовательной работы за прошлый учебный год

4

Наличие задач на предстоящий учебный год

5

Взаимосвязь задач самообразования с задачами ОО на учебный год

6

Наличие комплекса мероприятий по решению задач самообразования

7

Наличие в комплексе мероприятий следующих разделов:

а)  повышение общей культуры педагога;

б) повышение педагогической культуры педагога (дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, коммуникативной, общеметодической);

г) повышение психологической и физиологической культуры педагога;

д) совершенствование деятельно-методических  познаний педагога;

е) формирование инновационно-исследовательской культуры педагога.

8

Разнообразие используемых приемов и методов работы в  самообразовании:

а) изучение книг, пособий, брошюр, статей;

б) изучение законодательных, нормативно-правовых актов и документов;

в) ознакомление с передовым опытом, взаимопосещение, самообобщение ППО;

г) повышение квалификации на различных курсах;

е) посещение научно-практических конференций, педагогических чтений;

ж) работа на инновационных площадках, в проектных и творческих группах;

з) аттестация на категорию или на соответствие занимаемой должности;

и) разработка авторских продуктов: программ, методичек, статей и др.;

к) работа наставником, экспертом, членом жюри или общества советов;

л) проведение творческого отчета на педсовете, на заседаниях МО;

м) выступления с докладом, содокладом, сообщениями;

н) проведение исследовательских, социологических, диагностических работ;

о) работа над индивидуальной темой самообразования.

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года нами проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки ИОМП на следующий период. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.

В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности мы начали работу по формированию банка материалов:

- нормативно-правовые документы;

- новинки психолого-педагогической литературы;

- материалы передового педагогического опыта педагогов ДОУ;

- тексты докладов, статей;

- образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;

- образцы конспектов литературных источников;

- образцы ИОМП и др.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. В завершении, хотелось бы напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится».

Перечень использованных источников:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Голицина, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М., 2010. – 104 с.

3. Дружинин, В.И.Методическая работа в образовательной организации: учебно-методическое пособие (5-е издание, дополненное) /В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2017. – 188 с.

4. Дружинин, В.И. Управление образовательной организацией: учебное пособие (7-е издание, дополненное) /В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2017. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...

Открытые НОД — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.

Статья об эффективности проведения открытых НОД в ДОУ....

Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО

Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических  и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, отк...

Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"

Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...