Статья: "Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Самообразовательная деятельность педагогов как одна из форм организации методической работы в образовательной организации
Выползова Валентина Владимировна,
старший воспитатель
Филиала МКДОУ «Сказка» - детский сад комбинированного вида
«имени Н.К.Крупской»,
с. Звериноголовское, Курганская область, РФ
В п.1 ст.48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.
Самообразование – это непрерывная, систематическая, специально организованная познавательная деятельность человека, направленная на собственное развитие, следовательно, на систематическое повышение своего профессионального уровня. Самообразовательная деятельность педагогов и руководителей является одной из индивидуально-парных форм организации методической работы в образовательной организации (ОО).
Методические структуры нашего Филиала оказывают помощь педагогам в самообразовании. Мы (старший воспитатель и методическое объединение педагогов дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в ходе практической работы разработали модель индивидуального образовательного маршрута педагога (ИОМП). ИОМП – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности при осуществлении методического сопровождения.
ИОМП в ДОУ имеет следующую структуру:
1 часть – информационная справка об авторе ИОМП
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Занимаемая должность: _____________________________________________
Дата назначения на должность: _______________________________________
Образование: ______________________________________________________
Дата прохождения аттестации: _______________________________________
Квалификационная категория:________________________________________
Дата прохождения курсов повышения квалификации: ____________________
__________________________________________________________________
Педагогический стаж: ______________________________________________
Тема самообразования: ____________________________________________
Цель: систематическое повышение своего профессионального уровня.
2 часть – персональные задачи самообразования за предстоящий учебный год.
Выбор темы и персональных задач индивидуального образовательного маршрута педагога определяется комплексом факторов:
- задачами годового плана ОО на текущий учебный год;
- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его воспитанников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагога;
- возможностями материально-технической базы ОО.
Выбирая ту или иную тему, педагогу нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
Актуальность и новизна темы:
Предполагаемый результат:
для педагога _______________________________________________________
для воспитанников__________________________________________________
для родителей ______________________________________________________
3 часть – комплекс мероприятий по решению задач самообразования (приложение 1).
Приложение 1
Перспективное планирование ИОМП
Календарный месяц | Изучение методической литературы | Методические мероприятия | Изготовление пособий, атрибутов | Взаимодействие с детьми | Сотрудничество с родителями |
Сроки работы: ____________________________________________________
Форма отчета: ____________________________________________________
Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы педагогом за прошедший учебный год.
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическое сопровождение необходимо педагогам ДОУ как в определении темы, постановке задач, планировании работы, так и в реализации плана, в изучении и анализе результативности своей деятельности.
Каждый педагог в ДОУ планирует свою работу по самообразованию на учебный год, согласовывает и утверждает приказом заведующей. Однако всех педагогов в ДОУ мы условно разделили на три группы по уровню профессионального мастерства. В зависимости от группы педагоги условно имеют и разные направления самообразования.
1. «Становление профессионального мастерства» (молодые специалисты, педагогический стаж до 5 лет):
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Развитие умений и конструктивных способностей.
- Адаптация к педагогической деятельности.
2. «Совершенствование профессионального мастерства» (педагогический стаж свыше 5 лет):
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования.
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу,
применять полученные знания на практике, активизировать творческие способности.
3. «Педагог-мастер» (педагогический стаж свыше 25 лет):
- Развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества.
- Проявление творческого потенциала.
- Пропаганда собственных достижений.
- Развитие исследовательской деятельности.
Методическую помощь в вопросах самообразования мы оказываем с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога.
Процесс самообразования педагогов осуществляется по определенному алгоритму (приложение 2).
Приложение 2
Этапы и содержание работы по самообразованию
Этапы | Содержание деятельности | |
Педагога | Старшего воспитателя | |
Организационно-подготовительный | Формирование потребности в самообразовании. Самооценка подготовленности. Осознание необходимости в получении новых знаний. Обоснование выбора темы. Постановка задач. | Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога. Выявление желания педагога работать над проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование, наблюдение за педагогической деятельностью. |
Планово-прогностический | Планирование работы по самообразованию: составление плана; определение форм методических мероприятий, этапов реализации плана; выбор форм отчетных материалов. | Консультирование и методические рекомендации по разработке темы (в определении содержания работы по самообразованию; в выборе вопросов для самостоятельного углубленного изучения; в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога). |
Аналитико-теоретический | Теоретическое исследование проблемы: изучение научно-популярной и методической литературы (составление картотеки и кратких конспектов литературных источников); изучение педагогического опыта; знакомство с видеоматериалами, Интернет-ресурсами по теме; анализ и самооценка промежуточных результатов. | Создание условий для работы воспитателя по самообразованию: тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы, газетных и журнальных статей, видеозаписей; оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием», тематических стендов; предоставление материалов из опыта. |
Практико-ориентированный | Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике): изготовление пособий и атрибутов; организация и проведение работы с детьми; взаимодействие с родителями и коллегами. | Оценка работы педагога по самообразованию в процессе: посещения занятий, других форм воспитательно-образовательного процесса, взаимопосещений по обмену опытом; изучение практических материалов. |
Результативно-аналитический | Подведение итогов самообразования: оформление педагогического опыта по теме; выступление по итогам работы на методическом мероприятии; отчет-презентация; тематическое портфолио; тематическая выставка; мастер-класс и др. | Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации, выступлению на заседании педагогического совета, проведению открытого просмотра. Помощь в оформлении результатов самообразования: выступления по итогам работы и обмену опытом; составление картотеки по проблеме; разработка игр, пособий. Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы; составлению перспективного плана работы; составлению перспективного плана работы с детьми; организации выставки работ детей или педагога по теме самообразования; оформлению передового педагогического опыта. |
Работа по теме самообразования обязательно результативна, вне зависимости от того, к какой условной группе принадлежит педагог. Сроки реализации маршрута варьируются от одного года до трех-пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в ОО и локальных задач (например, подготовки к аттестации).
Я, как ответственный за методическую работу в ДОУ, оформляю тематику самообразования педагогов в сводной таблице (приложение 3).
Приложение 3
Темы самообразования педагогов
Педагог (Ф.И.О.) | Тема самообразования | Форма отчета | Срок отчета | Примечания (результаты проделанной работы; отметка о выполнении) |
Я, как начинающий старший воспитатель, испытываю затруднение в составлении протокола анализа ИОМП. В учебном пособии «Управление образовательной организацией» Виктора Ивановича Дружинина дан замечательно разработанный Протокол анализа программы профессионального саморазвития педагогического работника, который мы будем использовать для составления анализа ИОМП со стороны методической работы и как основу для самоанализа педагогом своего ИОМП (приложение 4).
Приложение 4
Протокол анализа ИОМП
1. Дата проведения экспертизы ИОМП_________________________________
2. Ф.И.О. педагога__________________________________________________
3. Ф.И.О. эксперта__________________________________________________
4. Должность эксперта ______________________________________________
5. Цель проведения экспертизы______________________________________
6. Общие выводы эксперта о состоянии ИОМП__________________________
7. Общая оценка экспертом состояния ИОМП__________________________
8. Предложения эксперта автору ИОМП________________________________
9.Особое мнение автора ИОМП_______________________________________
10. Подписи: эксперта__________________ педагога_____________________
11. Системный анализ ИОМП
№ | Компоненты анализа ИОМП | Оценка |
1 | Наличие у педагога ИОМП | |
2 | Наличие информационной справки об авторе ИОМП | |
3 | Наличие анализа самообразовательной работы за прошлый учебный год | |
4 | Наличие задач на предстоящий учебный год | |
5 | Взаимосвязь задач самообразования с задачами ОО на учебный год | |
6 | Наличие комплекса мероприятий по решению задач самообразования | |
7 | Наличие в комплексе мероприятий следующих разделов: | |
а) повышение общей культуры педагога; | ||
б) повышение педагогической культуры педагога (дидактической, воспитательной, организационно-педагогической, коммуникативной, общеметодической); | ||
г) повышение психологической и физиологической культуры педагога; | ||
д) совершенствование деятельно-методических познаний педагога; | ||
е) формирование инновационно-исследовательской культуры педагога. | ||
8 | Разнообразие используемых приемов и методов работы в самообразовании: а) изучение книг, пособий, брошюр, статей; б) изучение законодательных, нормативно-правовых актов и документов; в) ознакомление с передовым опытом, взаимопосещение, самообобщение ППО; г) повышение квалификации на различных курсах; е) посещение научно-практических конференций, педагогических чтений; ж) работа на инновационных площадках, в проектных и творческих группах; з) аттестация на категорию или на соответствие занимаемой должности; и) разработка авторских продуктов: программ, методичек, статей и др.; к) работа наставником, экспертом, членом жюри или общества советов; л) проведение творческого отчета на педсовете, на заседаниях МО; м) выступления с докладом, содокладом, сообщениями; н) проведение исследовательских, социологических, диагностических работ; о) работа над индивидуальной темой самообразования. |
На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года нами проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки ИОМП на следующий период. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности мы начали работу по формированию банка материалов:
- нормативно-правовые документы;
- новинки психолого-педагогической литературы;
- материалы передового педагогического опыта педагогов ДОУ;
- тексты докладов, статей;
- образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
- образцы конспектов литературных источников;
- образцы ИОМП и др.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. В завершении, хотелось бы напомнить слова В.А. Сухомлинского: «Научить чему-то новому, полезному и интересному может только тот педагог, который сам всю жизнь учится».
Перечень использованных источников:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Голицина, Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М., 2010. – 104 с.
3. Дружинин, В.И.Методическая работа в образовательной организации: учебно-методическое пособие (5-е издание, дополненное) /В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2017. – 188 с.
4. Дружинин, В.И. Управление образовательной организацией: учебное пособие (7-е издание, дополненное) /В.И.Дружинин; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2017. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, откровенн...
Открытые НОД — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.
Статья об эффективности проведения открытых НОД в ДОУ....
Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...
Игра – викторина – нетрадиционная форма организации методической работы с педагогами в ДОО
Каждая дошкольная образовательная организация вправе самостоятельно определять формы методической работы,ориентированные на развитие профессионально-значимых компетенций педагогических работников. Нар...
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ»
Современные формы работы в ДОУ...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работыЦенность – обеспечивает обратную связь, отк...
Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...