Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачу.
Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.
В своей работе большое внимание я уделяю развитию у детей логического мышления, умению рассказывать и доказывать, сравнивать и анализировать.
Широкое использование устного народного творчества важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.
Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Одной из наиболее важных задач, я считаю, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Я часто обращаюсь к вопросу о том, как сделать так, чтобы мои воспитанники с желанием и интересом вошли в мир математики.
Цель моего опыта – развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм и художественного слова.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1.Представить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами), позволяющую усвоить программу;
2.Подготовить детей к школе, способствуя:
а) формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
б) овладение навыками речевого общения;
в) развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями, включая ребёнка в выполнение заданий практического характера в тетради. Задания выбираю небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог успешно справиться с ним. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.
Широко использую в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.
В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.
Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.
Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике.
Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие;
Народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток на занятиях по математике;
Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятия
Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.
Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Она несёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
Я использую следующие формы народного фольклора и художественного слова с математическим содержанием.
Содержание
1.Количество и счёт (стихи, потешк
2. Занимательные задачи;
3. Зарядка для пальчиков;
4. Физкультминутки;
5. Доскажи словечко;
6. Ориентировка во времени:
7. Считалки;
8 Скороговорки.
Количество и счёт (стихи и потешки)
*** ***
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать оставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Всем по одному,
Лёшеньке – два…
Занимательные задачи.
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
Зарядка для пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Пальчики быстрые,
Хотя не очень…чистые.
(На первой строчке – загибаем пальцы на правой руке, на следующих четырёх строчках – сжимаем и разжимаем кулачок на правой руке. На шестой строчке – загибаем пальцы на левой руке. На седьмой – сжимаем и разжимаем кулачок на левой руке. На восьмой - делаем круговые движения кистями обеих рук).
.Физкультминутки.
***
«Два хлопка»
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
***
«Со стульчиками»
Один, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте.
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись.
Девять, десять – не зевайте,
Своё место занимайте.
Доскажи словечко…
Идёт мама по дорожке.
Топ-топ-топ.
А за ней шагает
Маленький сынок.
Ушла мама в магазин
И остался сын … (один)
Ориентировка во времени
Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьёт пуховые перины?
Разукрасила витрины? (Зима)
***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Считалки.
Мы собрались поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три – начинаешь ты!
***
. Скороговорки.
Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера