Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников по средствам сказки
консультация (младшая группа)

Ефимова Елена Георгиевна

Материал о том, как научить детей математике через сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений через сказку»

Прежде чем давать знания надо,

научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать ,творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течении всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности.

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Меня же в свою очередь заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям, средствами сказки.

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же в многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Многие исследователи ( ШарыгинаТ.А., Ерофеева Т.И.) считали, что формирование математических представлений происходит эффективнее с помощью сказок, т.к. облегчает процесс обучения, заинтересовывает детей.

Одним из основных предметов в школе является математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Именно этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы.

Понимая значимость этой работы, поставили перед собой:

Цель: Формировать математические представления старших дошкольников через сказку.

В соответствии с нашей работой были определены следующие задачи:

Задачи:

  • Развивать логическое мышление анализ, синтез, сравнения,отрицание, классификация, систематизация, ограничение, обобщение, умозаключение;
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
  • доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;
  • продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  • воспитывать навыки самостоятельности;
  • воспитывать интерес к математике.

Основные принципы работы по формированию элементарных математических представлений через сказку:

-развивающий характер обучения;

-систематичность и последовательность;

-сознательность и активность в усвоении;

-наглядность;

-учёт возрастных индивидуальных особенностей.

Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.

В группе были созданы соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений через сказку.

Имеющийся материал располагался таким образом . чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить , продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности , но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу. Реализовать свои замыслы.

Уголок математики пополнился материалами отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения , на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей .Такие как « поиграем с гусятами» по сказке « Лиса и гуси». « Помоги поросятам» по сказке « Три поросёнка» , « Собери яичко» по сказке « Курочка Ряба» , « Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок», « Цветные кружочки» по сказке « Курочка Ряба», « Весёлый счёт» по сказке « Репка».Эти игры мы используем в индивидуальной работе с детьми для повышения уровня их развития. Все они интересны и занимательны. Изучив литературу по этой теме разработали перспективный план, в котором задач по ФЭМП решаем через знакомые детям сказки

Вместе с этим на своих занятиях использую театры разных видов: настольные (деревянные, бумажные), театр на фланелеграфе, кукольный театр, в качестве героев выступают сами дети.

На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом. Итоговое тематическое занятие провожу полностью на сюжете какой – либо сказки, это интересно и мне и детям. Использую несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки. Учитываю возрастные особенности детей. Математические задачи, такие как:- цвет, форма, величина, назначение, ориентировка в пространстве, совершенствование навыков счёта, моделирование, и т.д.

Работу начинали с определения исходного уровня навыков и умений, в частности, на каком уровне развития находятся их математические способности. Для выяснения этого применяем различные дидактические игры, игровые упражнения и непринужденную беседу.

Наглядные, словесные и практические методы и приёмы обучения на занятиях по математике в мы используем в комплексе. Традиционные(дидактические игры, логические, решение математических задач) инновационные (моделирование, математические сказки).

Применяем следующие методы на занятиях по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольниках:

-Словесный метод - рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественных произведений, беседы.

-Наглядный метод: демонстрация видео – фильмов, слайдов; показ и рассматривание предметных и сюжетных картин, показ воспитателя и детей игры и упражнения.

Для того, чтобы побудить ребёнка к поиску какой- либо данной задачи, мы используем игровые практические методы:( подобрать пару, изготовить прямоугольник равный данному , выяснить каких предметов больше и др.)

( Например: Соберите картинку из данных фрагментов и мы узнаем героя сказки.)

Математические представления « равно», « не равно», « больше – меньше», « целое и часть» и др., формируются на основе сравнения. Для этого мы используем последовательное рассматривание предметов, выделение и составление их однородных признаков. На основе сравнения дети выявляют существенные отношения: ( например, отношения равенства и неравенства, последовательности, целого части и др., делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяем большое внимание , только с опорой на наглядность.

В своей работе мы старались подбирать такие приемы , которые стимулируют интерес к математике:

1.Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.

2. Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или сказочным сюжетом в начале занятия.

3. Физкультминутки, которые подходили под тематику занятий. Если занятие было подвижным, то физкультминутку проводить не обязательно или же можно подобрать более спокойные задания, например гимнастику для глаз, артикуляционного аппарата и др.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используем словесные приёмы обучения, такие как:

  • указания и пояснения: ( например.:- Положите слева от себя елочку, а справа берёзку).
  • вопрос к детям.

( Например: - Сколько героев в этой сказке?

-Сколько жуков встретили лягушки? И т.д.)

- Использую репродуктивно – познавательные вопросы:

( Сколько будет в корзинке у медведя пирожков, если я положу ещё один ( или уберу) ? Какое количество пирожков было больше или меньше?)

-Продуктивно-познавательные:

-( Как найти ключ, чтобы открыть сундучки?

-Как можно определить …?

- Как разделить на равные части…?) и т. д.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. При формировании элементарных математических представлений мы учитываем принцип от простого к сложному.

Чаще всего такие вопросы задаём после демонстрации образца или выполнения упражнений детьми. Например, после того как дети разделили кусок сыра , помогая героям сказки «два жадных медвежонка» на две равные части, спрашиваем : « Что ты сделал? Как называются эти части? Что больше часть или целая головка? Что меньше?Почему каждую из этих двух частей можно назвать половиной?

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изученный материал , до продуктивной , направленной на решение проблемных задач.

В своей работе учим детей формировать вопросы самостоятельно. В конкретных ситуациях, используем дидактический материал, предлагаем детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т.д.

Например:( Даниил сравнил квадрат и прямоугольник. О чём можно спросить его?») , вслед за выполненным у доски практическим действием (« Спросите Галю, что она узнала , разложив предметы на два ряда? Посмотрите, что я сделала. О чём спросите меня?), на основе действия, выполненного рядом сидящим ребёнком («О чём можно спросить Дашу?) Дети успешно овладевают умением задавать вопросы в том случае, если они адресуются конкретному лицу – воспитателю, товарищу, сказочному герою.

Стараюсь не давать много индивидуальной работы, допускаются ответы хором, спонтанные ответы, рабочий шум. Если дети не могут найти правильный ответ, поисковыми вопросами подвожу к догадке или выводу.

Ответы детей могут быть краткими или полными, в зависимости от характера вопроса.

Математические задачи удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.

Проводим предварительную работу с детьми, в ходе подготовки к занятиям перечитываем сказки детям или слушаем в записи ( аудиокассеты), инсценируем сказку или часть её в каком – либо виде театра. Когда у детей складывается целостное представление о сказке , как о литературном произведении, мы наполняем её математическим содержанием , стараемся, чтобы задания, задачи, загадки, стихи и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Несмотря на то , что задания на занятиях достаточно сложные , справиться с ними нелегко, дети очень любят « сказочные» занятия , ждут их.

Используем проблемные ситуации. На «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей . Конечно , каждому ребёнку хочется помочь им , и дети становятся непосредственными участниками сказки. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Непосредственная образовательная деятельность проходит живо и весело, так нет объяснения нового материала , а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Математические задачи удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты. В любой из сказок будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. « Колобок» познакомит с порядковым счётом, « Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких- либо усилий . Сравнение чисел- еще одно основное понятие в математике детям очень важно н различать категории больше/меньше одинаково и большой /маленький. И снова «Репка» Кто самый маленький? Кто самый большой. А кто больше внучка или жучка? А кто меньше мышка или бабка?С помощью сказки « Три медведя» легко усвоить С помощью сказки « Три медведя» легко усвоить понятие о размере

И вообще это сугубо математическая сказка . И о размере можно поговорить и медведей посчитать.

Формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности, например:

  • Логическая разминка.
  • Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
  • Физминутка, пальчиковая гимнастика.
  • Закрепление нового материала.
  • Развивающая игра, рисование, штриховка.
  • Таким образом, в заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества , направленного на развитие познавательных возможностей и способностей , расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.Различные художественные произведения , на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей .

Выводы

Таким образом, в результате проведённой работы по ФЭМП у детей старшего возраста посредством сказки, мы сделала следующие выводы:

  • сказка положительно влияет на развитие математических способностей;
  • комплексный подход при обучении детей математике с применением сказки дает высокие результаты;
  • с помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;
  • сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.

Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому что используются и дома и в детском саду .

Для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями, мы рекомендую использовать всё многообразие методов и приёмов как традиционные (д/и, логичекие,решение математических задач ), так и инновационные(моделирование, математические сказки).

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком её понимании , сознательном и активном усвоении , так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Список литературы.

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 2-е изд., испр и доп.- М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б.(Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада), пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.Воронина Л. В. ,Суворова Н. Д .(знакомим дошкольников с математикой), Творческий центр Москва, 2011.

4.Новикова В.П.Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2000.

5. Новикова В.П.Математика в детском саду. Подготовительная группа Учебно-методическое пособие- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2000.

6.Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-5 лет Москва Издательский центр « Вентана - Граф» 2009.

7.Сажина С.Д. (Технология интегрированного занятия в ДОУ), 2008г, (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8.Колесникова Е.В.Обучение решению арифметических задач. Методическое пособие , занятия со старшими дошкольниками , М.: Творческий центр СФЕРА, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

Консультация для родителей по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе  для детей с общим недоразвитием речи. Тема "Формирование элементарных математ...

Статья для воспитателей ДОУ «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников по средствам дидактических игр»

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так п...

"Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе"

1.Показать родителям актуальность работы по данному направлению.2.Научить родителей использовать рекомендованные игры и упражнения в домашних условиях....

Тема: «Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе»

Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе. Последний год обучения в детском сад...

Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе в средней группе

       Система увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками) способствует успешной подготовке детей к ...

Формирование элементарных математических представлений как одно из средств подготовки детей к школе в средней группе

       Система увлекательных игр и упражнений для детей (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, счетными палочками) способствует успешной подготовке детей к ...

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников средствами игровых технологий

Дошкольное образовательное учреждение , являясь первой ступенью в системе непрерывного образования, выполняет важную роль подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет ...