Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников
статья по математике (младшая группа)

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших  дошкольников

    Математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного  человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого человека определенных  математических знаний и представлений. Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребёнка в этой области знаний.

   Математическое образование дошкольника - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т.п.) и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

   Обучение математике должно строиться с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь функционируют и интенсивно развиваются в процессе обучения.

   С раннего детства и до самой старости мы в той или иной  мере связаны с математикой. Ребенок сталкивается с математикой в раннем возрасте.  Стихийное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста происходит на житейском уровне и, как правило, допустимо  к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно подходит к различным разнообразным ситуациям, так как имеет обобщенный характер.  Получить такие знания можно только при общении со специально организованным материалом под руководством педагога. Важнейшим итогом  подготовки ребенка к математике является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются основными для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

  Проблема формирования и развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Понятие «математические способности» предполагает отсутствие концептуально-обоснованных методик, что в свою очередь вызывает сложности в работе педагога. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди воспитателей распространено достаточно фатальное отношение к математике в жизни ребенка: математические способности либо даны, либо не даны. Но это не так.

   Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию.

   Задатки ребенка превращаются в конкретные способности посредством обучения. Разрешить это возможно путем внедрения эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми.

   Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

   Быстрое и качественное овладение детьми необходимыми учебными умениями и навыками,  которое происходит без силового нажима и без специальной установки на запоминание, способствует общему психическому и умственному развитию.  Работа над развитием математических способностей требует системы и логики, знания его закономерностей и особенностей. Сложности этой работы во многом объясняются тем, что педагог должен сам хорошо знать предмет «математику» и владеть методикой развивающего обучения.

     Подведём итог

    Математическое развитие дошкольников - позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

    Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

 Литература:

- Кадырова А.Ф. Психолого-педагогическое обоснование развития  математических способностей дошкольников.;

- Федаева Н.К «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы»;

-  В.Ф. Петрова «Методика математического образования детей дошкольного возраста»;

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.

Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию  элемен...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду.  Главная цель словарной работы с детьми на зан...

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС

Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...

«Математические приключения». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе № 7 "Улыбка".

Цель: формировать у детей элементарные математические представления.Задачи:- Образовательные:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10, умение называть соседей числа, умение ...