Самообразование
методическая разработка по теме

Ефимова Алла Петровна

 Роль игры в процессе воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте.

 

Воспитатель А.Ефимова

 МДОУ «Детский сад «Сказка»

 п.Правохеттинский

 

С древних времен и по сей день, люди играют и играют в разные игры. Игра была и остается средством воспитания, обучения и развития. В русском языке слово «играть» означает проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игры, в которые играют люди, передаются из поколения в поколение, изменяясь при этом. Разные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры и предпочитают разные варианты игр. В этом социальное значение игры. Люди выбирают себе партнера, чаще всего из числа тех, кто играет в те же «игры». Игры делают досуг интересным и содержательным. Помогают человеку психологически и эмоционально разрядиться, способствует возникновению и накоплению положительных эмоций.

В игре должна быть четко определена задача, игровые действия. Игры всегда нужно подбирать с учетом возрастных особенностей, а так же возможностей, знаний и умений.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес к игре. Поэтому, важно  подбирать игры, в которые увлекают тебя самого. Не чувствуя игры, нельзя ею зажечь играющих. Проводя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы в процессе игры не было спада настроения, напряжения. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход, отмечая удачные решения, действия, находки,  подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Большое значение имеет темп игры, задуманный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В начале, когда участники как бы усваивают игру, темп замедлен, в процессе игры, когда участники увлечены, темп нарастает.  Игра должна сразу произвести глубокое и яркое впечатление.

Хотите, чтобы дети испытывали радость от общения с вами, вы должны испытывать радость общаясь с детьми.

        

1.    Сюжетная игра в процессе подготовки к школе.

Многие ученые, исследуя игровую деятельность современных дошкольников, говорят не только о ее редукции в сравнении с 60-70 –ми годами прошлого века, но и о вытеснении учебными занятиями (Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, Е.О. Смирнова, О.Д. Гударева Л.И.Эльконинова, Н.И. Гуткина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.)

В качестве одной из основных причин рассматривается повышение – для родителей – ценности интеллектуального развития и успешность обучения ребенка в школе (О.В. Гударева, Е.О. Смирнова и др.).

В этой связи исследование значения сюжетной игры для формирования готовности к школе представляется весьма актуальным.

 

Анализ исследования позволяет предположить: важное условие формирования готовности к школе – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста способности самостоятельно строить сюжет игры; при этом особой задачей становится изучение того, насколько эта способность сформирована у каждого.

         На пути решения этой задачи встает ряд сложностей: 1) не совсем понятно, что такое сюжетная игра и чем она отличается от бессюжетной; 20 возникают трудности индивидуальной диагностики уровня сформированности сюжетной игры у отдельно взятого ребенка. Эти сложности обусловлены следующими факторами.

Во-первых, игра- продукт коллективного творчества детей. Наблюдая, как они играют в группе, трудно определить, кому принадлежит идея сюжета, кто его развивает, каков вклад каждого играющего. Это касается прежде всего детей, не проявляющих игровой активности. В этом случае практически не возможно объективно определить, с чем связана пассивность – с низким уровнем развития игры или с эмоциональной закрытостью.

Во- вторых, у старших дошкольников игра становится всё более свёрнутой, т.е. протекающей во внутреннем плане, а не в развёрнутых действиях с игрушками.

В-третьих, внешнее наблюдение не позволяет точно определить уровень сюжетно ролевой игры. Игровые действия, совершаемые детьми, могут быть одинаковыми, а смысл игровых действий- разным.

Наблюдения позволили обратить внимание на очень интересный феномен. Два ребёнка катают по полу машинки, изображая их гудение(«ж-ж-ж»); оба проявляют к занятию явный интерес. Но на вопрос взрослого : «Ты кто? Куда едешь?» -один отвечает: «Водитель машины, везу продукты в Чечню»; другой называет своё имя: «Руслан», еду к шкафчику. Эпизод этот показывает : у одного ребёнка есть воображаемая ситуация, а у другого нет ни сюжета ни роли, есть только предметные действия, которые он разворачивает в условиях реальной группы- от шкафчика до шкафчика, в то же время со стороны игра детей выглядит совершенно одинаково.

Данный факт стал поводом для более пристального анализа игрового сюжета. Но  сначала вспомним , что обозначает слово сюжет. Согласно словарю, это цепь событий, воссозданных в литературном произведении; жизнь персонажей пространственно временных изменениях, сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Наблюдая за дошкольниками обозначились три способа построения ими игрового сюжета: « линейный», «кольцевой», «промежуточный».

Игра с кольцевым сюжетом характеризуется набором повторяющихся действий. Ребёнок воспроизводит одни и те же действия с разными игрушками. Создаётся впечатления, что события движутся по кольцу,- отсюда и название «кольцевой» (у Ф.И.Фрадкиной встречается определение «куплетный»). События, которые предлагает взрослый, ребёнок не воспринимает как события и не развивает. новый герой либо игнорируется им, либо включается в повторяющуюся цепочку действий с предметами: поели, поспали, умылись и другое. Таким образом, ребёнок не только строит собственную сюжетную линию, но и не может развить и превратить в сюжет то, что предлагает взрослый.

Совершенно по-другому строится игра с линейным сюжетом - здесь наличествует некоторое событие, которое отличается от обыденной жизни персонажей. Ребенок обыгрывает начало события, его развитие и кульминацию. Еще одна важная характеристика – придумывается окончание игры. Этот критерий позволяет отличить игру детей, у которых воображаемая ситуация, от игры тех, кто вступает в реальные отношения с другими детьми и со взрослыми . Событие, предложенное взрослым, не остается без внимания. Более того, ребенок включает его в структуру своего сюжета. Значение игровых действий не исчерпывается реально проигрываемыми действиями с предметами. Если в начале игры  игровые действия почти полностью соответствуют  тому смыслу, который в них вкладывает ребенок, то в конце сюжет практически полностью развивается в словесной форме.

         Третий уровень игровой деятельности называется промежуточным. Что для него характерно? Первоначально игра состоит по типу кольцевого сюжета, а вот событие, предлагаемое взрослым, значительно меняет ее характер. Ребенок подхватывает идею взрослого, «доразворачивает» ее до события. В некоторых случаях появляется последовательность взаимосвязанных событий и, как правило, увеличивается темп, повышается эмоциональная насыщенность. Возможно, для этих детей очень важен партнер, который мог бы включить их в игру, придумать тему, событие. Исследования кандидата психологических наук А.Либермана и методиста научно-исследовательского сектора Государственного педагогического института О. Репина показало: только для 35% детей  характерен высокий уровень развития сюжетной игры, т.е. способность самостоятельно придумывать некоторое целостное событие (хотя бы на бытовом уровне). Около трети детей – 32% - показывают упрощенную игру, суть которой – манипулирование игрушками. Если взрослый  вводит новый персонаж, характер игры никак не меняется – персонаж включается в череду бесконечных событий: кушать, спать, умываться…Высокий уровень игровой деятельности, как показывают полученные данные, формируются к концу дошкольного периода только у незначительной части детей (около трети). В основном он совпадает с результатами других исследователей и свидетельствует о редукции современной игровой деятельности детей тогда, когда отсутствует целенаправленная психологическая работа.

         Значительно лучше справилась с заданиями «Сравни слова по длине» (Е.А. Бугрименко ) группа детей, продемонстрировавшая «линейный» уровень развития сюжетной игры,- смогли отличить слово от того предмета, который оно обозначает, заметили, к примеру, что слово «змей» короче слова «червячок», чего нельзя сказать о большинстве детей, показавших примитивный уровень развития игры (кольцевой сюжет).

         Подытоживая сказанное, зададимся вопросом: чем важны представленные результаты исследования? Они демонстрируют, сколь значимо освоение сюжета игры для интеллектуального развития дошкольников. Способность осознавать и произвольно удерживать сюжет игры – важная предпосылка, указывающая на то, что в дальнейшем ребенок способен освоить теоретические понятия. Показатель уровня развития такой способности – не столько принятие игровой роли, сколько индивидуальные способности к осознанию и воспроизведению сюжета игры.

         Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, что бы педагог обеспечивал развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включиться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мама, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет,  придумывать новые сюжетные линии.

         Этому надо учить.

 

(«Дошкольное воспитание» №6 2008г стр.28-31)

 

Предлагаю вашему вниманию сюжетно- ролевую игру «Строительство гаража».

Цель игры: учить детей играть вместе, самостоятельно распределять роли, находить выход из разных ситуаций в процессе игры, развивать воображение, создать эмоционально положительную атмосферу.

Предварительная подготовка: изготовление атрибутов для каждого сюжета, обыгрывание каждого сюжета отдельно, постепенно добавляя новые.

Сюжетная линия:

·       Строительство гаража;

·       Кафе;

·       Автозаправочная станция;

·       Автомастерская.

Атрибуты:

Гараж

1.    кубики разного размера

2.    машины

Кафе

1.стойка

2.посуда

3.фартук и колпак

4.вывеска с названием

Автозаправка

1.касса

2.топливо

Автомастерская

1.    машины для ремонта

2.    строительный материал

 

Ход игры:

 

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам д/с пришло письмо, в котором нам предлагают поучаствовать в строительстве гаража для машин. А так как мы самые старшие в саду это письмо отдали нам. Как вы думаете, мы справимся с этим предложением? (ответ детей) Но сначала, давайте подумаем, с чего можно начать строительство и что нам для этого понадобится (ответы детей).

Воспитатель корректирует ответы детей, предлагает распределить роли, стараясь вовлечь всю группу.

Воспитатель. Ну что ж, ребята, мы с вами определились, что и как будем строить, но забыли еще одну деталь- на каждой стройке есть прораб, это человек, который следит за стройкой и помогает необходимым материалом или советом, можно я буду вашим прорабом? Возьмете меня к себе на стройку? (ответы детей)

(Воспитатель цепляет на одежду визитку прораба и дает сигнал к началу игры)

 

Игра.

Завершение игры.

Воспитатель в роли корреспондента газеты «Непоседы»:

Добрый день!  Я корреспондент газеты «Непоседы», разрешите  взять у вас интервью для нашей газеты?( ответы детей)

-расскажите, пожалуйста, что здесь происходит?

-трудно было выполнить поставленную задачу?

-что удалось сделать лучше всего?

-вам понравилось работать вместе?

-вы будете в дальнейшем участвовать в подобных стройках?

Ну что ж, спасибо за ваши ответы следите за выпусками нашей газеты, всего доброго.

 

Воспитатель в роли прораба объявляет конец рабочего дня и разрешает поиграть на построенном объекте.

 

 

 

image     image

 

                                                       

 

                    

           image

 

 

 

 

Театрализованная игра «Волк и семеро козлят»

Цели:

·        Создать праздничное настроение участникам игры;

·        Развивать театрализованное творчество, музыкальные способности, психические функции, умение общаться, договариваться, эмоционально-волевую сферу, умение распределять роли.

Предварительная работа:

 Чтение сказки «Волк и семеро козлят», характеристика героев, прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» , проба ролей, разучивание слов.

Оформление зала:

лесная полянка, избушка Козы, ширма с костюмами, масками и атрибутами, музыкальное сопровождение.

Начало игры:

 воспитатель в русском народном костюме под музыку заводит детей в зал, образовывает круг, и предлагает поиграть в сказку. Дети называют главных героев и при помощи считалки распределяют роли: волка, козы, козлят, медведя, зрителей.

Игра:

 воспитатель рассказывает сказку, дети согласно текста исполняют роли.

Конец игры:

 под музыку исполняется общий танец, поклон артистов.

                                               DSC01837.JPG

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад2.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...