Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
учебно-методическое пособие (старшая группа) по теме

Бехтерева Людмила Николаевна

Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения, протокол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_monitoringa_russkoy_izby.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Учебно-методическое пособие. 

                                      Диагностический материал по теме:

«Развитие познавательно-эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре  детей с нарушением зрения»

ГБДОУ детский сад № 24комбинированного вида Василеостровского района

                                                           Санкт - Петербурга

                                                 Педагог дополнительного образования

                                 Учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

                                                                                                                     2013г

Паспорт диагностического материала.

Объект мониторинга: развитие познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями.

Время проведения мониторинга:

  1. Ш – IV неделя октября
  2. Ш – IV неделя апреля

Разработчик : педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

Исполнитель - педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

Аналитик - педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.

Цель:    Отслеживание  динамики  развития познавательно-эстетического восприятия  детей с ограниченными зрительными возможностями.

Направление мониторинга:  воспитанники старшей, подготовительной групп ГБДОУ № 24.

Метод проведения мониторинга: 

  1.           1. Формализованные методы: проективная техника (сюжетные картины);

          2. Малоформализованные методы: наблюдения с помощью игровых  

              упражнений.

Оценивание результатов: балльное.

Резюме: выводы, корректировка педагогической деятельност

                 Критерии оценки познавательно-эстетического восприятия.  

Русские народные сказки

5 баллов: ребенок называет название и героев сказки  без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 балл: ребенок не называет название и героев сказки.

 Жилище и быт русского народа

5 баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

3 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога.

Русский народный костюм

5 баллов: ребенок называет  предметы одежды без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов.

1 балл: ребенок не называет правильно все предметы

                                             Русская народная игрушка

. 

5 баллов: ребенок называет  материал игрушки без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях материала игрушек.

1 балл: ребенок не называет правильно материалы игрушек.

                                       

                Русские народные праздники

5 баллов: ребенок называет  признаки русских народных праздников без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников.

1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников.

Критерии оценки зрительно-моторной координации

                      ( предметно-практической деятельности)

               

5 баллов: ребенок правильно выполняет все задания.

3 балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий.

1 балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь.

Уровни развития познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями.  

21 – 30 баллов: высокий уровень.

11 – 20 баллов: средний уровень.

0 – 10 баллов: низкий уровень.

Протокол выполнения игровых упражнений по развитию познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями детей _____  группы

период _2012- 2013__ уч. год

Педагог дополнительного образования.__________________

Ф.И.ребенка

Русские народные сказки

Жилище и быт русского народа

Русский народный костюм

Русская народная игрушка

Русские народные праздники

Зрительно-моторная

координация

Общее

кол-во

баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Игровые упражнения к мониторингу

старший возраст

Исследуемые параметры

Игровое

упражнение

Цель

Содержание упражнения

Критерии оценки

Познавательно-эстетическое восприятие

Русские народные сказки

«В стране сказок»

Выявить умение узнавать, называть сказку и сказочных героев. Пересказывать сюжет сказки.

                    Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации сказок, сказать как называется сказка, перечислить сказочных героев, рассказать события в сказке. Русские народные сказки:

«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди».

5  5 баллов: ребенок называет название и героев сказки  без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

3   3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 1 балл: ребенок не называет название и героев сказки.

Жилище и быт русского народа

«В гости к бабушке и дедушке»

Выявить умения узнавать и называть помещение и предметы быта русского народа.

Показать макет избы, обыграть с помощью кукол сказку «Курочка Ряба», рассмотреть иллюстрации к сказке.

- Где жили дед и баба?

- Где варили себе еду?

- На чём спали?

- Какая у них была посуда?

- Какая была мебель?

Задание: подбери картинки предметов, которые были в сказке.

5 5баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

33 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 1балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога.

Русский народный костюм

«Василиса Прекрасная и Иван Царевич»

Выявить умение узнавать и словесно обозначать предметы русского костюма.

  1. Одень кукол в русский народный костюм. (бумажные куклы).
  2. Назови предметы одежды.

5 баллов: ребенок называет  предметы одежды без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов.

1 балл: ребенок не называет правильно все предметы

Русская народная игрушка

«Волшебный сундучок»

Выявить умение узнавать и словесно обозначать материалы, из которых изготовлены игрушки.

На столе лежит разный материал: ткань, лыко, солома, дерево, глина. Ребёнок трогает и рассматривает все материалы, называет их.

Задание: узнай и расскажи из чего сделана игрушка.

Ребёнок опускает руку в сундук и называет материал игрушки. Достает игрушку из сундука и проверяет свой ответ.

5 баллов: ребенок называет  материал игрушки без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях материала игрушек.

1 балл: ребенок не называет правильно материалы игрушек.

Русские народные праздники

«Празднечныйкалендарь»

 

Выявить умение узнавать и словесно обозначать  русские народные праздники.

Педагог показывает иллюстрацию праздника.

- Как называется праздник?

«Новый год» (Рождество), «Масленица», «Пасха»

5 баллов: ребенок называет  признаки русских народных праздников без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников.

1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников.

Зрительно-моторная координация

( предметно - практические навыки)

«Тренажер»

Выявить моторные умения.

  1. Завяжи узелок.
  2. Скрути верёвочку.
  3. Отрежь ножницами нитку.

55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания.

3 3балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий.

1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь.

Игровые упражнения к мониторингу

подготовительный возраст

Исследуемые параметры

Игровое

упражнение

Цель

Содержание упражнения

Критерии оценки

Познавательно-эстетическое восприятие

Русские народные сказки

« Что перепутал художник? »

Выявить умение узнавать, называть, соотносить героев сказок с содержанием произведения.

Ребёнок рассматривает иллюстрации сказок и находит ошибки – что перепутал художник.

За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.

Сказки: «Вершки и корешки», «Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Каша из топора», «Смоляной бычок».

5  5 баллов: ребенок называет название и героев сказки  без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

3   3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 1 балл: ребенок не называет название и героев сказки.

Жилище и быт русского народа

«Жили – были»

Выявить умения узнавать и называть помещение и предметы быта русского народа.

1.Предложить ребёнку выбрать из множества жилищ русскую избу.

(кирпичное здание, замок, шалаш, изба, юрта)

- Почему ты выбрал это жилище?

2. Подбери изображения предметов быта, которыми пользовались русские люди.

3. Какую пищу можно было приготовить на печке?  

5 5баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.

33 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.

1 1балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога.

Русский народный костюм

« Чего не хватает в костюме?»

Выявить умение словесно обозначать предметы  русской одежды.

Назови недостающие элементы в русском костюме.(сарафан, рубаха, порты, пояс, лапти, кокошник…)

5 баллов: ребенок называет  предметы одежды без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов.

1 балл: ребенок не называет правильно все предметы

Русская народная игрушка.

«Выставка кукол»

Выявить умения узнавать и рассказывать о русской народной кукле.

«Пеленашка», «Отдарок за подарок», «Домашняя масленица», «Стригушка», «Птичка», «Зайчик», «Колокольчик»…

Ребёнку предлагается быть экскурсоводом на выставке кукол, где он рассказывает всё о игрушке ( историю куклы, из чего она сделана)

55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания.

3 3балла: испытывает небольшие трудности ..

1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения , требуется помощь взрослого.

Русские народные праздники

«Праздничное лото»

Выявить умение узнавать и словесно обозначать признаки русских народных праздников.

Детям раздаются картинки с признаками русских народных праздников. Педагог показывает иллюстрацию праздника. У кого признак соответствует празднику, тот соотносит его с изображением.

- Что нарисовано у тебя на картинке?

- Как называется праздник?

«Новый год» (Рождество), «Масленица», «Пасха»

5 баллов: ребенок называет  признаки русских народных праздников без ошибок.

3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников.

1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников.

Зрительно-моторная координация

«Тренажер»

Выявить моторные умения.

  1. Завяжи узелок.
  2. Завяжи бант.
  3. Заплети косу.

55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания.

3 3балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий.

1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре

            Разработанная программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

quot;Красота созданная человеком!" доклад на тему" Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...

Семинар "Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чело...