Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_monitoringa_russkoy_izby.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие: МОНИТОГИНГ
«Развитие познавательно-эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения»
ГБДОУ детский сад № 24комбинированного вида Василеостровского района
Санкт - Петербурга
Педагог дополнительного образования
Учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.
2013г
Паспорт мониторинга
Объект мониторинга: развитие познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями.
Время проведения мониторинга:
- Ш – IV неделя октября
- Ш – IV неделя апреля
Разработчик : педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.
Исполнитель - педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.
Аналитик - педагог дополнительного образования, учитель-дефектолог Бехтерева Л.Н.
Цель: Отслеживание динамики развития познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями.
Направление мониторинга: воспитанники старшей, подготовительной групп ГБДОУ № 24.
Метод проведения мониторинга:
- 1. Формализованные методы: проективная техника (сюжетные картины);
2. Малоформализованные методы: наблюдения с помощью игровых
упражнений.
Оценивание результатов: балльное.
Резюме: выводы, корректировка педагогической деятельност
Критерии оценки познавательно-эстетического восприятия.
Русские народные сказки
5 баллов: ребенок называет название и героев сказки без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.
3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.
1 балл: ребенок не называет название и героев сказки.
Жилище и быт русского народа
5 баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога.
3 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок.
1 балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога.
Русский народный костюм
5 баллов: ребенок называет предметы одежды без ошибок.
3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов.
1 балл: ребенок не называет правильно все предметы
Русская народная игрушка
.
5 баллов: ребенок называет материал игрушки без ошибок.
3 балла: ребенок допускает неточности в названиях материала игрушек.
1 балл: ребенок не называет правильно материалы игрушек.
Русские народные праздники
5 баллов: ребенок называет признаки русских народных праздников без ошибок.
3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников.
1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников.
Критерии оценки зрительно-моторной координации
( предметно-практической деятельности)
5 баллов: ребенок правильно выполняет все задания.
3 балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий.
1 балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь.
Уровни развития познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями.
21 – 30 баллов: высокий уровень.
11 – 20 баллов: средний уровень.
0 – 10 баллов: низкий уровень.
Протокол выполнения игровых упражнений по развитию познавательно-эстетического восприятия детей с ограниченными зрительными возможностями детей _____ группы
период _2012- 2013__ уч. год
Педагог дополнительного образования.__________________
№ | Ф.И.ребенка | Русские народные сказки | Жилище и быт русского народа | Русский народный костюм | Русская народная игрушка | Русские народные праздники | Зрительно-моторная координация | Общее кол-во баллов | Уровень |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 |
Игровые упражнения к мониторингу
старший возраст
Исследуемые параметры | Игровое упражнение | Цель | Содержание упражнения | Критерии оценки | |
Познавательно-эстетическое восприятие | Русские народные сказки | «В стране сказок» | Выявить умение узнавать, называть сказку и сказочных героев. Пересказывать сюжет сказки. | Ребёнку предлагается рассмотреть иллюстрации сказок, сказать как называется сказка, перечислить сказочных героев, рассказать события в сказке. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди». | 5 5 баллов: ребенок называет название и героев сказки без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога. 3 3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок. 1 1 балл: ребенок не называет название и героев сказки. |
Жилище и быт русского народа | «В гости к бабушке и дедушке» | Выявить умения узнавать и называть помещение и предметы быта русского народа. | Показать макет избы, обыграть с помощью кукол сказку «Курочка Ряба», рассмотреть иллюстрации к сказке. - Где жили дед и баба? - Где варили себе еду? - На чём спали? - Какая у них была посуда? - Какая была мебель? Задание: подбери картинки предметов, которые были в сказке. | 5 5баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога. 33 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок. 1 1балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога. | |
Русский народный костюм | «Василиса Прекрасная и Иван Царевич» | Выявить умение узнавать и словесно обозначать предметы русского костюма. |
| 5 баллов: ребенок называет предметы одежды без ошибок. 3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов. 1 балл: ребенок не называет правильно все предметы | |
Русская народная игрушка | «Волшебный сундучок» | Выявить умение узнавать и словесно обозначать материалы, из которых изготовлены игрушки. | На столе лежит разный материал: ткань, лыко, солома, дерево, глина. Ребёнок трогает и рассматривает все материалы, называет их. Задание: узнай и расскажи из чего сделана игрушка. Ребёнок опускает руку в сундук и называет материал игрушки. Достает игрушку из сундука и проверяет свой ответ. | 5 баллов: ребенок называет материал игрушки без ошибок. 3 балла: ребенок допускает неточности в названиях материала игрушек. 1 балл: ребенок не называет правильно материалы игрушек. | |
Русские народные праздники | «Празднечныйкалендарь» |
Выявить умение узнавать и словесно обозначать русские народные праздники. | Педагог показывает иллюстрацию праздника. - Как называется праздник? «Новый год» (Рождество), «Масленица», «Пасха» | 5 баллов: ребенок называет признаки русских народных праздников без ошибок. 3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников. 1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников. | |
Зрительно-моторная координация ( предметно - практические навыки) | «Тренажер» | Выявить моторные умения. |
| 55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания. 3 3балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий. 1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь. |
Игровые упражнения к мониторингу
подготовительный возраст
Исследуемые параметры | Игровое упражнение | Цель | Содержание упражнения | Критерии оценки | |
Познавательно-эстетическое восприятие | Русские народные сказки | « Что перепутал художник? » | Выявить умение узнавать, называть, соотносить героев сказок с содержанием произведения. | Ребёнок рассматривает иллюстрации сказок и находит ошибки – что перепутал художник. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Сказки: «Вершки и корешки», «Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Каша из топора», «Смоляной бычок». | 5 5 баллов: ребенок называет название и героев сказки без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога. 3 3 балла: ребенок называет название и героев сказки с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок. 1 1 балл: ребенок не называет название и героев сказки. |
Жилище и быт русского народа | «Жили – были» | Выявить умения узнавать и называть помещение и предметы быта русского народа. | 1.Предложить ребёнку выбрать из множества жилищ русскую избу. (кирпичное здание, замок, шалаш, изба, юрта) - Почему ты выбрал это жилище? 2. Подбери изображения предметов быта, которыми пользовались русские люди. 3. Какую пищу можно было приготовить на печке? | 5 5баллов: ребенок выполняет упражнение без ошибок, действует самостоятельно по словесной инструкции педагога. 33 балла: ребенок выполняет упражнение с незначительными ошибками, действует методом проб и ошибок. 1 1балл: ребенок выполняет упражнение с трудом, с многочисленными ошибками, действует с практической помощи педагога. | |
Русский народный костюм | « Чего не хватает в костюме?» | Выявить умение словесно обозначать предметы русской одежды. | Назови недостающие элементы в русском костюме.(сарафан, рубаха, порты, пояс, лапти, кокошник…) | 5 баллов: ребенок называет предметы одежды без ошибок. 3 балла: ребенок допускает неточности в названиях предметов. 1 балл: ребенок не называет правильно все предметы | |
Русская народная игрушка. | «Выставка кукол» | Выявить умения узнавать и рассказывать о русской народной кукле. | «Пеленашка», «Отдарок за подарок», «Домашняя масленица», «Стригушка», «Птичка», «Зайчик», «Колокольчик»… Ребёнку предлагается быть экскурсоводом на выставке кукол, где он рассказывает всё о игрушке ( историю куклы, из чего она сделана) | 55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания. 3 3балла: испытывает небольшие трудности .. 1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения , требуется помощь взрослого. | |
Русские народные праздники | «Праздничное лото» | Выявить умение узнавать и словесно обозначать признаки русских народных праздников. | Детям раздаются картинки с признаками русских народных праздников. Педагог показывает иллюстрацию праздника. У кого признак соответствует празднику, тот соотносит его с изображением. - Что нарисовано у тебя на картинке? - Как называется праздник? «Новый год» (Рождество), «Масленица», «Пасха» | 5 баллов: ребенок называет признаки русских народных праздников без ошибок. 3 балла: ребенок допускает неточности в названиях признаков русских народных праздников. 1 балл: ребенок не называет правильно признаки русских народных праздников. | |
Зрительно-моторная координация | «Тренажер» | Выявить моторные умения. |
| 55 баллов: ребенок правильно выполняет все задания. 3 3балла: испытывает небольшие трудности при выполнении каких - либо действий. 1 1балл: ребенок испытывает значительные затруднения при выполнении любых действий, требуется практическая помощь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Разработанная программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства «Завиток» рассчитана на два года обучения и яв...
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
quot;Красота созданная человеком!" доклад на тему" Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...
Отчет по самообразованию «Проектная деятельность в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре» за 2019-2020 учебный год https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8
https://cloud.mail.ru/public/wLfi/QiD1vQAk8...
Семинар "Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре"
Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чело...