Использование развивающих игр в процессе подготовки к школе старших дошкольников.
статья по теме

В статье говорится о  развивающих играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gbdou_no_99_fr.r-n_-_kopiya.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 99 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Использование развивающих игр в процессе

подготовки к школе старших дошкольников

старший воспитатель Баженова Е.А.

- высшая квалификационная категория

В исследованиях В.В. Воскобовича, Г.В. Гоголева, Е.В. Даниловой, А.З. Зак, З.А. Михайловой, Б.П. Никитина, Е.А. Носовой и др. изучались особенности и возможности освоения детьми развивающих игр.

Игра - одна из видов человеческой деятельности. В психологии определяют игру как особую форму деятельности, отличительными признаками которой является выполнение действий и переживания чувств в воображаемом плане [26]. В педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними [16].

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе.  Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач [2].

Виды игр, различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. В исследованиях А. П. Усовой  выявилось, что большинство осваиваемых дошкольниками игр носят дидактический характер. При этом, игровой замысел, как правило, однообразен и подразумевает репродуктивное воспроизведение (составить, подобрать, назвать). Правила в данных играх ограничивают деятельность дошкольника, игровые действия немногочисленны, репродуктивны. Используемые на тот момент игры не соревновательные, не интересны дошкольникам [29].

Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами  [16].Мы рассмотрим игры с правилами,  которые создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания. В педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания (Л.А Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова) и  развивающие игры, в которых развиваются творческие и интеллектуальные способности. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети становятся перед необходимостью выбора способа решения задачи. Авторы часто называют предлагаемые задачи развивающими, а не традиционно- дидактическими [40].

З.А.Михайлова предложила следующую классификацию игр в зависимости от их цели: логико-математические (развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать); дидактические (их цель - упражнять детей с целью выработки умений, навыков); развивающие (развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческие отношения к учебной задаче, инициативу); математические развлечения [24].

Изменение походов к сущности и значению дошкольного детства потребовал пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи особое внимание стали обращать на развивающие игры.

Развивающие игры представляют собой определенный вид игр с правилами,  направленных на развитие познавательных процессов, обогащение представлений и становления качеств личности, для которых характерно: “более обобщенные”  цели,  занимательность игровой задачи, вариативность формулирования ситуации (задания). Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, интеллекта, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность [22].

Развивающие направлены игры на:  

1. развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений;

2. расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря;

3. совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти;

4. развитие сукцессивных способностей (т. е. последовательности действий и их планированию);

5. развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т. е. узнавании букв, написанных в воздухе, на теле и т. д.) [27].

Развивающие игры обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, различной форме: задачи расположены в порядке возрастания сложности: от простого к сложному, имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа, а в виде видимых, осязаемых вещей (рисунка, узора, сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструкторов). Ребенок может наглядно сопоставить задание с решением и сам проверить точность выполнения задания [28].

Главная особенность развивающих игр заключается в том, что в них удалось объединить принципы обучения от простого к сложному с принципом творческой деятельности - самостоятельно, по способностям, когда ребенок может подняться до потолка своих возможностей [28]. В любой игре содержится два типа правил – правила действия и правила общения с партнерами.  Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.).

Правила общения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжелательному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, небольшими группами.

 В связи с этим интерес к развивающим играм на современном этапе значительно возрос. В.В. Воскобович, В.Г. Гоголева, Л.М. Кларина, Б.П.Никитин,  З.А.Михайлова отмечала, что обучение детей математическим навыкам и представлениям лежит в использовании игр с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями и указывала на необходимость системы в применении игр и упражнений [17]. Игры Михайловой З.А. [24] направлены на развитие логических умений: следования, установление связей, чередования. В качестве примера можно привести игры такие как “Что лишнее”, “Какая фигура следующая”, “Назови одним словом”. Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: “Танграм”, “Пифагор”.

А.З.Зак, занимающийся вопросами интеллектуального развития детей, исходя из принципа разнообразия поисковых задач, разделил игры по содержанию (на преобразование, на перемещение, на группировку, на выделение) и по сложности, используя варианты одной и той же задачи. Специфика задач заключается в том, что в одних случаях ребенок решает задачи, а в других - проверяет готовые решения. Решение задачи происходит за счет зрительного анализа графического, абстрактного материала [3].

Б.П. Никитиным были отобраны игры, стимулирующие развитие интеллектуально-творческих способностей: “Сложи квадрат”, “Сложи узор” (развитие способностей пространственной трансформации). Игры включают различные задачи: выложи по образцу, самостоятельное придумывание образца, рисование образца [28]. В.В. Воскобович разработал совокупность развивающих игр, направленных на интеллектуально-творческое развитие детей. Игры В.В.Воскобовича содержат в себе систему усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Необычность данных игр состоит в том, что в них происходит связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения) [11].

В исследованиях А.В. Третьяк  представлены возможности  развития  взаимодействия детей со сверстниками в процессе освоения игр с правилами, в том числе  в играх по типу “Квестов”, показано влияние их освоения на развитие социальных мотивов (социально-личностного компонента готовности) [22].

В исследованиях З.А.Михайловой и М.Н. Поляковой  [25] изучена разработка и выбор технологий логико-математического развития. Они выделяли то содержание, которое обеспечивает активность познавательных действий (практических и мыслительных), выход ребенка на познание связей и зависимостей предметов явлений окружающего мира, доступный ему уровень миропонимания. Современные педагогические требования к мыслительной деятельности ребенка состоят из развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия, соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе прогнозирования (а если так, то…), объективно оценивать результат, сравнивая его собственной установкой (целью). Для успешного осуществления деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и устанавливать сериационные зависимости. Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремиться к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного, своеобразного творческого результата – проблемно - игровая. В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках практических действий, экспериментировании общении по поводу хода развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявления радости и огорчений, других интеллектуальных эмоций. При использовании проблемно – игровой технологии, исключаются показ и подробное объяснение взрослого. Главным составляющим компонентом проблемно – игровой технологии является: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату [25].

Проблемно – игровая технология направлена на развитие познавательно – творческих способностей детей в логико-математической деятельности она включает в себя: логические и математические игры, логико-математические сюжетные игры, проблемные ситуации и вопросы, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, вопросы и ситуации. При характеристике каждого из конкретных направлений учитываются: цель, система действий, средства: развивающие и обучающие, контроль над освоением.

Обобщенный анализ позволяет выделить следующие педагогические условия использования развивающих игр в работе с современными дошкольниками: 1) Решение задач на смекалку в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к освоению более сложных действий. 2) Упражнение в занимательных различных задачах. 3) Накопление игрового опыта в различных формах детской деятельности.4) Наличие элементарных математических представлений и развитие интеллектуальности: операций, обеспечивающих успешное освоение развивающих игр 5) Вариативность игр и упражнений с материалами [28].

В исследованиях особую роль в освоении дошкольниками развивающих игр отводится организации, предметно – развивающей среде, организация которой должна выступать условием обогащения игрового опыта детей. Развивающая среда - это знакомое, комфортное, рационально организованное, помещение.

 В современных технологиях часто используются приемы стимулирования активности детей в развивающих играх: ведение дневника “Успехов”, придумывание вариантов игр, “Запретный плод сладок” (символический запрет игры), метод “Ледокола” (возвращение к простым вариантом игры) [28].

Анализ образовательных программ показывает, что развивающие игры используются в построении педагогического процесса.  В типовой программе “Воспитание и обучение детей дошкольного возраста” (М.А. Васильевой) развивающим играм не уделялось должного внимания. В основном используются дидактические игры. Развивающие игры предусматриваются лишь в самостоятельной деятельности, не указана связь использования развивающих игр и обучения. В программе “Детство” (под редакцией Т.И.Бабаевой) уделяется большое внимание  развивающим играм. Они используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей. В таких играх ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь из лабиринта), понять игровые правила (соблюдать очередность). В методических разработках указано, что в развивающей среде должны находится разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде была представлена группа игр, получивших название “развивающих”: “Уникуб”, “Сложи узор”, “Кубики для всех” и т.д. Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей. Развивающие игры, вместе с тем, соответствуют возрастным особенностям детей (старший дошкольный возраст: относительное соотношение игровых и познавательных мотивов; позволяют решать проблемы не на словесно – логическом уровне, а в наглядно – образном плане).

Обобщенный анализ исследований позволяет выделить возможности использования развивающих игр в формировании готовности к школьному обучению:  в процессе развивающих игр создаются условия для развития всех компонентов и умений готовности: развитие интереса к результату, активизация общения со сверстниками и взрослым, освоение детьми новых способов деятельности, развитие интеллектуальных операций, формирование учебных умений (принимать задачу, доводить ее до решения, слышать, слушать, проявлять самостоятельность, организованность и т.п.). Вместе с тем, данное направление недостаточно представлено как на уровне научных исследований, так и на уровне методических разработок.

Выводы

  1. В психолого-педагогических работах готовность к школе понимается как уровень физического и психического развитии, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка.
  2. Не смотря на разное понимание структуры готовности к школе, в исследованиях указана необходимость целенаправленной работы по ее формированию в старшем дошкольном возрасте.
  3. Наиболее целесообразной для проводимого исследования структурой готовности к школе согласно нашему исследованию является выделение ряда компонентов готовности: физического, интеллектуального, специального.
  4. В исследованиях указано взаимовлияние и взаимосвязь компонентов готовности к школьному обучению.
  5. Существуют различные стратегии и технологии подготовки дошкольников к последующему школьному обучению, вместе с тем выделяют педагогические условия данного процесса.
  6. Анализ исследований дает право предполагать возможности использования в данном процессе развивающих игр.
  7. Освоение развивающих игр рассматриваются как сложный процесс, носящий творческий характер, обусловлен продолжительностью времени, зачастую не позволяет увидеть промежуточные результаты, требует создания творческой атмосферы, участия взрослого на позиции партнера.
  8. Обобщенный анализ исследований позволяет наметить преимущества использования развивающих игр с целью формирования готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
  9.  Недостаточная методическая разработанность процесса освоения различного вида развивающих игр, отсутствие преемственности в использовании развивающих игр разного содержания, указывает на необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

Библиография

  1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. - М:  Изд. “У- Фактория”, 2004.

2. Бабаева Т.И. «У школьного порога».

3. Бабаева Т.И.Совершенствование подготовке детей к школе.- Л, 1988

4. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе - М: “АЙРИС ПРЕСС” 2005.

5. Безруких  М.М. Ступеньки к школе – М: “ДРОФА”, 2001

6. Божович Л.И. Славина С.Л. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии,1976.-№4.

7. Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1983.

8. Венгер А.Л. Воспитание и обучение (дошкольный возраст) – М., 1969.

9. Венгер А.Л., Дьяченко О.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.  -  М., 1989

10. Веселов Н.Г.Социальная педиатрия. Курс лекций – СПб.,1996.

11. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “сказочные лабиринты игры”. – СПб. 2003

12. Гоголева Г.В Логическая азбука для детей 4 -6 лет –СПб.: Детсво – Пресс, 2000

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1989

14. Данилова Е. Издательский дом. Нева, 2003

15. “Детство”: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство – Пресс, 2000

16. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой. М., 1988

17. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников – М., 1984

18. Зак А.З. Как развить логическое мышление. – М., 2000.

19. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – СПб., 2004

20. В.Г. Каменская, С.В. Зверева /К школьной жизни готов/ издательство “Детство – пресс”, 2000

21. Кларина Л.М. Личностные характеристики детей дошкольного возраста

// Готовимся к аттестации. СПб., “Детство – Пресс” 2000

22. Н.Ф. Круглова Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М.,  2004.

23. Логинова В.И. Формирование познавательной деятельности в процессе освоения системных знаний. //Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста.  - Л.,1987.

24. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. -  Спб.,2001.

25. Михайлова З.А. Полякова М.Н. Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.2004

26. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., “Просвещение” 1986.

27. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1985.

28. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М.,1991.

29. Научно – педагогические идеи В.И.Логиновой. Под редакцией Бабаевой Т.И, З.А.Михайловой.1991.

30. Р.С. Немов. Психология. М., 1995.

31. Е.А. Носова. Логика и математика  для дошкольников.

32. Е.А. Носова. Особенности умения решать логические задачи детей старшего дошкольного возраста. //Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Л.. 1988

33. Петровский А.В. Общая психология. – М., Образование., 1987

34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия 1994

35. М.Н. Полякова. Развивающая среда.

36. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977

Сборник научных статей  Мельникова, Сергеева.

37. Программа “Воспитание и обучения в детском саду”. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой Г.Г., Комаровой Т.С. – М., Мозаика – Синтез., 2005

38. Программа “Преемственность”. Под редакцией Федосовой Н.А.. Комаровой Т.С., Шпикаловой Т.Я.  – М., 2001

39. Томашпольский И.Э. Развивающие игры для детей 2-8 лет. - С.Пб., 1996.

40. Усова А.П. Умственное развитие дошкольников /под ред. Аванесовой З.Н. и Саккулиной Н.П. – М., 1972

41. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. – М., 1967

42. Эльконин Д.Б. психология игры. М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний....

Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.

Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь....

Использование развивающей среды в художественно-эстетическом развитии младших дошкольников

Основные цели и задачи  художественно-эстетического развития по ФГОС:-Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окру...

"Скоро в школу!" Коррекционно-развивающая программа по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через совместную деятельность детей с родителями на психолого-логопедических занятиях; повышение психолого-педагогической ко...

Проект: «Школа Волшебства» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича в старшей группе.

Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческого развитию  детей  старшего дошкольного возраста в игре....