Использование развивающих игр в системе коррекционной работы с дошкольниками с диагнозом ОНР, как средство стимуляции речевого развития.
статья по логопедии на тему
Статья о целесообразности вкючения развивающих игр в систему коррекционной работы с детьми , т.к. речь и интеллект имеют между собой тесную взаимосвязь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv.irgy_.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников с ОНР в игре.
Роль игр на развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных и образовательных задач.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс.
Руководя игрой, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Но игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством педагога овладевают новыми знаниями.
Хорошо известно, что в период дошкольного детства идет интенсивный процесс освоения речи как деятельности во всех ее компонентах. В настоящее время в современной дошкольной педагогике и логопедии большое внимание уделяется развитию речи дошкольников с ОНР в русле ведущего вида деятельности – игре. Особое значение придается развивающим играм, которые совершенствуют восприятие, внимание, мышление и речь ребенка.
И. Т. Власенко отмечала, что успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Развивающие игры в системе обучения дошкольников.
А. Д. Андреева поставила акцент на сути развивающих игр: развивающие игры – это те игры, которые позволяют стимулировать ведущие функции определенного возраста / младшего, среднего или старшего дошкольного возраста/.
Развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательно учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий.
Основой отражения окружающего мира внутренним миром / психикой/ человека являются ощущения. Ведущие внешние ощущения – зрительные / визуальные /, слуховые / аудиальные /, кожные / тактильные /. К внутренним ощущениям относятся двигательные /проприокинестетические / ощущения, отражающие внутреннее состояние организма.
На базе ощущений формируются основные виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно – двигательное. В более сложном /по сравнению с восприятием/ психическом процессе – мышлении – можно выделить такие основные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, сериация, абстрагирование. Помимо описанных процессов в психологии познание выделяют «сквозные» процессы, пронизывающие всю психику человека и обеспечивающие ее интерацию – внимание, память, воображение и речь.
Занимаясь с детьми развивающими играми , педагог должен поставить перед собой задачу: создать модель развивающей сферы, дать толчок развитию разносторонних природных способностей детей, в игре учить мыслить самостоятельно, с раннего детства развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а так же некоторые личностные качества / сосредоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях/.
И. Э. Томашпольская отмечает следующие отличительные черты, свойственные занятиям с использованием развивающих игр::
-многообразие используемых игр, что позволяет переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны;
-непринужденная обстановка на занятиях, благодаря небольшому количеству детей и разнообразию вариантов любой из игр, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка;
-наличие в занятиях обучающего момента, что позволяет расширить кругозор, совершенствовать знания и навыки детей;
-большое количество игр, требующих исключительно самостоятельной работы, без предварительного разбора или показа, участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемого также индивидуально;
-задачи, предлагаемые детям, достаточно сложны, обычно несколько превышают средний для данного возраста уровень, работа над ними увлекает ребенка и развивает в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять;
-небольшое количество коллективных мероприятий , также включенных в курс, учит умению совместно работать над общим заданием, прислушиваться к тому, что говорит товарищ, учитывать его возможности, т.е. воспитывать качества, необходимые для работы в коллективе.
Оборудование и материалы для развивающих игр, как правило, несложны: Разнообразные фигурки из цветного картона, наборы картинок, которые можно составить самим, кубики подкрашенные гуашью или обклеенные цветной бумагой. Довольно большая группа игр вообще не требует особого оборудования, в первую очередь это относится к играм, направленным на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Кроме самих пособий, для занятий желательно иметь достаточно просторное помещение, где двигательная активность ребенка не будет ограничиваться, ему можно позволит играть сидя на полу и не принужденно и эффективно работать над своим заданием.
Что именно делает собранные в этой программе игры развивающими? Это очень точно определено в многократно переиздававшийся книге Никитиных «Ступеньки творчества или развивающие игры» :
-каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика и т.д.;
-задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудности, от доступных двух-трехлетнему до непосильных среднему возрасту;
-постепенное возрастание сложности задач в играх позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать творческие способности;
-в процессе игры нельзя подсказывать ни словом , ни жестом, ни взглядом, т.к. наша цель – научить ребенка не играть в конкретную игру, а самостоятельно мыслить и искать решения любых возникающих задач;
-нельзя требовать решение с первой попытки – ребенок, возможно еще не созрел;
-решение задачи возникает не в абстрактной форме, а в виде вещей/ рисунка, узора, сооружения из кубиков и т.д./ , что позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задания;
-в игре каждый поднимается до «потолка» своих возможностей.
Таким образом, развивающие игры служат средством для развития творческих способностей и речевой активности с самого раннего возраста / с 1 – 1.5 лет /, задания – ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь каждый раз до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно, развивающие игры разнообразны по содержанию, они, как все игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества, играя с детьми, взрослые должны научиться не мешать ребенку думать и принимать решения.
Нужно помнить, что недостаточно вооружиться пусть даже самым полным и обширным набором игр. Развивающими они станут лишь тогда когда будут преподноситься ребенку с соблюдениями определенных правил / по Никитину/ :
-игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому;
-необходимо заинтересовать ребенка игрой, не навязывая ее,;
-нельзя мешать самостоятельному решению / желательно, чтобы и ошибки ребенок находил и исправлял сам/ ;
-обязателен успех в самом начале, для этого начинаем игру с посильных задач;
-если ребенок не справляется, сделайте перерыв, а потом начните с более легких задач / принцип «ледокола» /, а еще лучше предоставить ребенку самостоятельный выбор заданий;
-игру надо оживлять сказкой / игровой мотивацией / , при этом возникает возможность использовать непроизвольное внимание ребенка;
-в игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной активности.
Таким образом , целесообразно принимать во внимание такие аспекты как наличие у ребенка потребности в совместной со взрослыми деятельности, сензитивность данного возрастного периода для развития психических функций и личностных качеств, зону ближайшего развития.
Смысл развивающих игр в том, что бы подвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память , мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т.е. те психические функции и качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы. И хотя изначально развивающие игры были рассчитаны на детей с нормальным речевым развитием, они подходят и для детей с общим недоразвитием речи, развивая разносторонние способности детей, будучи включенными в систему коррекционной работы, а так же стимулируют речевое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных программ KIDSMART в коррекционной работе с дошкольниками в возрасте 5-6 лет с заиканием.
Использование компьютерных технологий в работе с дошкольниками для повышения мативации к совместной деятельности со взрослям(специалистом),а также для разнообразия оборудования,соответствующего соврем...
Система коррекционной работы с дошкольниками с ОНР (3-7лет)
В материале преложено описание системы работы в МБДОУ д/с комбинированного вида № 46...
Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста
Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...
Презентация "Система коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития"
Задача всех специалистов выявить детей такой категории и помочь им. В начале учебного года все специалисты ДОУ проводят наблюдение за индивидуальным развитием всех поступающих детей. Результаты наблюд...
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...
Доклад: «Использование балансировочной доски Бильгоу в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОВЗ»
Заинтересовать педагогов программой Ф. Бильгоу "Прорыв в обучении".Цель её – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, мелкой ...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе оздоровительной работы с дошкольниками
Сборник включает в себя методический и практический материал...