Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.
консультация по математике на тему

Меньшикова Нина Николаевна

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

         Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделировании на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления у дошкольников в большей мере способствует изучению начальной математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меньшикова Н.Н., воспитатель

МБДОУ д/с № 4 «Чиполлино» г. Саяногорск

Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.

        На протяжении десятков лет педагогической общественностью осознавалась ответственность за воспитание подрастающего поколения. И в настоящее время модернизация ДОУ нацеливает работников образование на использование всех возможностей, всех ресурсов, для повышения эффективности учебно- воспитательного процесса, влияющего на всестороннее развитие личности. К таким средствам и относится игра. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются все стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Игра  один из видов человеческой деятельности.

        Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

        Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделировании на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления у дошкольников в большей мере способствует изучению начальной математики.

        Многочисленными исследованиями (А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, Б.С.Костюк и другие.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.

        Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, А.А.Столяр и другие.) убеждают в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально-организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей).

          Дети  приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине, и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.

        Однако дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, вычислять, почему надо производить именно эти  действия? Не уяснив на занятиях значения совершаемого действия, дети  выполняют их автоматически.  

        В детских играх отражается окружающая детей жизнь. Её место в жизни детей, содержание и форма опосредованно определяется содержанием и формой труда и быта взрослых. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Важное значение для современной теории детской игры имеют основополагающие идеи  Н.К.Купской, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского и другие.

         Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и другие.

        Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в средней школе.

        Одним из способов умственного воспитания является игра. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые игры расширяют представление об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно- конструктивные игры               

развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний, а также активизируют мыслительную деятельность детей. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счёту, позволяли сформировать у ребёнка понятие о числе, форме, величине, пространстве и времени.

        В концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада  выделяются гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным , а значит и успешным.

        Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разробатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так , например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счёту…также не должно спешить и идти дальше, не иначе, как овладев прежним, а овладев чем- нибудь никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчёркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребёнок их получал.

        Формирование у детей умения использовать приобретённые знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.

        В своей работе использую для уточнения и закрепления математических представлений у детей дидактические игры. При обучении началам математики играем в игры , в которых у детей формируются новые математические знания, умения, навыки(игры  «Лото», «Домино» и другие). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым, повышая прочность и осознанность усвоения знаний.

        Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровой замысел, игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую(порцию) познавательного материала. Все виды дидактических игр / предметные, словесные, настольно- печатные и другие/ являются эффективным средством и методом формирования математических представлений на протяжении всего дошкольного возраста.

        Предметные, словесные дидактические игры провожу на занятиях математики и вне их, настольно- печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве и времени. Например: «Геометрическая мозаика», «Сложи узор», «Волшебные дорожки», «Ищи свой дом!» и другие.

        При проведении дидактических игр использую игровые приёмы.

Прежде всего, необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приёмов обучения. Кроме того, при проведении игр учитываю знание детей, их игровой опыт, их умение играть.

        Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направляю на решение дидактических задач и связываю с организацией игры на занятии, она отличается  от свободной игры . Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.

        Одним из признаков игрового приёма является игровая задача.

Игровая задача- это определение цели предстоящих игровых действий  педагогом или детьми : «Поможем курице посчитать своих цыплят».

Умело используя игровой приём можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно- игровой замысел.

        Основа любой игры- это игровые действия, с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи.

        Придумывая содержание игровых приёмов, опираюсь не только на интерес детей, но и на опыт группы и опыт конкретного ребёнка.

         Игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения.

        Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы.

        Игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста использую своеобразно. Например, приём обыгрывания предметов, игрушек применяю при общении детей с любимыми сказочными персонажами /Петрушка, Звездочёт и другие /. Однако применяю игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста значительно реже, чем в младших и средних группах.

        Игры, содержание которых ориентированно на формирование математических понятий способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством  всестороннего воспитания личности ребёнка.

        Дидактическая игра как своеобразное средство обучения, отвечающее особеностям ребёнка, включается во все системы дошкольного воспитания и выполняет следующие функции:

  1. Активизация мыслительной деятельности детей.
  2. Формиронание в игре общеучебных умений и навыков самостоятельной работы.
  3. Формирование психологических образований / мышление, память, внимание и другие /.
  4. Формирование навыков учебной деятельности .
  5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  6. Формирование и развитие творческих способностей.

Таким образом, дидактическая игра связана со всеми сторонами учебно- воспитательного процесса в ДОУ.

         Наряду с дидактическими играми, использую сюжетно ролевые игры. Этим сюжетно-ролевым творческим играм присуща свободная, активная, по личным инициативам ребёнка, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно- ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократно практически- действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер.

         Поэтому многие психологи и педагоги  характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Обретая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит некоторые, для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

        Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно- ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: Да, может. Действительно дошкольники в сюжете и содержании игр, а так же в игровых действиях отражают знакомую им область деятельности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные измерительные действия.

        Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, измеряет ткань, ленты, верёвочки и другие.

        В игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолётов и так далее. Но как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?

        Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять её смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующих между людьим. Самостоятельно сделать это ребёнок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда, раскрывает им смысл  трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий.

        На этой основе возникает игра и ребёнок, реализуя вторую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а так же значение своей роли и своих действий. Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять дейстаие с числом, счётом, измерением дошкольник также не может.

        Счёт и измерение- действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности.

          Поэтому в игре, где используется счёт и измерение беру на себя такую роль, которая позволяет контролировать правильность и точность выполнения каждым ребёнком математических действий. Однако  при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в тоже время успешно обучать детей основам математики, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во- первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникла объективная необходимость в практическом применении счёта и измерений; во- вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

          Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных, на занятиях математических знаний и предлагать ребёнку в виде игровых правил.

        Речь идёт о сюжетно- дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одровременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

        Итак, использование сюжетно-ролевых игр способствует закреплению, повторению и практическому применению систематических знаний, что играет немаловажную роль при подготовке детей к школе.

        Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы, красворды и другие. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

        Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками использую самые различные виды:

        - логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

        - задачи в стихотворной форме;

        - стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами;

        - загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина;

        -лабиринты- упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетание зрительного и мыслительного анализа, точности действий, для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной к конечной точке / например: «Как мышонку выбраться из норки?» или «Помоги рыбакам распутать удочки»./

          Также в работе использую развлечения: головоломки, ребусы, игры на пространственное преобразование и другие.

        Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными ( кроссворды, шарады).

         Есть головоломки, расчитанные только на игру фантазии и воображения.

        Занимательный материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно- ролевой, строительно- конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Многие задачи- шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.

        Таким образом, занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создаётся проблемность в обучении, ребёнок занимает активную позицию в самом процессе учения.

Пространственное воображение, логическое мышление, целеноправленность и целеустремлённость учения самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач- всё это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

         Для успешного решения задачи по формированию элементарных  математических представлений в группе использую развивающие игры: «Сосчитай-ка», «Геометрическое лото», «Куда пойдёшь, что найдёшь», «Большой- маленький», и другие. С помощью этих игр у детей развивается память, внимание, мышление, закрепляется счёт, ориентировка в пространстве. Для того, чтобы развивать самостоятельность детей, использую сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.

         Для практического применения математических знаний организую игры: «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Кондитерская фабрика» и другие. Чтобы игры носили длительный творческий характер, чтобы избежать инертности в осуществлении задуманного сюжета, усложняю игры( по содержанию, действиям), меняю предметы и условия их использования( цифры, фигуры, знаки- заменители). Этим сюжетно- ролевым творческим играм присуща свободная, активная, по личным инициативам ребёнка, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.

        Формируя у дошкольников умение считать, решать арифметические задачи использую для этого занимательный материал. В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.

        Из занимательного математического материала в работе с детьми использую самые различные виды: задачи в стихотворной форме, логические упражнения, стихи, считалки, игры с пальчиками и другие.

        Для привлечения внимания, развития памяти и мышления использую «вертушки» по технологии Н.Ф.Базарного. На них вывешиваю картины, разные пособия.

        Знакомство с объектом жидкости или сыпучего материала использую игры М.Монтессори «Переливание воды через воронки», «Переливание из одного сосуда в три», «Вода принимает форму», и другие. Эти игры очень увлекают детей. Они сами экспериментируют, делают выводы.

        Формируя конструкторские способности, математическое мышление, внимание, память, предлагаю игры Никитиных. Такие игры как: «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Сложи узор» и другие.

        Использование развивающих игр способствует организации эффективной работы по усвоению элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, как необходимость подготовки детей к обучению в школе по предмету математики.

        Итак, предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и формировании у них элементарных математических представлений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»

В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников

организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений у старших дошкольников...

Использование проектной технологии в формировании математических представлений у дошкольников»

К вашему вниманию представляю проект " Использование проектной технологии в формировании математических представлений у дошкольнов"...

Роль развивающих игр в формировании математических представлений дошкольников

Развивающие игры — это целенаправленные педагогические приемы, в которых игровая деятельность используется для развития познавательных, коммуникативных, двигательных и других способностей детей....

Развивающие игры для формирования математических представлений дошкольников

Развивающие игры — это целенаправленные педагогические приемы, в которых игровая деятельность используется для развития познавательных, коммуникативных, двигательных и других способностей детей....