Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.
консультация по математике на тему
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделировании на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления у дошкольников в большей мере способствует изучению начальной математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Меньшикова Н.Н., воспитатель
МБДОУ д/с № 4 «Чиполлино» г. Саяногорск
Использование развивающих игр в формировании математических представлений у дошкольников.
На протяжении десятков лет педагогической общественностью осознавалась ответственность за воспитание подрастающего поколения. И в настоящее время модернизация ДОУ нацеливает работников образование на использование всех возможностей, всех ресурсов, для повышения эффективности учебно- воспитательного процесса, влияющего на всестороннее развитие личности. К таким средствам и относится игра. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются все стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. Игра один из видов человеческой деятельности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделировании на электронно-вычислительных машинах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления у дошкольников в большей мере способствует изучению начальной математики.
Многочисленными исследованиями (А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, Б.С.Костюк и другие.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания.
Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, А.А.Столяр и другие.) убеждают в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально-организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей).
Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине, и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счётом и измерениями линейных и объёмных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целыми и частями.
Однако дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, вычислять, почему надо производить именно эти действия? Не уяснив на занятиях значения совершаемого действия, дети выполняют их автоматически.
В детских играх отражается окружающая детей жизнь. Её место в жизни детей, содержание и форма опосредованно определяется содержанием и формой труда и быта взрослых. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. Важное значение для современной теории детской игры имеют основополагающие идеи Н.К.Купской, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского и другие.
Главное место в жизни ребёнка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и другие.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в средней школе.
Одним из способов умственного воспитания является игра. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые игры расширяют представление об окружающем мире и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно- конструктивные игры
развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний, а также активизируют мыслительную деятельность детей. Вопросы математического развития детей дошкольного возраста корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении детей счёту, позволяли сформировать у ребёнка понятие о числе, форме, величине, пространстве и времени.
В концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяются гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным , а значит и успешным.
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги ещё в прошлых столетиях. Разробатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так , например, К.Д.Ушинский писал: «При первоначальном обучении счёту…также не должно спешить и идти дальше, не иначе, как овладев прежним, а овладев чем- нибудь никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу». При этом он подчёркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребёнок их получал.
Формирование у детей умения использовать приобретённые знания в новых бытовых условиях следует рассматривать в качестве специальной цели обучения и направлять усилия на разработку и дальнейшее совершенствование методов практического применения математических знаний в деятельности, привлекательной для дошкольников.
В своей работе использую для уточнения и закрепления математических представлений у детей дидактические игры. При обучении началам математики играем в игры , в которых у детей формируются новые математические знания, умения, навыки(игры «Лото», «Домино» и другие). Дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым, повышая прочность и осознанность усвоения знаний.
Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровой замысел, игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую(порцию) познавательного материала. Все виды дидактических игр / предметные, словесные, настольно- печатные и другие/ являются эффективным средством и методом формирования математических представлений на протяжении всего дошкольного возраста.
Предметные, словесные дидактические игры провожу на занятиях математики и вне их, настольно- печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Существуют дидактические игры по формированию количественных представлений, представлений о величине, форме, фигурах, пространстве и времени. Например: «Геометрическая мозаика», «Сложи узор», «Волшебные дорожки», «Ищи свой дом!» и другие.
При проведении дидактических игр использую игровые приёмы.
Прежде всего, необходимо знать их существенные особенности, уметь отличить от других методов и приёмов обучения. Кроме того, при проведении игр учитываю знание детей, их игровой опыт, их умение играть.
Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направляю на решение дидактических задач и связываю с организацией игры на занятии, она отличается от свободной игры . Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков игрового приёма является игровая задача.
Игровая задача- это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми : «Поможем курице посчитать своих цыплят».
Умело используя игровой приём можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно- игровой замысел.
Основа любой игры- это игровые действия, с помощью которых и решаются интересные для детей игровые задачи.
Придумывая содержание игровых приёмов, опираюсь не только на интерес детей, но и на опыт группы и опыт конкретного ребёнка.
Игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приёмы.
Игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста использую своеобразно. Например, приём обыгрывания предметов, игрушек применяю при общении детей с любимыми сказочными персонажами /Петрушка, Звездочёт и другие /. Однако применяю игровые приёмы на занятиях с детьми старшего возраста значительно реже, чем в младших и средних группах.
Игры, содержание которых ориентированно на формирование математических понятий способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат оперировать обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра как своеобразное средство обучения, отвечающее особеностям ребёнка, включается во все системы дошкольного воспитания и выполняет следующие функции:
- Активизация мыслительной деятельности детей.
- Формиронание в игре общеучебных умений и навыков самостоятельной работы.
- Формирование психологических образований / мышление, память, внимание и другие /.
- Формирование навыков учебной деятельности .
- Формирование навыков самоконтроля и самооценки.
- Формирование и развитие творческих способностей.
Таким образом, дидактическая игра связана со всеми сторонами учебно- воспитательного процесса в ДОУ.
Наряду с дидактическими играми, использую сюжетно ролевые игры. Этим сюжетно-ролевым творческим играм присуща свободная, активная, по личным инициативам ребёнка, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В сюжетно- ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократно практически- действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер.
Поэтому многие психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Обретая в играх деятельность взрослых, в которой ребёнок практически ещё не может участвовать, он действительно воспроизводит некоторые, для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.
Может ли количественная сторона действительности стать содержанием сюжетно- ролевой игры? На первый взгляд ответ прост: Да, может. Действительно дошкольники в сюжете и содержании игр, а так же в игровых действиях отражают знакомую им область деятельности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребёнок может производить разнообразные измерительные действия.
Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчёты, измеряет ткань, ленты, верёвочки и другие.
В игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолётов и так далее. Но как показывают наблюдения, подобные действия дети включают в игры крайне редко, от случая к случаю, и выполняют их неточно. Почему?
Для того чтобы дошкольник мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, он должен понять её смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующих между людьим. Самостоятельно сделать это ребёнок не может. Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда, раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий.
На этой основе возникает игра и ребёнок, реализуя вторую роль, начинает глубже вникать в смысл, понимать мотивы и задачи деятельности людей, а так же значение своей роли и своих действий. Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять дейстаие с числом, счётом, измерением дошкольник также не может.
Счёт и измерение- действия взаимозависимые, они должны выполняться не приблизительно, а точно, правильно и в определённой последовательности.
Поэтому в игре, где используется счёт и измерение беру на себя такую роль, которая позволяет контролировать правильность и точность выполнения каждым ребёнком математических действий. Однако при авторитарном руководстве педагога возникает опасность нарушения самостоятельного характера детской игры. Следовательно, чтобы сохранить саму природу игры и в тоже время успешно обучать детей основам математики, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во- первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникла объективная необходимость в практическом применении счёта и измерений; во- вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.
Иначе говоря, в такой игре должен быть развёрнутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определённые игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных, на занятиях математических знаний и предлагать ребёнку в виде игровых правил.
Речь идёт о сюжетно- дидактических играх, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одровременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.
Итак, использование сюжетно-ролевых игр способствует закреплению, повторению и практическому применению систематических знаний, что играет немаловажную роль при подготовке детей к школе.
Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы, красворды и другие. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками использую самые различные виды:
- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
- задачи в стихотворной форме;
- стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами;
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина;
-лабиринты- упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетание зрительного и мыслительного анализа, точности действий, для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной к конечной точке / например: «Как мышонку выбраться из норки?» или «Помоги рыбакам распутать удочки»./
Также в работе использую развлечения: головоломки, ребусы, игры на пространственное преобразование и другие.
Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными ( кроссворды, шарады).
Есть головоломки, расчитанные только на игру фантазии и воображения.
Занимательный материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно- ролевой, строительно- конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Многие задачи- шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры.
Таким образом, занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создаётся проблемность в обучении, ребёнок занимает активную позицию в самом процессе учения.
Пространственное воображение, логическое мышление, целеноправленность и целеустремлённость учения самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач- всё это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.
Для успешного решения задачи по формированию элементарных математических представлений в группе использую развивающие игры: «Сосчитай-ка», «Геометрическое лото», «Куда пойдёшь, что найдёшь», «Большой- маленький», и другие. С помощью этих игр у детей развивается память, внимание, мышление, закрепляется счёт, ориентировка в пространстве. Для того, чтобы развивать самостоятельность детей, использую сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.
Для практического применения математических знаний организую игры: «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Кондитерская фабрика» и другие. Чтобы игры носили длительный творческий характер, чтобы избежать инертности в осуществлении задуманного сюжета, усложняю игры( по содержанию, действиям), меняю предметы и условия их использования( цифры, фигуры, знаки- заменители). Этим сюжетно- ролевым творческим играм присуща свободная, активная, по личным инициативам ребёнка, предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями.
Формируя у дошкольников умение считать, решать арифметические задачи использую для этого занимательный материал. В ходе решения задач на смекалку, дети учатся планировать свои действия обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Из занимательного математического материала в работе с детьми использую самые различные виды: задачи в стихотворной форме, логические упражнения, стихи, считалки, игры с пальчиками и другие.
Для привлечения внимания, развития памяти и мышления использую «вертушки» по технологии Н.Ф.Базарного. На них вывешиваю картины, разные пособия.
Знакомство с объектом жидкости или сыпучего материала использую игры М.Монтессори «Переливание воды через воронки», «Переливание из одного сосуда в три», «Вода принимает форму», и другие. Эти игры очень увлекают детей. Они сами экспериментируют, делают выводы.
Формируя конструкторские способности, математическое мышление, внимание, память, предлагаю игры Никитиных. Такие игры как: «Сложи узор», «Рамки и вкладыши Монтессори», «Сложи узор» и другие.
Использование развивающих игр способствует организации эффективной работы по усвоению элементарных математических представлений детей дошкольного возраста, как необходимость подготовки детей к обучению в школе по предмету математики.
Итак, предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и формировании у них элементарных математических представлений .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опыт использования дидактических игр при формировании математических представлений у дошкольников»
В своей работе по ФЭМП использую дидактические игры. Использование дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказ...
«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
доклад из личного опыта...
«Игровая развивающая среда, как средство формирования математических представлений у дошкольников»
Консультация для воспитателей из личного опыта...
Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представленийу старших дошкольников
организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представленийу старших дошкольников...
Использование проектной технологии в формировании математических представлений у дошкольников»
К вашему вниманию представляю проект " Использование проектной технологии в формировании математических представлений у дошкольнов"...
Роль развивающих игр в формировании математических представлений дошкольников
Развивающие игры — это целенаправленные педагогические приемы, в которых игровая деятельность используется для развития познавательных, коммуникативных, двигательных и других способностей детей....
Развивающие игры для формирования математических представлений дошкольников
Развивающие игры — это целенаправленные педагогические приемы, в которых игровая деятельность используется для развития познавательных, коммуникативных, двигательных и других способностей детей....