Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет «Бусинка»
рабочая программа (младшая группа) по теме
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_businki.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей «Лучик»
п. Коммунистический.
Программа
адаптационной группы кратковременного пребывания
детей в возрасте от 2 до 3 лет
«Бусинка»
Педагог – психолог: Сорокопудова Л.С.
Блок «Психологическое сопровождение».
Объяснительная записка
С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризам, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех случаях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованием среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами как у детей, так и у родителей. Особенно сложно проходит адаптация у детей с трудностями в развитии.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла.
Цель: Создание условий для организации психопрофилактической поддержки и раннего сопровождения детей от 2 до 3 лет, способствующих мягкой адаптации, формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению.
Задачи:
- Обеспечить психологическое здоровье детей.
- Помочь детям преодолеть стресс при поступлении в детский сад, и успешно адаптироваться.
- Формировать у детей чувство уверенности в окружающем.
- Развивать у детей зрительное восприятие (формы, цвета, размер предмета)
- Формировать навык общения со сверстниками и взрослыми.
Направление:
- Организация игровой деятельности с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
№ п/п | Месяц | Содержание | Задача | Литература |
1. | Сентябрь | Игра направлена на сближение детей друг к другу и взрослыми «Давайте познакомимся». Игра «Раздувайся пузырь», «Лови – лови», «Покажи мне игрушку», «Карусели» | Обеспечение эмоционально – психологического здоровья детей в период адаптации к новым условиям. | «Я работаю психологом» под ред. И. Дубровиной, стр.198. Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19 |
2. | Октябрь | Игра «Зайка», «Козлик», «Мишка», «Магазин игрушек», «Игрушки рассыпались», «Столяры» | Формировать у детей чувство уверенности в окружающем. Учить передавать в речи смысловые отношения между предметом и действием. | Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19. |
3. | Ноябрь | Игра «Паровозик», «Связующая нить», «Игрушки рассыпались», «Как пройти», «Чей голосок», «Зарядка», «Найди игрушку», «Сороконожка» | Учить детей налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Севостьянова Е.О. «Дружная семейка», стр. 21. Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр 14-19 |
4. | Декабрь | Игра «Что катится», «Сверни ленту», «Подарки для куклы», «Найди то, что спрятано», «Что лежит в мешочке», «Знакомство с величиной предмета», «Собери матрешку» | Развивать у детей зрительное восприятие формы и размера предмета. | Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. стр. 61, 65. «Чего на свете не бывает», стр. 7,9 |
5. | Январь | Игра «Чей голосок», «Найди игрушку», «Что лежит в мешочке», «Найди предмет такой же формы», «Расскажи стихи руками», «Носик», «Раздувайся пузырь» | Развивать у детей зрительное восприятии (форма, цвет). Формировать способность подражать и осваивать общение всеми доступными средствами: указательным жестом, словами, звукоподражанием. | Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19 Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40. |
6. | Февраль | Игра «Чьи вещи», «Какая игрушка», «Сравни предметы», «Спрячь шар в ладошках», «Раздувайся пузырь», «Покажи мне игрушку», «Карусели» | Развитие внимания. Формировать представление о величине и основных цветах | Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19. «Чего на свете не бывает», стр.127 Сенсорное воспитание в детском саду, стр141 |
7. | Март | Игра «Кто я?», «Соберем овощи», «Чей голосок», «Найди игрушку», «Что лежит в мешочке», «Лови – лови», | Развивать у детей зрительное восприятии (форма, цвет). Развитие творческих способностей. Учить детей узнавать, различать и называть знакомые овощи | «Чего на свете не бывает», стр.137 Сенсорное воспитание в детском саду, стр142 Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40. |
8. | Апрель | Игра «Шарик на горке», «Игрушки рассыпались», «Как пройти», «Зайка», «Козлик», «Что катится» | Учить детей налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Учить передавать в речи смысловые отношения между предметом и действием. Развиваем мышление | «Чего на свете не бывает», стр.136 Севостьянова Е.О. «Дружная семейка», стр. 21. Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19. |
9. | Май | Игра «Магазин» , «Расскажи стихи руками», «Носик», «Раздувайся пузырь», «Найди игрушку», «Сороконожка» | Формировать способность подражать и осваивать общение всеми доступными средствами: указательным жестом, словами, звукоподражанием Развитие памяти | «Чего на свете не бывает», стр.135 Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19 Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40. |
Блок «Игровая деятельность»
Перспективный план
организации дидактических игр с детьми в возрасте 2-3 лет.
№ | Мероприятие | Задачи | Дата | Литература |
1. | Дидактическая игра с куклой «Новая кукла» | 1.Вызвать у детей интерес к иге с куклой. 2.Уточнить их знание о строении тела человека: руки, ноги, голова, уши. 3.Дать элементарные представления о гостеприимстве. 4.Воспитывать у детей доброжелательность и бережное отношение к игрушкам. | Сентябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -230 |
2. | Дидактическая игра с куклой «Устроим кукле комнату» | 1.Продолжать учить детей игре с куклой. 2.Расширять у детей представление о мебели, ее назначении. 3.Активизировать в речи слова: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, класть, ставить. 4.Воспитывать умение играть с другими детьми. | Сентябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -230 |
3. | Дидактическая игра с куклой «Кукла ждет гостей к обеду» | 1.Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении. 2.Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий. 3.Расширять представления детй о процессе приготовления пищи. 4.Побуждать к использованию в речи развернутых предложений. 5.Воспитывать у детей заботливость. | Сентябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -231 |
4. | Дидактическая игра с куклой «Оденем куклу на прогулку» | 1.Закрепить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. 2.Обогащать сюжет детской игры. 3.Воспитывать у детей желание помогать другим. | Сентябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232 |
5. | Дидактическая игра с куклой «Девочка чумазая» | 1.Учить детей купать куклу, запомнить последовательность игровых действий. 2.Побуждать к использованию в игре предметов – заместителей. 3.Обогащать детскую игру новыми сюжетами. 4.Активизировать в речи слова: купаться, теплая, мыльная. 5.Воспитывать у детей добрые чувства, заботливое отношение к кукле. | Октябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232 |
6. | Дидактическая игра с куклой «Постираем кукле платье» | 1.Способствовать обогащению детских игр новыми сюжетами. 2.Закрепить у детей представление о необходимости содержать одежду в чистоте. 3.Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нем посильное участие. | Октябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232 |
7. | Дидактическая игра с куклой «Кукла заболела» | 1.Расширить у детей представление о работе врача, его действиях и инструментах. 2.Дать понятие о том, что больному нужно пригласить врача, проявить сочувствие, заботиться о лечении 3.Обогатить словарь детей понятиями: компресс, лечить, пожалеть, приласкать, градусник, лекарство. 4.Симулировать у детей умение использовать в речи законченные предложения. 5.Способствовать развитию сюжетной игры. 6.Воспитывать у детей умение сочувствовать другому | Октябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -233 |
8. | Дидактическая игра с куклой «Едем к кукле в гости» | 1.Расширить знания детей об основных цветах спектра, умение узнавать и называть их. 2.Учить детей различать и подражать домашним животным. 3.Упражнять в умении различать предметы «чайной посуды», стимулировать использование в речи слов: чашка, чайник, сахарница. 4.Воспитывать в детях доброжелательность. | Октябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -235 |
9. | Дидактическая игра «Ремонтируем автобусы» | 1.Расширить представление у детей о различных видах транспорта (грузовой и пассажирский), их характерных отличиях. 2.Формировать представление об основных геометрических формах: круг, квадрат. 3.Продолжать учить детей группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, желтый. 4.Воспитывать в детях отзывчивость, доброту. | Ноябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -237 |
10. | Дидактическая игра «Заинька, повернись» | 1.Продолжать расширять знания у детей о пассажирском транспорте, его характерном отличии. 2.Формировать представление об основных геометрических формах: круг, квадрат. 3.Продолжать учить детей группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, желтый. 4.Воспитывать в детях отзывчивость, доброту | Ноябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -238 |
11. | Дидактическая игра «В кукольном уголке» | 1.Учить детей играть с игрушками – заместителями. 2.Обогащать словарный запас. 3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам – партнерам по игре | Ноябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -291 |
12. | Дидактическая игра «Дом для машин» | 1.Дать детям представление о труде водителя. 2.Познакомить детей с понятием гараж. 3.Закрепить знания детей о грузовом и легковом транспорте. 4.Продолжать формировать у детей навыки правильных взаимоотношений, совместных действий, выполнения установленных правил | Ноябрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -297 |
13. | Дидактическая игра «Про маленькую капельку» | 1.Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная. 2.Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения. 3.Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. | Декабрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -165 |
14. | Дидактическая игра «Петушок с семьей» | 1.Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями. 2.Расширять у детей умение ориентироваться в окружающей обстановке. 3.Обогащать у детей речь словами и строками народных поэтических творений. | Декабрь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -331 |
15. | Дидактическая игра «У кого какая мама» | 1.Расширить знания детей о домашних животных и их детенышей. 2.Продолжать учить детей звукоподражать домашним животным. | Декабрь | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 103. |
16. | Дидактическая игра «Игрушки» | 1.Учить детей запоминать простые по смыслу стихотворения А.Барто. 2.Упражнять детей в умении общаться со взрослыми. 3.Развивать у детей умение сочувствовать животным. | Декабрь | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 151. |
17. | Дидактическая игра «На птичьем дворе» | 1.Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы. 2.Закрепить у детей правильное звукопроизношение. | Январь | К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -185 |
18. | Дидактическая игра «Кто что ест» | 1.Уточнить представление детей о пище; 2.Активизировать в их речи употребление глаголов лакать, есть, грызть. | Январь | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -186 |
19. | Дидактическая игра «Кто что делает» | 1.Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые они видят на картинке; 2.Разывивать игровые навыки. | Январь | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -186 |
20. | Дидактическая игра «Игра с пальчиками» | 1.Приучать детей слушать речь, вникать в смысл потешки; 2.Соотносить слово с действиями пальцев. | Январь | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -187 |
21. | Дидактическая игра «Кто живет в лесу» | 1.Формировать у детей представление о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. 2.Развивать умение ориентироваться в пространстве, 3.Активизировать словарь: медведя, заяц, лапки, скачет, прыгает. 4.Побуждать к использованию в речи предлогов: под, над, за. 5.Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому. | Февраль | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 239 |
22. | Дидактическая игра « Карлсон в гостях у детей» | 1.Учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, а также здороваться и прощаться. 2.Активизировать воображение малышей, 3.Обогащать их словарный запас. | Февраль | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 322 |
23. | Дидактическая игра «Водичка, водичка…» | 1.Прививать детям культурно – гигиенические навыки, 2.Учить правильно называть предметы туалета, 3.Обогащать словарный запас, 4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие. | Февраль | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 324 |
24. | Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…» | 1.Учить различать по цвету одинаковые предметы, 2.Закрепить знания детей о транспорте. 3.Расширить словарный запас. 4.Развивать координацию движений, 5.Обучать ориентировке в пространстве, 6.Активизировать речевое дыхание. | Февраль | К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 329 |
25. | Дидактическая игра «Кто с нами рядом живет» | 1.Учить различать на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком («Кошка», «Собака», «Петушок») 2.Запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц. 3.Учить умению подражать голосам животных. 4.Постепенно вытеснять из активной речи облегченные (лепетные) слова, заменяя их общеупотребительными. 5.Использовать фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим. | Март | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 82. |
26. | Дидактическая игра «Кто как кричит» | 1.Закрепить знания детей о знакомых животных и птицах. 2.Учить находить их на картинках, называть, подражать их голосам. 3.Продолжать развивать операции сравнения и обобщения при рассматривании и выборе картинок. | Март | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 83. |
27. | Дидактическая игра «Кого мы встретили в лесу» | 1.Учить узнавать животных на картинках и называть их 2.Продолжать учить рассматривать изображения, замечать отличительные признаки. | Март | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 84. |
28. | Дидактическая игра «Покупка овощей» | 1.Закреплять знания об огородных культурах, 2.Учить узнавать их на картинках, выбирать из большего числа (20-30 шт.) картинок, относящихся к игрушкам, посуде и пр. 3.Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинки. 4.Развивать речевые навыки, активную речь. 5.Учить называть изображенные на картинках предметы. 6.Формировать понятие «Овощи» | Март | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 86. |
29. | Дидактическая игра «Наш огород» | 1.Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, редис, репа, горох) 2.Показать натуральные овощи и картинки соответствующего содержания. | Апрель | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 91. |
30. | Дидактическая игра «Овощи» | 1.Закрепить знания детей об овощах. 2.Ввести в активную речь детей существительные «овощи» 3.Развивать мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения, 4.Учить рассматривать картинки и называть, что на них нарисовано. 5.Использовать картинки в качестве наглядного, иллюстрированного материала в процессе прослушивания художественного произведения. | Апрель | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 94. |
31. | Дидактическая игра «Курочка – пеструшечка» | 1.Расширять представления детей о домашних животных и птицах. 2.Развивать умение узнавать, а затем сравнивать животных и птиц на картинках, вначале по различным признакам. Используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподрожанию голосам животных. 3.Формировать реалистические представление о домашних животных . | Апрель | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 96. |
32. | Дидактическая игра «Животные и их детеныши» | 1.Познакомить детей с животными и их детенышами. 2.Расширить представления о них. 3.Закрепить знания о домашних животных. 4.Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. 5.Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детеныш», и «детеныши». 6.Учить строить простые предложения из 3-4 слов. 7.Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. 8.Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов: «щенок», «котенок», «жеребенок» и т.д. | Апрель | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 99. |
33. | Дидактическая игра «На экскурсию в зоосад» | 1.Учить узнавать знакомых животных на картинке, называть их. 2.Учить правильно строить предложение из 3-4 слов, употреблять сложноподчиненные предложения («потому что», «когда» и т.д. | Май | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 108. |
34. | Дидактическая игра «Что для чего нужно» | 1.Формировать обобщенное представление о функциональном назначении предметов. 2.Побуждать детей строить предложения из 3-4 слов. 3.Грамматически правильно употреблять существительные. | Май | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 109. |
35. | Дидактическая игра «На чем люди ездят» | 1.Закрепить и расширить знания детей о транспорте. 2.Учить понимать обобщенное значение слова «транспорт». 2.Пользоваться им в активной речи. 3.Понимать, что относится к транспортным средствам (самолет, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус) | Май | Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 112. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...
Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.
В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...
«Развитие двигательной и творческой активности детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания»
О работе с группой кратковременного пребывания...
Новогоднее представление " Заячья избушка" для групп кратковременного пребывания младшего возраста 1,5 - 3 лет.
Театрализованное представление для детей младшего возраста. Дети вместе со Снегурочкой помогают Зайчику выгнать из домиа Лису....
План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»
открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...
Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст
Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст (2-3 лет), сентябрь 2021...
Сценарий группового игрового занятия педагога-психолога в 1 младшей группе и группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста Тема «Кукла»
Основная форма группового сопровождения детей раннего возраста – игровые занятия. Тема и содержание занятия определяется тематикой стихотворения Агнии Барто из цикла «Игрушки», ...