"Применение ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей"
консультация (средняя группа) на тему
Применение технологии ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metodov_triz_v_sovmestnoy_deyatelnosti_vzroslogo_i_detey.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности взрослого и детей
Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
Идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Г.С. Альтшуллером.
ТРИЗ это прикладная диалектика, то есть система знаний о закономерностях развития, отказ от метода проб и ошибок в науке, технике, в повседневном нашем быту. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
Элементы ТРИЗа прекрасно стали вживаться в дошкольное воспитание, благодаря М.Н. Шустерман, в Великом Новгороде и Новгородской области организовал ТРИЗ-движение Ю.Г. Тамберг.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Можно говорить всё!».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Как же ввести элементы ТРИЗ в совместную деятельность взрослого и детей? Для этого необходимо:
- Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей
- Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги.
- В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ.
- Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
В любом общении с детьми нужно стараться базироваться на методах развития творческого воображения (РТВ).
Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.
Разберем один из основных методов РТВ по выявлению противоречий – упражнение «хорошо - плохо». Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей, например: деревянный карандаш, жаркое лето.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом, например: карандаш или лето (в целом, полная характеристика).
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Я работаю в средней группе и в этом году применяла элементы ТРИЗ-технологии:
- прием «Будущее предметов»: игра «Съедобное-несъедобное»
- прием «Противоречия»: игра «Мало-много»
- прием «Противоположные признаки»: игра «Зима-лето»
- прием «Фантазирования»: игра «Маша-растеряша»
- прием «Подсистемы предметов»: «Какой чайник лучше?», «Какие бывают машины?» и т.д.
- серия игр «Хорошо-плохо»
- прием «Предварительного действия»: «Как быть, что бы Красную Шапочку не съел волк…», «Что сделать, что бы лиса не съела колобка» и т.д.
- Игровое упражнение «Как быть, чтобы красную шапочку не съел волк?»
- Игра «Да-нет-ка»
С помощью вопросов отгадать, какая игрушка находится в коробке.
- Игра «Оживи предмет»
На листе бумаги нарисован круг.
«Посмотри, на листок дружок,
На листе ты видишь круг,
Прояви своё умение
Призови воображение
Бери фломастер не зевай
И к работе приступай»
- Игра «Раз, два, три беги»
1 вариант
Детям дается инструкция:
- У кого есть в одежде карманы к двери бегите, у кого нет – к окну.
- У кого есть красный цвет в одежде бегите к двери, у кого нет – к окну.
- У кого длинные рукава бегите к двери, у кого короткие рукава – к окну.
Необходимо детям давать четкие признаки, нельзя давать такие задания:
- Кто любит конфеты к двери бегите, а кто не любит - к окну. Ребенок может шоколадные конфеты любит, а леденцы нет.
2 вариант
Детям раздаются картинки и дается инструкция:
- У кого есть дикие животные к двери бегите, у кого нет – к окну.
- Игра «Самородок»
Дети должны назвать слова со словом САМ
САМовар
САМолет
САМокат
САМурай и т.д.
- Игра «Чайник»
- Серия игр «Хорошо-плохо»
Игра «Солнце-дождь», «Хлопать-топать», «По цепочке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Презентация для педагогов Мастер - класс "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"
Презентация к мастер-классу "Применение метод Триз в совместной деятельности детей с педагогом"...
Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»....
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...