Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
материал на тему
«Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klas_triz.doc | 65.5 КБ |
triz-tehnologii.pptm | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд: 1
Мастер-класс: «Применение методов технологии ТРИЗ
в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Слайд: 2
Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ
Задачи: повысить компетентность педагогов в сфере развивающей образовательной технологии ТРИЗ, дать представление о методах ТРИЗ, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ, с практическим применением, формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике.
Материал: листы с заданиями, чистые листы, цветные карандаши, атрибуты для игры, карточки для рефлексии
Время проведения: 15 мин.
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
Слайд 3
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) одна из инновационных технологий обучения детей творчески мыслить. Её создатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности, надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
Слайд 4
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить ребенка мыслить системно и нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества
Слайд 5
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, проектной деятельности, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. В результате: у детей исчезает чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, внимание, повышается речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей
Слайд 6
Основная задача технологии ТРИЗ– научить детей самостоятельно добывать информацию через поисковою деятельность, коллективные игры, организованные рассуждения.
Слайд 7
Основные методы и приемы ТРИЗ технологии – мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод системного оператора, морфологический анализ, метод Эмпатии, приемы фантазирования.
Ход проведения
Притча по ТРИЗ «Волки, которых мы кормим»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ Задачи : повысить компетентность педагогов в сфере развивающей образовательной технологии ТРИЗ, дать представление о методах ТРИЗ, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ, с практическим применением, формировать у педагогов творческий потенциал и желание применять полученные знания на практике.
Создатель технологии ТРИЗ – отечественный изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998) ТРИЗ Т еория Р ешения И зобретательских З адач
ТРИЗ – это технология творчества, цель которой – стимулировать воображение, научить ребенка мыслить системно и нестандартно. ТРИЗ располагает конкретными приемами, правилами, инструментами творчества.
В работе с детьми педагогам придерживаться следующего: Выслушивать каждого желающего! Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить! Интересно! Необычно! Любопытно! Импровизировать на занятиях, идти за логикой ребенка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и занятий, проектной деятельности, призванная не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность В результате: у детей исчезает чувство скованности преодолевается застенчивость развивается воображение, внимание, повышается речевая и общая инициатива повышается уровень познавательных способностей
Основная задача технологии ТРИЗ– научить детей самостоятельно добывать информацию
Методы технологии ТРИЗ: «Мозговой штурм» , «Эмпатии» , «Системный анализ», «Метод маленьких человечков» , метод «Фокальных объектов», «Морфологический анализ», « Метод фантазирования» ,
Метод «Эмпатии» - полное отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Игра «Что изменилось?» Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения. Игра Что изменилось?» Ход игры: водящий выходит из комнаты. За это время производится несколько изменений в дежде, прическе и т.д. (не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть видимы). Задача водящего подметить происшедшие изменения.
Метод «Системный анализ» Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Игра "Лягушонок ”(противоречиями, которую дети решают с помощью алгоритма) Вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” ( Система - лягушонок ; Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система ; Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем
Метод «Мозгового штурм» - совершенствование умения выделять противоречия в предметах. Выбирается объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта(с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации) Игра «Черное –белое» Ход игры: поднимается карточка с изображением белого домика - ответы положительных качеств объекта, а карточка с изображением черного домика–ответы отрицательных качеств объекта. Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.), кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.).
Метод Маленьких Человечков (ММЧ) Метод используется при знакомстве детей с разными агрегатными состояниями веществ . Игра «Твердое, жидкое, газообразное». По команде «Твердое!» нужно всем взяться за руки; по команде «Жидкое!» — руки на пояс и стоять или ходить по группе; по команде «Газообразное!» — нужно бегать. Например: (дерево, молоко, дым и др.)
Метод фантазирования Котенок (какой) Кто (что) такой же? Пушистый Ковер Ласковый (НО НЕ) Мальчик (девочка) Полосатый Тигр Пушистый, но не ковер, Ласковый, но не девочка, Полосатый, но не тигр. (Котенок) дети учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений Придумывание загадок
Метод морфологического анализа снимает инерцию мышления и позволяет увеличить число перебираемых вариантов. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены; учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных . Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Например: [с] и зелёные. Зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д. Дети одеваются очки разного цвета (формы) и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы).
Спасибо за внимание! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...
Мастер-класс "Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми"
мастер-класс...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»....
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ» Цель мастер-класса: практическое освоение технологии...
Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....
Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...