Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
консультация (подготовительная группа)
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
- Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ.
- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
- Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
- Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
-Что такое технология ТРИЗ- как переводится?
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
-Какая же цель ТРИЗ?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
-Что же такое ТРИЗ для дошкольников?
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1.Игра «Найди своих друзей» -
Цель: формирование умения выявлять функции объекта
Ход игры:
У каждой группы свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2.«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
В: Листопад — это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами — плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
3.«Волшебная дорожка»
Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе
Ход игры:
Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы». Например:
- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)
- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)
- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)
- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)
- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)
4. «Лимерики»
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры:
сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,
- вторая строка – характеристика героя или его действие,
- третья строка - реализация действия,
- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
- Как не ссориться с мамой?
- Как помочь себе фантазировать?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Что сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
- Как сделать необычную льдинку?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать новое природное явление.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
- Дать представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ.
- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ.
- Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
- Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
-Что такое технология ТРИЗ- как переводится?
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем.
-Какая же цель ТРИЗ?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
-Что же такое ТРИЗ для дошкольников?
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
1.Игра «Найди своих друзей» -
Цель: формирование умения выявлять функции объекта
Ход игры:
У каждой группы свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2.«Хорошо – плохо».
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры:
Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.
1 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету — плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».
2 вариант:
В: Съесть конфету — хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?
Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.
В: Огонь — это плохо. Почему?
Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.
Живая система.
В: Листопад — это хорошо?
Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.
В: Листья под ногами — плохо. Почему?
Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.
3.«Волшебная дорожка»
Цель: Активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе
Ход игры:
Данная игра эффективна при изучении лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Ягоды», «Предметы гигиены», «Цветы». Например:
- Ребята, отправилось наше яблоко путешествовать по волшебной дорожке. Что могут узнать о яблоке глаза? (Яблоко румяное, круглое, большое, … .)
- Что может узнать о яблоке нос? (Яблоко ароматное, душистое, … .)
- Что может узнать о яблоке рука? (Яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое или тяжёлое.)
- Что может узнать о яблоке ухо? (Яблоко хрустящее.)
- Что может узнать о яблоке язык?(Яблоко вкусное, сладкое, сочное, ...)
4. «Лимерики»
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры:
сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: - первая строка - герой (необходимо выбрать самому ребенку,
- вторая строка – характеристика героя или его действие,
- третья строка - реализация действия,
- четвертая строка - выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Примерные вопросы для метода мозгового штурма.
- Как не ссориться с мамой?
- Как помочь себе фантазировать?
- Как не промокнуть под дождем?
-Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
- Как не пустить медведя в Теремок?
- Как спасти собаку, плавающую на льдине в холод?
- Что сделать безудержно веселое?
- Как спасти птиц в невыносимо холодную зиму?
- Чем можно рисовать на бумаге? На асфальте? На снегу?
- На чем еще можно рисовать?
- Чем размешать сахар в стакане, если нет ложки?
- Что будет, если уничтожить всех волков?
- Что будет, если слон увеличится до размеров синего кита? (слон в высоту 4, 5 метра, весом 5 тонн, кит в длину 30 метров, весом более 100 тонн)
- Что будет, если увеличить длину ног зайца в 10 раз?
- Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?
- Как сделать необычную льдинку?
- Как курочке спасти своих цыпляток от коршуна?
- Как можно поприветствовать хорошего человека?
- Как помочь черепахе, когда она перевернулась на спинку?
- Как проникнуть в комнату, не открывая дверь?
- Как достать сосульку с крыши?
- Как уберечь прохожих от падающих сосулек?
- Как украсить группу детского сада к Новому году? К другим праздникам?
-Что положить в торт, чтобы он стал вкусным? А в манную кашу?
- Куда в группе можно спрятать куклу?
- Куда я спрятала конфету?
- Какие качества птиц ты хотел бы иметь?
- Как найти самого умного человека в королевстве?
- Чем вреден комар? Чем комар полезен?
- Как можно определить время, если нет часов?
- Что можно сделать, чтоб любимая игрушка никогда не терялась?
- Придумать новое природное явление.
- Как сделать природное явление необычным (усилить, поменять что-то местами, перевернуть)
- Придумать дом будущего. Дом волшебника. Дом мечты.
- Придумать насекомое с необычными свойствами.
Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.
Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/18/picture-932206-1497795366.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055779-1536552207.jpg)
Мастер-класс «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1090053-1571817677.jpg)
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»Цель мастер-класса: практическое о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301492-1609135999.jpg)
Мастер-класс "Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми"
мастер-класс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1326325-1652891924.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/17/picture-38838-1637129728.jpg)
Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....
Мастер класс для педагогов на тему: использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.Задачи мастер-класса представлены на слайде.В основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается ид...