Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста, в ходе которого формируется у детей представление о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости в жизни человека, растений, животных.
Развивающие:
- Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Закреплять элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха.
- Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Глобус, мерные стаканчики, трубочки, емкость с водой, стаканы, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, салфетки, стекло, свеча, фартуки.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Дети, я вам хочу поведать удивительную историю. На планете земля, кроме четырех океанов, есть еще один пятый океан. Мы с вами купаемся в нем каждый час, каждую минуту, в любое время года. И прохожие на улице, все звери и день, и ночь в нем купаются.
-Догадались, что это за океан?
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку, она вам подскажет ответ.
Загадка: «Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем»
- Что это такое? (воздух).
- Значит, какой океан нас окружает? (Воздушный)
- Как вы думаете, что такое воздух? (это удивительный газ. Наша планета Земля окружена воздушной оболочкой, которая называется атмосферой).
- Кому необходим воздух? (человеку, растениям, животным, всему живому)
- А зачем нам нужен воздух (Дышать)
- А что будет, если воздух исчезнет? (все живое погибнет)
Предлагаю закрыть нос и рот ладонью, т. е. задержать дыхание.
- Что с вами происходит? (тяжело дышать, задыхаемся, не хватает воздуха)
Воспитатель: Да, дети без воздуха очень плохо и мы можем продержаться всего несколько секунд.
- А кто – нибудь из вас видел воздух? (Нет не видели)
Вот и я ребята его не видела, но точно знаю, что он присутствует здесь везде вокруг нас.
А вот какими свойствами он обладает, мы с вами узнаем сейчас об этом.
(Предлагаю вам стать учеными и пройти в лабораторию на заседание ученого совета, чтобы провести серию опытов и сделать выводы.)
- А кто такие ученые? Чем они занимаются? (наукой, исследованиями, опыты ставят)
Прежде чем приступить к работе, я вам хочу посоветовать, чтобы вы были внимательными, активными, старательными, помогали друг другу.
(Задание на внимание: ребро, ладонь, кулак, локоть, домик). Молодцы! Я вижу, что вы уже готовы к работе.
- Приглашаю вас в лабораторию, чтобы исследовать воздух.
Опыт 1. Прошу вас подойти к первому столу, где мы попробуем доказать, что воздух есть вокруг нас.
- Возьмите лист бумаги и помашите им перед им перед собой.
- Что вы почувствовали? (Ветерок)
- Вы его увидели? (Нет, не увидели)
Вывод: почувствовали легкий ветерок, но не увидели.
-Почему? Потому что он прозрачный.
Опыт 2. А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я научу вас ловить воздух?
- смотрите, у меня в руках пакет. Какой он? (пустой).
- А сейчас я наберу в пакет воздух и закручу его. Какой он стал? (толстый, надутый).
- Почему он стал таким? Что наполнило пакет? Я наполнила пакет воздухом и вы увидели его.
-Давайте и вы сделайте это. Молодцы!
- А вот еще как можно поймать воздух. Что это ребята? Правильно, мыльные пузыри. Надуть пузыри нам поможет тоже воздух.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт 3. «Воздух занимает место» Предлагается перейти к другому столу, где стоит емкость с водой и пустые стаканы.
- Как вы думайте, есть ли воздух в пустом стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду вверх дном и посмотреть, что будет. стакан надо держать ровно и прямо, чтобы вода в него не попала.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух)
- А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. что появилось? (Пузыри). Как вы думайте, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Опыт 4. На столе у каждого ребенка стоит стакан с водой, на дне которого лежат бусинки и коктейльные трубочки.
- Что вы видите в стаканчиках? Какая вода?
- Что делают бусинки? (лежат на дне стакана)
- Хотите оживить бусинки? Что нам может помочь? Правильно, воздух.
-Что нам надо для этого сделать? (подуть в трубочки).
- Что происходит? Появились пузырьки- это воздух. Мы снова его увидели.
- А что же делают наши бусинки? Они двигаются.
-Что же нам помогло оживить бусинки? Да, конечно же, воздух.
Вывод: Воздух может заставить двигаться предметы.
Опыт 5. «Воздух в человеке»
-Ребята, скажите, а воздух есть внутри нас.
- Но как он к вам попадает? Мы его вдыхаем через нос. Все люди дышат через нос.
- Ребята, давайте покажем как дышат наши носики.
- Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши легкие. Воздух проходит через легкие и выходит обратно.
- А если мы долго будет дышать холодным воздухом, что может с нами произойти?(можем заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своем здоровье).
- А теперь давайте покажем, что воздух есть внутри нас. Возьмите ветрячки, поднесите ко рту и подуйте.
Вывод: Вот мы и доказали, что воздух есть внутри нас.
Опыт 6. «Воздух не имеет запаха»
- А имеет ли воздух запах? Как вы думайте? (если воздух чистый, то он не имеет запаха.
- Чем может пахнуть воздух? (едой, дымом, духами и т.д.)
- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я и убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. (чеснок, лимон, духи, лук, шоколад).
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха. Запах ему придают окружающие вещества.
Игра «Условные знаки»
- А теперь давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зеленый кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
- Воздух окружает нас со всех сторон.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
- способ обнаружения воздуха – поймать его в оболочку, запереть.
- Воздух может передвигать предметы
- человек может жить без воздуха.
- Воздух не имеет запаха.
- Воздух есть внутри человека.
Опыт 7. «Что загрязняет воздух»
– Дети, я предлагаю продолжить заседание нашего ученого совета.
- Теперь я зажгу свечу подержу стекло над пламенем.
- Что произошло? (появилась копоть, сажа)
- А что еще может загрязнить воздух? (дым заводов, пожары, машины и т.д.)
- а какой воздух полезен для человека) (чистый, свежий)
Что необходимо, чтобы воздух был чистым? (сажать деревья, цветы, протирать пыль, на заводах и фабриках ставить специальные фильтры, которые очищают воздух)
- Дети, вы сегодня были настоящими учеными, хорошо поработали. Узнали много нового и интересного. Не забудьте рассказать об этом своим родителям, а понравившиеся опыты им показать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»Задачи:Образовательные:1. Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.2. Сп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы « Семицветик » - " Воздух - невидимка"
Тема: «Воздух - Невидимка»Цель: Познакомить с понятием – воздух и его свойствами. Задачи:Образовательные: 1. Дать представление о воздухе, как газообразном веществе.2. Формировать интерес к экспе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...