Развивающие занятия в первой младшей группе (программа).
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Сёмина Наталия Андреевна

Пояснительная записка.

 

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.

Это вторая часть моих занятий.

Я предлагаю развивающие занятия с детьми первой младшей  группы (2-3 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.

На занятиях решаются следующие задачи:

Ø Становление правильной речи

Ø Развитие мышления

Ø Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание

Ø Углубление знаний об окружающем мире

Ø Оздоровление детей

Ø Развитие двигательной активности

Ø Развитие общей и мелкой моторики

Ø Пробуждение интереса к творчеству

Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_ml.gruppa.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Развивающие занятия

В первой младшей группе.

Занятие 1.

Задачи:  1. развитие речи, как средства общения

               2. учить устанавливать контакты

               3. обогащение словарного запаса

               4. развивать бережное отношение к рукотворному миру.

Материал: 1. поднос

                   2. волшебная палочка

                   3. курочка и цыплята

Ход занятия:

Заходит психолог с подносом, накрытым тряпкой.

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду волшебником. Смотрите внимательно, сейчас я покажу фокус.

Психолог взмахивает волшебной палочкой над подносом и снимает тряпку. Перед детьми появляется курочка.

 Психолог: Как вы думаете, кто это? (дети отвечают) Правильно! Курочка! Давайте все превратимся в курочек! (взмах волшебной палочкой)

Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».

Зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деткам

Зернышко несет.

(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы прижимаются друг к другу. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.)

Психолог: Молодцы, отличные курочки! А знаете, как называют деток курочки? (дети отвечают).

Цыплята (из-под курочки): Пи-пи-пи…

Психолог: Ой, кто это? Цыплятки? А где же они? (курочку поднимаем, и дети видят цыпляток).

Каждому ребенку даем одного цыпленка.

Психолог: Давайте погладим их. Какие они мягкие и пушистые. А теперь давайте поиграем.

Психолог включает музыку. Вместе с детками поем песенку и инсценируем ее.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!

Психолог: А теперь у нас цыплятки разбежались! (дети вместе с цыплятками бегают по группе).

Психолог: Какие вы все молодцы! Нам с курочкой пора идти. Да и цыпляткам спать пора. Давайте мы поможем курочке собрать цыпляток в корзинку.

Психолог обращает внимание на бантики цыплят. Сначала в корзинку складываем цыплят с красными бантиками, потом с синими, потом с зелеными, потом с желтыми. Психолог помогает, подбадривает детей.

Психолог: Спасибо ребята! Курочка вам очень благодарна. А теперь она пойдет кормить цыпляток и укладывать их спать.  До свидания.

Занятие 2.

Задачи: 1. закреплять понятие о величине.

              2. закреплять знание основных цветов.

              3. развитие воображения.

              4. учить сотрудничать друг с другом.

Материал: 1. Матрешки в разных платочках и сарафанчиках (плоскостные)

                   2. домик для матрешек

                   3. матрешка объемная

                   4. волшебная палочка.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в гости. Закрывайте глазки, сейчас будет фокус. Раз, два, три! (взмах волшебной палочкой). Открывайте глазки! Посмотрите, какой красивый домик! Вам интересно, кто там живет? Но на двери замок. Давайте его откроем?

Проводим пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(пальцы крепко соединены между собой)

Потянули!

(пальцы – в замке. Потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(подвигать сцепленными пальцами от себя и к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке. Постучать основаниями ладоней друг о друга)

И открыли!

(расцепить пальцы.)

Психолог: Вот мы и открыли замок! А теперь давайте постучимся в дверь. Тук - тук-тук…

Из домика «выходят» матрешки. Одна за другой. Обращаем внимание детей на цвет их косыночки и сарафанчика. Самая последняя выходит объемная матрешка.

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Как я рада Вас видеть! Но я не одна. Если вы меня откроете, то увидите моих сестренок!

Психолог: Давайте попробуем? Позовем сестричек? Скажем вместе: «Матрешки выходите!!!».

Дети зовут все матрешки выходят. Обращаем внимание на разный размер матрешек.

Психолог: А теперь матрешки хотят поиграть с вами в «Прятки».

Дети закрывают глазки, психолог прячет одну цветную матрешку. Потом дети должны отгадать, матрешка какого цвета спряталась.

Матрешка: Какие вы молодцы! Со всеми трудностями справились!

Психолог: Да, матрешка, наши ребятки уже большие и со всякими трудностями справятся. С тобой было очень весело, но нам пора домой. До свидания!

Дети прощаются, закрывают глазки и оказываются снова в группе. Психолог хвалит детей и прощается с ними.

Занятие 3.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики

              2. развитие речи

              3. закрепление понятий о величине и цвете

              4. развитие воображения, фантазии

Материалы: 1. игрушка белочки

                     2. лист бумаги формата А3

                     3. гуашь красного, желтого, зеленого цвета

                     4. волшебная палочка.

                     5. картинка с изображение осеннего леса.

Ход занятия:

С помощью волшебной палочки перемещаемся в волшебный лес (как и на прошлом занятии).

Психолог: Ребята, посмотрите, как красиво! Это осенний лес!

Рассматриваем картинку. Обращаем внимание детей на характерные признаки осени. Рассматриваем обитателей леса.

Психолог: Ой, слышите? Кто-то к нам бежит!... Да это же белочка!

Белочка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! У нас в лесу очень красиво! Осень все раскрасила в разные цвета. А давайте с вами поиграем?

Проводится пальчиковая гимнастика «Дерево».

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(кисти рук перед собой, пальцы расставлены и напряжены, ладони к себе. Покачиваем руками из стороны в сторону)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

(покачиваем руками вниз-вверх, не сгибая пальцы)

Белочка: Молодцы! А вы знаете, что когда дует сильный ветер, листочки с деревьев падают, и на земле появляется красивый ковер?

Психолог: Да! Ребятки, давайте сделаем такой ковер.

Детям раздают кисточки. На столе лежит лист бумаги. Психолог вместе с детьми подходят к столу. Дети на листе бумаги оставляют отпечатки кисточек.

Психолог: Вот какой ковер у нас получился! Красота! Вы молодцы! Но нам уже пора в группу.

Все прощаются с белочкой. С помощью волшебной палочки «возвращаемся» в группу. Психолог хвалит детей и прощается с ними.

Занятие 4.

Задачи: 1. закладывать основы гуманного поведения

              2. развитие речи

              3. обогащение активного словаря.

              4. развитие памяти.

Материалы: 1. волшебная палочка

                      2. солнце с вставками для лучей

                      3. кукла петушка с вставками для перьев.

                     4. Игра «Спрячь Зайку»

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня в гости к нам пришло солнышко. Только оно немного грустит. Тучки хотят закрыть его. Мы с вами поможем солнышку засиять?

Детям предлагают взять лучики и прикрепить их на солнце. Обращаем внимание детей на размер лучиков. После того, как все лучики прикрепили, переворачиваем солнышко «улыбающейся» стороной. Обращаем на это внимание детей.

Солнышко: Спасибо вам, ребята!!! Вы мне так помогли! Теперь я буду светить ярко!

Психолог: Слышите, ребята, кто-то идет на солнышке погреться! Это же петушок! Петушок, а почему ты такой грустный? Расскажи, может мы тебе сможем помочь? Солнышку мы сегодня уже помогли – нашли лучики.

Петушок: Пока я шел к вам, я свой хвостик потерял. Все перышки рассыпались. Помогите мне их найти.

Психолог: Конечно, поможем! Ребята, давайте найдем перышки петушка.

Вместе с психологом дети ищут перышки. Когда перышко находим, дети должны назвать цвет. Вставляем перья в хвост петушка. Обращаем внимание детей на красивый хвост, рассматриваем его.

Петушок: Спасибо вам! Вы и хвост мой нашли и тучки от солнышка разогнали. Так тепло сразу стало. А давайте с вами поиграем!

Психолог: Давайте превратимся в петушков. (взмах волшебной палочкой).

Проводим пальчиковую гимнастику «Петушок».

Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

(указательный палец опирается на большой, остальные пальцы подняты вверх)

Очень громко он поет,

когда солнышко встает!

(выпрямленными руками бьем по бокам – хлопаем крылышками)

Петушок: Какие вы молодцы!!! Знаете, а мне еще нужна ваша помощь. У меня есть друзья зайчата, но они перепутали дверки от своих домиков. Поможете мне навести порядок?

Детям предлагают 6 карточек (синяя, желтая, красная, зеленая, оранжевая, фиолетовая). На карточках белый квадратик, в котором нарисован зайчик. Они должны подобрать дверцу (квадратик), чтобы спрятать зайку.

Петушок: молодцы! Всем сегодня помогли, со всеми заданиями справились! Но мне пора домой. До свидания!

Дети прощаются с петушком, с психологом.

Занятие 5.

Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам

              2. развитие речи

              3. подводить к элементам драматизации

              4. воспитывать доброе отношение к рукотворному

Материал: 1. настольный театр теремок

                   2. мешочек.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Психолог: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?

Взмах волшебной палочкой – из мешочка достает теремок. Дети рассматривают теремок.

Психолог: Теремок стоит в лесу. Вот елка.

Из мешочка достаем елки. Дети расставляют их вокруг теремка.

Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, изображают их: голос, походку.

Когда медведь разваливает теремок, акцентируем внимание детей на том, как звери расстроены. Но медведь – не отрицательный герой. Ведь он помог построить новый теремок.

Вместе с детьми решаем, как звери помогали на стройке, кто какую работу выполнял.

Психолог: Вот какие молодцы!!! Какой теремок построили!!! Еще лучше прежнего! А теперь давайте отдохнем.

Проводится пальчиковая гимнастика «Труба».

Дом стоит с большой трубой,

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше,

И дымит, как будто дышит.

(руки сжаты в кулачки, круглые отверстия внутри. Руки перед грудью. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук. Получается длинная «труба»).

Психолог: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Помните, в гости к какой сказке мы с вами ходили?... Теремок!

Психолог прощается с детьми, хвалит их.

Занятие 6.

Задачи: 1. развивать навыки правильного общения

              2. развивать мышление, речь, мелкую моторику

              3. продолжать развивать умение детей выражать свое эмоциональное состояние.

Материал: 1. игрушка петушка

                   2. игрушка курочки

                   3. 4 цыпленка с бантиками разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

                   4. 4 круга белого цвета

                   5. 4 разноцветных круга (желтый, красный, синий, зеленый)

                   6. мешочек с крупой (желательно крупной)

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Доброе утро! Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться: Доброе утро!

Психолог говорит «Ку-ка-ре-ку…»

Психолог: Чей это голос, малыши? Узнали? Правильно, это петушок!

Дети здороваются с петушком. Психолог читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

Психолог: Давайте и мы позовем курочку. Курочка-рябушечка, иди к нам сюда! А как мы еще можем назвать курочку ласково. (помогаем детям придумать ласковые прозвища для курочки).

В группе появляется курочка. Напоминаем детям, что нам надо обязательно с ней поздороваться. Читаем стихотворение:

Я здороваюсь везде:

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Курочку сажаем вместе с петушком. Дети их разглядывают. Отмечаем с детьми различия между петушком и курочкой: размер бородки и гребешка, хвоста, голоса.

Психолог: Петушок – это папа, а курочка – мама. А кто же их детки? Правильно, цыплятки! А как цыплятки говорят?

В группе появляются цыплятки. Вместе с детьми рассматриваем их, отмечаем особенности. Обращаем внимание детей на цвет бабочек у цыплят.

Психолог: Цыплятки наши есть хотят и на всю улицу пищат! Их услышал папа петушок, принес цыплятам зернышек мешок. Мама курица тарелки раздала, сыплет детям вкусного пшена.

Психолог достает тарелки, отмечает, что они белые цыплятам трудно будет определить, где чья тарелка. Давайте поможем им). Достаем цветные круги. Вместе с детьми клеим на белые круги цветные. Психолог помогает детям.

После сажаем цыпленка рядом с тарелочкой. Цвет бантика цыпленка совпадает с цветом тарелочки.

Психолог: А теперь пора покормить цыплят.

Вместе с детьми насыпаем в тарелочки пшено. Психолог хвалит детей, отмечает, какие они заботливые, добрые. Курочка с петушком благодарят их.

После прощаемся и уходим.

Занятие 7.

Задачи: 1. учить соотносить цвет с определенным предметом

              2. воспитывать уверенность в своих силах

              3. развивать активность, самостоятельность.

Материал: 1. волшебная палочка

                   2. кисточки

                   3. гуашь зеленого цвета

                   4. бумага (2 листа  А3, склеенных между собой)

                   5. баночки с водой

                   6. девочка Кисточка (см. рис.3)

                   7. картинки с изображение зеленых предметов.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости опять пришла девочка Кисточка. Хотите с ней поздороваться?

Кисточка: Здравствуйте ребята! У меня есть для вас загадка. Попробуйте отгадать: зимой и летом одним цветом. (дети отгадывают загадку. Если они затрудняются ответить, психолог помогает отгадать наводящими вопросами). Вот какие молодцы, отгадали! А какого цвета елочка? А что еще у вас в группе зеленого цвета? Молодцы!!! А давайте теперь с вами нарисуем елочку.

Перед детьми кладем лист бумаги и показываем зеленую краску. Психолог рисует елочку. Потом говорим ребятам, что на елке растут шишки. Раздаем деткам вырезанные шишки и помогаем каждому ребенку наклеить шишку на елку. Психолог мажет шишку клеем, а ребенок наклеивает.

Психолог: вот какая красивая елка у нас получилась!!! Молодцы!!! Но кисточке уже пора домой. Вы ее еще пригласите в гости?

Психолог и кисточка прощаются и уходят.

Занятие 8.

Задачи: 1. учить соотносить цвет с определенным предметом

              2. воспитывать уверенность в своих силах

              3. развивать умение ждать своей очереди

              4. развивать активность, самостоятельность.

              5. развитие мелкой моторики руки

Материал: 1. волшебная палочка

                   2. кисточка

                   3. гуашь желтого цвета

                   4. бумага (2 листа  А3, склеенных между собой)

                   5. баночка с водой

                   6. солнышко (см. рис.2а)

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну красок. Закрывайте глазки.

Взмах волшебной палочкой. В руках психолога появляется корзинка.

Психолог: Давайте посмотрим, что в этой корзинке.

Из корзинки появляется грустное солнышко без лучиков.

Солнышко: Здравствуйте ребята! Я опять потеряла свои лучики! Поможете мне их вставить?

Каждому ребенку раздаем лучики. Потом вставляем эти лучики в кармашки. Обращаем внимание детей, что солнышко все равно грустит.

Психолог: Посмотрите, ребята, в стране красок на небе сплошные тучи!!! Давайте подуем сильно-сильно, чтобы тучки разогнать… Вот солнышко снова улыбается!!! А давайте теперь, давайте нарисуем солнышко. Какое оно по форме? А по цвету?

Перед детьми кладем большой лист. Психолог рисует желтый круг. Потом предлагаем детям по очереди нарисовать лучики. Дальше психолог рисует глазки и ротик.

Солнышко: Вот какие ребята молодцы! Какое солнышко нарисовали! Я буду вас снова ждать в гости. Вы еще придете?

Психолог: конечно, Солнышко, придем. С удовольствием! А теперь нам пора прощаться.

Дети прощаются с Солнышком. После закрывают глаза и «возвращаются» в группу.

Психолог хвалит детей, прощается с ними.

Занятие 9.

Задачи: 1. закрепить знания детей о сыпучих предметах (горох, гречка,                                                                                                                                              пшено, фасоль)

               2. развитие мелкой моторики

               3. развитие мышления

               4. продолжать формировать способность работать вместе, дружно.

Материал: 1. кукла черепашки

                   2. лист бумаги форматом А3

                   3. клей ПВА

                   4. тряпочка.

                   5. горох, гречка, пшено, фасоль.

Ход занятия:                

 

Психолог: Здравствуйте, ребята! Хотите, я расскажу вам сказку.

Сказка «Про черепашку Агашку»

Жила-была черепашка. Звали ее Агашка. Жила эта черепашка в пруду. Очень она любила играть с камешками на берегу. У черепашки было много друзей. Она дружила с рыбками, с раком Чикибряком, с пиявкой. На берегу она играла с гусеницами. Много игр она знала. (спрашиваем детей, во что они любят играть). Вот черепашка выросла и узнала, что есть такое место хорошее – детский сад. Узнала, что там много хороших детишек. И захотела она к ним в гости прийти.

Психолог: Мы примем ее ребята?.. А вот и она!

Агашка: Здравствуйте, ребята! Как я рада с вами познакомится! А вы любите играть? Давайте с вами поиграем?

Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».

Я надул упругий шарик.

(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)

Укусил его комарик.

Лопнул шарик – не беда!

(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)

Новый шар надую я.

(снова надуваем шар).

Агашка: Какие молодцы!!! Жалко, что я не могу с вами остаться. Но вы сможете сделать мой портрет, чтобы долго помнить обо мне.

Дети приглашаются к столу. На столе лежит лист бумаги, на котором нарисован контур черепашки (см. рис.4).

Рис.4

 На столе в коробочках лежат сыпучие материалы. Вместе с детьми рассматриваем панцирь черепашки. Делаем аппликацию. Психолог намазывает клеем бумагу, а дети насыпают на клей материал.

В процессе работы хвалим детей, помогаем им.

После оцениваем работу, снова хвалим всех.

Черепашка и психолог прощаются с детьми.

Занятие 10.

Задачи: 1. закрепить знание свойств снега (холодный, белый, липкий)

              2. развитие тактильных ощущений

Материалы: 1. иллюстрации с изображением зимнего пейзажа

                      2. чашка

                      3. снег

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята. А вы помните, какое сейчас время года? Правильно зима. А что зимой под ногами на земле? Конечно снег.

Вспоминаем с детьми о свойствах снега и снежинок. Зимой они летят легко и ложатся на землю. Вспоминаем, что будет, если мы возьмем снег в руки или занесем в помещение. А еще разговариваем с детьми о том, что можно сделать из снега.

Обращаем внимание детей на то, что снег есть нельзя. Для этого ставим опыт: из-за окна берем снег и кладем его в чашку. Через некоторое время смотрим, какая вода получилась. Такую воду пить нельзя, а значит, и снег тоже есть нельзя.

После проводим игру «Снежинки». Психолог говорит «сильный ветер», дети бегают быстро. После слов «ветер утих», дети останавливаются и присаживаются.

Занятие 11.

Задачи: 1. развивать умение работать сообща.

              2. познакомить со свойствами снега

              3. развитие воображения

              4. развитие мелкой и общей моторики.

              5. формирование аккуратности

Материал: 1. ½ листа ватмана, тонированного синим цветом

                   2. гуашь (зеленая, желтая, белая)

                   3. снежинки из бумаги

                   4. клей

                   5. кисточки

                   6. баночки с водой

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте, ребята! А какое у нас сейчас время года? Правильно, зима! А что у нас происходит зимой? (дети описывают основные признаки зимы. Если они затрудняются, помогаем наводящими вопросами) На улице у нас много снега. Давайте все станем снежинками. Когда я говорю «сильный ветер», вы будете бегать, как будто снежинки летают. А когда я скажу «ветер затих», вы будете просто ходить. Ведь когда сильного ветра нет, снежинки летают медленно.

Проводим игру 3-5 раз.

Психолог: Ребят, а теперь посмотрите на картинку (показываем картину «Зимний лес»). Посмотрите, как в лесу много снега. А еще там растет много елок, и ярко светит солнышко. К вам из этого леса прилетело много маленьких снежинок. Они потерялись и очень хотят домой. Вы умеете рисовать елку и солнышко? Тогда давайте с вами вместе нарисуем красивый зимний лес и отправим туда снежинки. Тогда им не будет так грустно.

На столе перед детьми кладем большой лист. Раздаем детям кисточки. Сначала рисуем елочки зеленой краской, потом солнышко (психолог рисует солнышко, а дети лучики). После белым цветом рисуем снег.

Раздаем детям снежинки, и они их клеят на рисунок.

Психолог: вот какие молодцы! Какая красивая картина у вас получилась! А теперь давайте уберемся, и тогда сможем поиграть.

Убираем вместе с детьми рабочее место, психолог прощается с детьми и уходит.

                                                          

Занятие 12.

Задачи: 1. развивать эстетические чувства детей

              2. развитие координации движений

              3. учить ориентироваться на листе бумаги.

Материал: 1. разноцветные круги из бумаги.

                   2. дождик.

                   3. клей ПВА

                   4. изображение елки, наклеенное на бумагу.

                   5. картинка с изображением праздника «Новый год»

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Помните, какое сейчас время года? А какой у нас праздник зимой? Правильно, Новый год.

Показываем детям картинку «Новый год». Рассматриваем ее. Обращаем внимание на Деда Мороза, Снегурочку, подарки. Более подробно останавливаемся на елке.

Психолог: Ребята, вот у вас стоит елка в группе очень красивая! (рассматриваем ее). А давайте с вами сделаем портрет нашей елки и отправим ее Деду морозу, чтобы он увидел, что мы готовы к празднику и поторопился к нам с подарками.

Выкладываем перед детьми картинку елки. Спрашиваем, что там не хватает. Раздаем всем детям по кружку. Наклеиваем на елку шарики. После наклеиваем дождик.

Психолог: Вот какая красивая елка у нас получилась! Теперь Дед Мороз придет к нам очень быстро. Пойду я, ребята, отправлю письмо Деду Морозу. А мы с вами еще увидимся!

Занятие 13.

Задачи: 1. развитие мелкой моторики

              2. закрепление полученного опыта.

              3. развитие памяти.

Материал: 1. кукла деда

                   2. маленькие листочки из картона синего цвета (на каждого ребенка)

                  3. белый пластилин

                  4. гречка (крупа)

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте детки. Сегодня к вам в гости пришел дедушка. Давайте вместе поздороваемся с ним.

Дедушка: Здравствуйте, ребята! Я получил ваше письмо и решил приехать к вам, посмотреть на вашу елку. Она у вас на самом деле очень красивая! А какое сейчас время года? Правильно, зима! А знаете, что я больше всего люблю делать зимой? Лепить снеговиков из снега. Хотите, я вас научу?

Раздаем детям по маленькому кусочку пластилина. Сначала вместе катаем большой шарик, потом средний, потом маленький. Психолог помогает детям. На каждый шарик выдаем пластилин отдельно. Потом складываем из этих шариков снеговика. Гречкой выкладываем пуговицы, глазки, носик, ротик.

Дедушка: вот какие красивые снеговики у нас получились! Молодцы ребята! Извините мне пора. Еще ведь подарки надо собрать для детишек. Увидимся на празднике!!!

Психолог и Дед Мороз прощается с детьми и уходит.

Занятие 14.

Задачи: 1. воспитывать бережное отношение ко всему живому

              2. развивать координацию движений.

              3. формировать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

              4. учить рассматривать игрушки (анализ и систематизация)

Материал: 1. кукла мышки

                   

Ход занятия:

Психолог: Ребята, здравствуйте! Сегодня к вам в гости пришла мышка. Давайте познакомимся с ней? Что нужно сделать, когда приходят гости? Правильно, поздороваться!

Мышка: здравствуйте, ребята!

Вместе с психологом рассматриваем игрушку. Обращаем внимание на ушки, глазки, хвостик, животик, цвет. Вспоминаем, как говорит мышка, что кушает.

Психолог: А кого боится мышка? Правильно, кошку! Давайте мы сейчас с вами поиграем. Вы превратитесь в маленьких котят и будете искать мышку.

Дети закрывают глазки, психолог прячет мышку. После этого дети ее ищут. Игра повторяется 3-5 раз.

Психолог: Молодцы! Вы очень внимательные. А теперь давайте с вами построим домик для мышки, чтобы она пряталась там от кошки. Как вы думаете, домик должен быть большой или маленький? Только мы идем с вами тихонечко, чтобы кошка нас не услышала. (дети идут на мысочках) Ой, кошка бежит! Прячьтесь! (дети садятся на корточки, закрывают ручками лицо).

Эта игра повторяется 3-5 раз. После этого приступаем к постройке дома. Помогаем детям, связываем постройки детей между собой.

Мышка: спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Я к вам обязательно еще приду в гости! Вы примете меня?

Психолог и мышка прощаются с детьми и уходят.

Занятие 15.

Задачи: 1. закрепление названий основных геометрических форм

              2. формирование умения ориентировки на листе бумаги

              3. закрепление понятий «над», «под».

Материал: 1. кукла зайчика

                   2. лист формата А4

                   3. красный квадрат, желтый прямоугольник, синий круг, два зеленых треугольника.

                  4. клей ПВА

                  5. рисунок кровати (см. рис. 5)

Рис.5

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте, ребята. К вам в гости пришел зайчик. Он очень хочет с вами поиграть. Возьмете его в игру??

Зайка: Давайте поиграем с вами в прятки. Я буду прятаться, а вы меня искать?

Дети закрывают глазки, зайка прячется под стол. Дети должны сказать, что он под столом. Игра повторяется 4-5 раз. Зайка прячется в разные места, дети должны назвать, где он спрятался.

Зайка: Вот мы с вами поиграли. Я очень устал и хочу спать? А где можно спать? Правильно, на кровати. Только вот моя кровать вся перемешалась. Поможете мне ее застелить?

Показываем детям картинку кровати. Рассказываем, что в самом низу у нас красный матрасик. Психолог наклеивает на лист бумаги квадрат. Вспоминаем, чем накрываемся. Говорим, что на кровать кладем одеяло. Соответственно на квадрат клеим прямоугольник. Далее клеим круг (подушка) и два треугольника (на пододеяльник).

Зайка: спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Но мне уже пора домой, отдыхать. Еще раз спасибо.

Психолог и бабушка прощаются и уходят.

Занятие 16.

Задачи: 1. закрепление понятия о цветах

  1. развитие моторики
  2. развитие восприятия

Материал: 1. карандаши желтого, зеленого, синего и красного цвета

                   2. рисунок петушка нераскрашенного и раскрашенного,

                   3. карточки «Петушок» для каждого ребенка,

                   4. карандаши для каждого ребенка.

Ход занятия:

Психолог показывает детям картинку с нераскрашенным петушком.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня к вам в гости пришел петушок. Только он очень расстроен. Он потерял свои краски. Мы поможем ему найти их?

Психолог достает карандаши четырех цветов.

Психолог: Ребята, эти карандаши согласились нам помочь. Только сначала они хотят поиграть с нами в прятки. Вы закрываете глазки, один карандаш прячется. Потом вы должны отгадать, какой карандаш спрятался.

Игра проводится 4-5 раз. После этого достаем картинку с изображением раскрашенного петушка.

Петушок: Спасибо вам, ребята!!! Вы мне очень помогли. А теперь давайте с вами поиграем.

Проводим пальчиковую гимнастику «Петушок».

Петя-Петя-петушок,

Красный чудо-гребешок.

Шелкова головушка,

 Масляна бородушка.

(указательный палец опирается на большой, остальные пальцы подняты вверх)

Очень громко он поет,

когда солнышко встает!

(выпрямленными руками бьем по бокам – хлопаем крылышками)

Петушок: Вот какие вы молодцы! Мне пора идти, но я оставлю вам подарок. Мой портрет. Только вам надо его раскрасить.

Раздаем детям портреты петушка и карандаши. Они раскрашивают картинку.

После вспоминаем, что мы делали на занятии, прощаемся с детьми.

Занятие 17.

Задачи: 1. познакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная, чистая, грязная).

                2. подвести к пониманию того, что без воды не может жить никто.

                3. учить соотносить слова и движения.

Материал: 1. аквариум (из бумаги или из ткани – см. рис.6.)

                   2. рыбки (из бумаги или из ткани)

                   3. игрушка Капитошка

                   4. игрушка Солнышко.

                   5. банка с грязной водой

Ход занятия:

Психолог: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку про маленькую капельку. Интересно вам послушать?

Сказка «Про капельку».

Жила-была маленькая водяная капелька. (достаем куклу Капитошки). Где была капелька, там и была вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, цветам и деревьям расти. А нам с ними купаться и пить воду. Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер (дуем вместе с детьми) и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут птицы, цветы, рыбки. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, отогреет капельку!

Приходит солнышко. Дети хлопают в ладоши, а солнышко танцует. После танца капелька отогревается.

Капелька: Привет, ребята. Спасибо вам. Вы мне помогли – солнышко вовремя позвали. Давайте теперь с вами поиграем.

Показываем детям рыбок. Спрашиваем, могут ли рыбки жить без воды. А где они живут дома. Показываем банку с грязной водой. Спрашиваем, могут ли рыбки жить в такой воде. После достаем аквариум и прикрепляем рыбок к аквариуму.

Капелька: вот теперь вы и рыбкам помогли. Они теперь будут вашими друзьями. А кому еще нужна вода?

Вспоминаем с детьми, что мы поливаем цветочки водой, что все звери и люди пьют воду. Делаем вывод, что вода нужна всем живым существам на планете. Обращаем внимание, что пить можно только чистую воду.

Капелька: Какие вы молодцы!!! Как много всего знаете! Но мне пора уходить. Надо посмотреть, кому еще нужна моя помощь.

Капелька и психолог прощаются с детьми и уходит.

Занятие 18.

Задачи: 1. познакомить детей со сказкой «Волк и семеро козлят»

              2. развитие координации движений

              3. формирование умения соотносить действия со словами.

Материал: 1. сказка «Волк и семеро козлят» (кукольный театр)

                   2. волшебная палочка

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку! Закрывайте глаза… раз, два, три…(взмах волшебной палочкой)… вот мы и в сказке.

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Психолог: Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем. Научим козлят прятаться от волка.

Дети встают в круг, вместе с психологом танцуют. После фразы «волк идет» дети приседают на корточки, закрывают личико руками. Потом проверяем, ушел волк или нет: вытягиваем шейку и смотрим в разные стороны. Потом встаем и снова танцуем. Игра проводится 2-3 раза.

Психолог: вот какие вы молодцы. Но мне пора идти. До свидания.

Занятие 19

Задачи: 1. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы

              2. развитие памяти

             3. закладывание основ драматизации

Материал: игрушка волка.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Помните, я вам рассказывала сказку про семерых козлят. А давайте вместе с вами сейчас поиграем в одну игру.

Встаем с детьми в круг. Предлагаем им сымитировать: веселых козлят, маму козу, испуганных козлят, сердитого волка, грустную козу, веселых козлят и козу.

Проводим игру «Спрячься от волка». Психолог прячет игрушку волка за спиной, дети прыгают, веселятся (имитация козлят). Как только психолог достает игрушку и начинает рычать, дети должны спрятаться. Игра проводится 4-5 раз.

Психолог: вот какие вы актеры хорошие! Все у вас получилось. А скажите мне, почему волк съел козлят? (они открыли ему дверь) А разве можно им дверь было открывать? Вот видите, что случается, когда детки не слушаются маму. А вы послушные? Молодцы! Мне уже пора идти, но я обязательно к вам еще приду.

Психолог прощается с детьми и уходит.

Занятие 20.

Задачи: 1. воспитывать бережное отношение ко всему живому

              2. развивать координацию движений.

             3. развивать умение работать сообща

              4. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

Материал: 1. кукла козленка и козы.

                   

Ход занятия:

Психолог: Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь. Все дело в том, что один козленок потерялся. Его мама скоро придет и заберет его, но пока ему надо куда-то спрятаться от волка. Давайте построим ему домик?

Только мы идем с вами тихонечко, чтобы волк нас не услышал (дети идут на мысочках) Ой, волк идет! Прячьтесь! (дети садятся на корточки, закрывают ручками лицо).

Эта игра повторяется 3-5 раз. После этого приступаем к постройке дома. Помогаем детям, связываем постройки детей между собой.

Козленок: спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

Раздается стук в дверь. Появляется игрушка козы.

Коза: спасибо вам ребята, что спрятали моего козленка. Но нам уже пора идти к остальным козлятам. Увидимся!

Психолог, козленок и коза прощаются с детьми и уходят

Занятие 21.

Задачи: 1. развитие восприятия, воображения

              2. знакомство с праздником 8 марта

              3. развивать умение работать сообща.

              4. развитие аккуратности.

Материал: 1. лист формата А4 с нарисованной вазой и стебельками

                  2. бумажные цветочки белого цвета (по количеству детей)

                  3. клей

                  4. краски

Ход занятия:

Психолог: здравствуйте ребята! Знаете, недавно был праздник – праздник мам. Вы знаете, что это за праздник.

Рассказать детям, что в этот деть все поздравляют мам и бабушек. Спросить, кто поздравил своих мам, какие подарки сделали.

Показываем детям нарисованную вазу, спрашиваем, чего не хватает.

Психолог: Ребята, а давайте теперь мы с вами сделаем самый красивый букет для наших мам?

Сначала раздаем детям цветочки и краску. Предлагаем им раскрасить цветы. Потом вместе наклеиваем цветы на стебельки.

Психолог: Посмотрите, какой красивый букет у нас получился! А теперь нам надо навести порядок. Давайте с вами пойдем и помоем кисточки и ручки.

Дети с психологом идут в ванную комнату, убирают рабочее место. После психолог хвалит детей, прощается и уходит.

Занятие 22.

Задачи: 1. формирование доброго отношения к окружающему миру.

              2. развитие конструктивных способностей

              3. развитие мелкой моторики

Материал: 1. пластилин

                   2. природный материал

                   3. зеленый картон формата А4

                   4. игрушка ежика.

Ход занятия:

Психолог: Ребята, сегодня к вам пришел гость из леса. Сможете отгадать, кто это? Под соснами под елками лежит мешок с иголками. Правильно! Это ежик.

Ежик: Какие вы молодцы, какую трудную загадку отгадали! Ребята, а я к вам за помощью пришел. Скучно мне одному в лесу. Помогите мне друзей найти.

Психолог: Ребята, а давайте мы ежику друзей сделаем.

Достаем пластилин. Вместе с детьми катаем шарики. Потом предлагаем детям сделать для ежика иголки (из природного материала).

Психолог: вот, сколько ежиков у нас получилось! А где они у нас будут жить? Давайте мы их поселим на зеленую полянку. Там им будет хорошо и весело всем вместе. Ну как, ежик, помогли мы тебе?

Ежик: Еще как помогли! Спасибо! Ну, побежали мы на полянку зеленую играть Пока-пока.

Психолог и ежик прощаются с детьми и уходят.

Занятие 23.

Задачи: 1. познакомить детей со сказкой «Маша и медведь»

              2. развитие координации движений

              3. формирование умения соотносить действия со словами.

Материал: 1. сказка «Маша и медведь» (настольный театр)

                   2. волшебная палочка

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку! Закрывайте глаза… раз, два, три…(взмах волшебной палочкой)… вот мы и в сказке.

Психолог садится за стол, а дети собираются вокруг.

Поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.

Психолог: Вот какие молодцы!!! А теперь давайте поиграем. Попробуем, как Маша спрятаться в коробе.

Дети встают в круг, вместе с психологом танцуют. После фразы «медведь идет» дети приседают на корточки, закрывают личико руками. Потом проверяем, ушел медведь или нет: вытягиваем шейку и смотрим в разные стороны. Потом встаем и снова танцуем. Игра проводится 2-3 раза.

Психолог: вот какие вы молодцы. Но мне пора идти. До свидания.

Занятие 24.

Задачи: 1. развитие конструктивных способностей

             2. развитие мелкой моторики руки

             3. закрепление полученного ранее материала.

             4. воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Материал: 1. пластилин

                  2. маленькая корзиночка

                  3. стека

                  4. кукла Машеньки

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте ребята! Помните, мы с вами на прошлом занятии слушали сказку про Машеньку. Помните, как Машенька обхитрила медведя? Она сегодня пришла к вам в гости.

Машенька: Здравствуйте, ребята! Очень приятно всех видеть! А давайте вместе с вами сейчас испечем пирожки.

Раздаем детям пластилин. Пирожки лепим вместе с детьми (поэтапно). Показ психолога ведется параллельно с действиями детей. В процессе работы помогаем детям, поощряем их. После того, как все пирожки слепили, складываем их аккуратно в корзинку.

Машенька: Спасибо вам ребята! Было очень здорово с вами поиграть! Можно эти пирожки я отнесу бабушке с дедушкой? Им будет очень приятно получить гостинец из сада. Спасибо вам ребята! Еще увидимся!!!

Психолог и Машенька прощаются с детьми и уходят.

Занятие 25.

Задачи: 1. развитие воображения

             2. закрепления умений пользоваться кисточкой

             3. развитие умения работать сообща

             4. воспитание чувства прекрасного.

Материал: 1. лист формата А3 тонированный зеленым цветом

                   2. цветочки из белой бумаги

                  3. гуашь разных цветов

                  4. кисточки (по количеству детей)

                  5. тряпочки

                  6. картинка с изображением весны

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте. А вы знаете, какое сейчас время года? Правильно – весна! А после весны, какое время года будет? Лето! Посмотрите на картинке какое время года нарисовано? А как вы догадались? (рассматриваем картинку, обращаем внимание на признаки весны).

А давайте сейчас вместе с вами сделаем красивую картину. Вы сейчас сами станете волшебниками. Посмотрите, у нас есть зеленый луг. Как вы думаете, что не хватает на этом лугу? Правильно, цветочков! Давайте сейчас каждый попробует сделать свой волшебный цветочек.

Раздаем детям цветы из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает его так, как захочет. Потом каждый цветок складываем пополам, чтобы краска перемешалась. Кладем цветочки сохнуть.

Психолог: вот какие красивые цветочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного.

 Проводится пальчиковая гимнастика «Цветок».

Солнце поднимается –

Цветочек распускается!

(разводим одновременно пальцы рук в разные стороны, одновременно поднимаем руки).

Солнышко садиться –

Цветочек спать ложиться.

(сводим пальцы вместе, опускаем руки, приседаем на корточки).

Психолог: молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Примечание: на следующий день приходим и приклеиваем цветочки на луг.

Занятие 26.

Задачи: 1. развитие воображения

             2. закрепления умений пользоваться кисточкой

             3. развитие умения работать сообща

             4. воспитание чувства прекрасного.

Материал: 1. луг с цветочками, сделанный на прошлом занятии

                   2. бабочки из белой бумаги

                  3. гуашь разных цветов

                  4. кисточки (по количеству детей)

                  5. тряпочки

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте. Помните, мы с вами на прошлом занятии делали волшебный луг. Посмотрите, как красиво у нас получилось! Но все равно что-то еще не хватает. Как вы думаете, чего? Волшебных бабочек! Давайте теперь каждый попробует сделать волшебную бабочку. Ведь теперь вы волшебники.

Раздаем детям бабочек из белой бумаги. Каждый ребенок раскрашивает ее так, как захочет. Потом каждую бабочку складываем пополам, чтобы краска перемешалась (аналогично цветам). Кладем сохнуть.

Психолог: вот какие красивые бабочки у нас получились. А теперь давайте с вами поиграем немного. Превратимся в бабочек! Сначала полетаем.… А потом на цветочек сядем, отдохнем. А теперь опять полетели! Пора отдохнуть.

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу.

Психолог прощается и уходит.

Примечание: на следующий день приходим и приклеиваем цветочки на луг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Комплексное развивающее занятие в первой младшей группе: "Котёнок"

В занятие входит дидактическая игра,речевая подвижная игра,пальчиковая гимнастика....

Открытое итоговое коррекционно - развивающего занятия в первой младшей группе по развитию речи Тема: «Зима»

Открытое итоговое   коррекционно - развивающего занятия в первой младшей группе по развитию речиТема: «Зима»...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Комплексное развивающее занятие в первой младшей группе: "Котёнок"

Комплексное развивающее занятие в первой младшей группе: "Котёнок" Программное содержание:1.Создать радостное настроение, желание играть вместе с педагогом.2.Учить детей узнавать и называть ...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе с использованием игровых элементов развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» «Весна в Фиолетовом лесу».

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе с использованием   игровых элементов развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» «Весна в Фиолетовом лесу&raq...

Конспект развивающего занятия в первой младшей группе "В гости к нам пришёл зайчишка"

Развивающее занятия в первой младшей группе "В гости к нам пришёл зайчишка"...