Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда
статья (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 « Лукоморье»
г. Усть-Лабинск
План-конспект мастер-класса
Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда
Учитель-логопед МАДОУ
детский сад №1
Кулагина Л.В
Г. Усть-Лабинск 2013
Актуальность
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В настоящее время в системе коррекционного дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационно - коммуникационных технологий, в первую очередь компьютерных. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично и научно. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Специальные обучающие программы в детские сады доставляются достаточно редко. И выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учётом особенностей развития их воспитанников.
Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя и для детей.
Описание демонстрируемой технологии
Данная работа проводится с детьми на протяжении двух лет 2011-2013 г. Коррекционная деятельность с использованием компьютера, проводились при соблюдении определенных условий для сбережения здоровья ребенка (соблюдение СанПиНов):
- использование новых моделей компьютера;
- занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день.
- включать в занятия учителя-логопеда игры, направленные на профилактику нарушений зрения;
- во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
- недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.
На коррекционных НОД использовались специальные обучающие компьютерные программы: (фото игр представлено в приложении)
- «Игры для Тигры»;
- «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (ООО «Новый диск» 2008);
- «Домашний логопед» (практический курс);
Я расскажу и поиграю с Вами в мои любимые игры.
«Игры для Тигры» - Логопедическая программа. Ее применение делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. В программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока: Фонематика, Просодика, Лексика, Звукопроизношение.
Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи:
- длительность и сила речевого выдоха; («Воздушный змей» «Кораблик»)
- громкость и тембр голоса; («Машина», «Дом»)
- темпо – ритмичность; эти упражнения я также использую для автоматизации звука (изолированного произношения и в слогах) («Муравей»)
- интонационная выразительность; («Пузыри»)
- четкость и разборчивость речи. («Облако»)
Работа с упражнениями блока «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.
Блок «Фонематика» компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. (звуки-«Звук А», анализ-«Составь слово», синтез-«Слова из 3-6 букв»)
«Лексика» данный блок направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. Блок включает в себя три модуля. Упражнения внутри каждого модуля позволяют организовать коррекционную работу по определенному направлению. («Что из чего?», «Действия», «Признаки», «Профессии»)
(проигрывание перечисленных игр с участниками мастер-класса)
«Развитие речи. Учимся говорить правильно», игры направлены на развитие фонематического слуха, разбиты на четыре блока: (проигрывание 1-2 игр из каждого блока, игры указаны напротив каждого блока)
1. Неречевые звуки. (птичий двор)
2. Звукоподражание. (музыканты, наш дом)
3. Речевые звуки. (услышь звук [У], помести в ящик звуки [Ц], [С],[Т])
4. Развитие связной речи. (слово-действие, послушай рассказ)
Диски «Домашний логопед», «В помощь логопеду «Общее недоразвитие речи»». (демонстрация)
Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора необходимого речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов, создание презентаций по автоматизации звуком, лексическим и грамматическим темам.
Презентация – это:
- обучающая электронная звуковая книга с красивыми картинками;
- отличное пособие для воспитателей, учителей-логопедов, родителей, позволяющее рассказать ребенку об окружающем мире так, как они сами его видят, не выходя из дома и не летая в дальние страны;
- удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире.
Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
Презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью – обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы).
Чем отличается электронная презентация от обычного просмотра карточек?
Электронная презентация дает более широкие возможности:
- не надо резать журналы, клеить картинки;
- одну и ту же картинку можно копировать и использовать в разных презентациях - картинки на компьютере лучше сохраняются и их не жалко редактировать (резать), в отличие от настоящих фотографий;
- можно задать точное время просмотра слайда (презентации) на компьютере;
- но самое главное – электронную презентацию нельзя помять, порвать, попробовать на зуб! Ее можно только смотреть.
Что дает презентация ребенку? Зачем она вообще нужна?
Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию, учится сопоставлять картинку и звук в одно целое. Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь. Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие.
Презентация - это именно тот способ подачи материала, который легко усваивается ребенком, особенно в раннем возрасте. Маленьким детям гораздо проще воспринимать статическую информацию, чем постоянно двигающиеся картинки, как в мультфильме. Просмотр одной презентации занимает максимум 2 мин, а это согласитесь большой плюс, когда ребенок учится с экрана.
В процессе работы были созданы презентационные материалы, которые применяются для:
- развития общей моторики посредством логоритмики:
- развития артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика):
- автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи:
- нормализации просодических характеристик речи;
- дифференциации акустически близких звуков
- развития фонематического восприятия:
- развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза:
- усвоения лексических тем:
- развития навыков словообразования и словоизменения:
- развития связной речи и усвоения грамматических категорий.
Обучающие игры помогают ребенку запомнить формы, цвета, буквы, а также научат читать.
Мною были разработаны презентации по лексическим и грамматическим темам: слова-антонимы, зимние забавы (стихотворение для заучивания в картинках), именительный падеж, подбор существительных к глаголам, составление простых предложений, употребление местоимений (наш, наша, наши), употребление предлогов (из, под, из-под), составь рассказ по схеме и т.д.. Созданы презентации по автоматизации звуков: Л, Ль, Рь, Сь, Ж, Щ.
Описание достиженийКоррекционные логопедические мероприятия со всей группой проводились в соответствии с программой Н.В. Нищевой. На данных нод велась работа над развитием фонематического слуха, усвоением лексико-грамматических категорий, расширением и обогащения словарного запаса, формированию связной речи и обучением грамоте. Работа над улучшением звукопроизношения проводилась на индивидуальных нод, частота которых определялась тяжестью нарушения. Деятельность в данном направлении за два года позволила добиться отличных результатов. По результатам ПМПК 80% детей выпушены с чистой речью и нормой речевого развития.
В заключение хочется отметить, используя в своей деятельности ИКТ, с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, я решила следующие задачи:
- повысила мотивацию детей к логопедическим занятиям;
- сформировала сотрудничество и новые формы общения между ребенком и логопедом;
- процесс автоматизации звуков, уточнение и обогащение словарного запаса детей проходил быстрей и интересней;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Рефлексия
Я прошу Вас поделиться со мной вашими впечатлениями от нашей встречи. У вас на столах лежат цветные шарики, прошу вас опустить в корзинку шарики красного цвета, если полученные знания вам были полезны и зелёные, если опыт оказался не нужным.
Спасибо за внимание!
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект мастер-класса "Использование информационно - коммуникативных технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда"
Представлен конспект мастер-класса для логопедов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».
Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...
Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста информационно- коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возра...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО
Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...