ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
статья по логопедии на тему

Долженко Дарья Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Долженко Д.В.

 

МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова

 

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Целью моих авторских разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. Использование презентаций, компьютерных игр, в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Компьютерные средства позволяют превнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивацию активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом  можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений.

Важным направлением коррекционной деятельности является формирование у детей речедвигательных умений и навыков, создание необходимой артикуляционной базы нарушенных звуков. Работа по формированию речевой моторики у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольников еще не достаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом: «хочу уметь». Этому способствуют разработанные мультимедийные презентации по теме «Артикуляционная гимнастика», включающие: общие комплексы для всех групп звуков; специальные комплексы для свистящих, шипящих, соноров; упражнения для губ. На слайдах были представлены картинки-символы артикуляционных упражнений, позиция органов артикуляции, описание упражнения.

Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями были использованы сказки о «Путешествиях Веселого язычка», а также артикуляционные сказки с игровыми мультипликационными персонажами. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране компьютера, ребенок повторяет необходимые артикуляционные упражнения, проявляет заинтересованность в многократном повторении упражнений. Ребенок становится активным участником коррекционного процесса, осознанно включается в работу по развитию речевых навыков, в частности артикуляционной моторики.

В работе по формированию правильного звукопроизношения использовались компьютерные игровые презентации, интерактивные упражнения, позволяющие в интересной занимательной форме преподнести детям необходимый материал. Для решения задачи  автоматизации звуков в словах, предложениях с помощью программы Power Point была разработана система игр для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л. Выполняя задания на компьютере, помогая игровым персонажам, дети радуются с ними правильным ответам, четко проговаривают закрепляемый звук в словах, чистоговорках, предложениях. При этом работа по совершенствованию фонетической стороны речи сочетается с формированием лексико-грамматических представлений, связной речи, фонематического восприятия, развитием познавательных психических процессов.

Таким образом, осуществляется системное коррекционное воздействие на речевое развитие ребенка, имеющего недоразвитие речи. С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы с ИКТ высока, является спланированной, продуманной системой по коррекции и предупреждению речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informatsionn.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Долженко Д.В.

МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point.

Целью моих авторских разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности. Использование презентаций, компьютерных игр, в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Компьютерные средства позволяют превнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивацию активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом  можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, игр, интерактивных упражнений, разработанных с помощью программы Power Point, позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, сократить время на преодоление речевых нарушений.

Важным направлением коррекционной деятельности является формирование у детей речедвигательных умений и навыков, создание необходимой артикуляционной базы нарушенных звуков. Работа по формированию речевой моторики у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольников еще не достаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом: «хочу уметь». Этому способствуют разработанные мультимедийные презентации по теме «Артикуляционная гимнастика», включающие: общие комплексы для всех групп звуков; специальные комплексы для свистящих, шипящих, соноров; упражнения для губ. На слайдах были представлены картинки-символы артикуляционных упражнений, позиция органов артикуляции, описание упражнения.

Кроме слайдов с артикуляционными упражнениями были использованы сказки о «Путешествиях Веселого язычка», а также артикуляционные сказки с игровыми мультипликационными персонажами. Наблюдая за действиями сказочных героев на экране компьютера, ребенок повторяет необходимые артикуляционные упражнения, проявляет заинтересованность в многократном повторении упражнений. Ребенок становится активным участником коррекционного процесса, осознанно включается в работу по развитию речевых навыков, в частности артикуляционной моторики.

В работе по формированию правильного звукопроизношения использовались компьютерные игровые презентации, интерактивные упражнения, позволяющие в интересной занимательной форме преподнести детям необходимый материал. Для решения задачи  автоматизации звуков в словах, предложениях с помощью программы Power Point была разработана система игр для свистящих, шипящих звуков, звуков Р и Л. Выполняя задания на компьютере, помогая игровым персонажам, дети радуются с ними правильным ответам, четко проговаривают закрепляемый звук в словах, чистоговорках, предложениях. При этом работа по совершенствованию фонетической стороны речи сочетается с формированием лексико-грамматических представлений, связной речи, фонематического восприятия, развитием познавательных психических процессов.

Таким образом, осуществляется системное коррекционное воздействие на речевое развитие ребенка, имеющего недоразвитие речи. С помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей совершенствуется артикуляционная моторика, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, предложениях, обогащается словарь. У детей значительно сокращаются сроки по овладению полноценной речевой деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы с ИКТ высока, является спланированной, продуманной системой по коррекции и предупреждению речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

Технология позволяет не сообщать  информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских  основывается на решении проблемы, которая стимули...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи»  Эйтенеер Инга Григорьевнаучитель-логопед М...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...