мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников
видеоурок (средняя группа) по теме
Аналитическая справка по формированию интегративных качеств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.docx | 152.76 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
воспитателя Артамонихиной Елены Алексеевны ГБДОУ № 37 Калининского района СПб
по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов детского развития
по Основной общеобразовательной программе ГБДОУ «Детский сад № 37» г. Санкт-Петербург
Цель: определить степень влияния образовательного процесса (по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 .г) на развитие ребенка.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.
Субъект мониторинга – дети группы № 4 ГБДОУ д/с № 37.
Характеристика группы воспитанников:
Младшая группа (2011-2012 уч.г.)
Списочный состав - 23 человека, из них: девочки - 43 %, мальчики - 57 %
Дети, посещающие сад – 47%
Вновь прибывшие – 53%
Дети с I группой здоровья – 21,5%
Дети со II группой здоровья – 69,9%
Дети с III группой здоровья – 8,6%
Средняя группа (2012-2013 уч.г.)
Списочный состав - 24 человека, из них: девочки - 50 %, мальчики - 50 %
Дети, посещающие сад – 86%
Вновь прибывшие – 14%
Дети с I группой здоровья – 26,4%
Дети со II группой здоровья – 67,2%
Дети с III группой здоровья – 8,2%
Мониторинг проводился воспитателями с оказанием помощи заведующей, старшим воспитателем и медсестрой.
Формы мониторинга (методы):
- наблюдения за ребенком,
- беседы,
- экспертные оценки,
- критериально-ориентированные методики нетестового типа.
Результаты фиксировались в диагностических картах, проводился анализ результатов, определяли по каким направлениям и с какими детьми необходимо усилить работу.
Периодичность и сроки проведения мониторинга
Проводился 2 раза в год.
Длительность проведения: 1 неделя.
Мониторинг детского развития
Дата проведения ноябрь 2011 г – первый год обучения и ноябрь 2012 г. – второй год обучения
группа | Физически развитый, овладевший основными КГ-навыками | Любознательный, активный | Эмоционально отзывчивый | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками | Способный управлять своим поведением | Способный решать интеллектуальные и логические задачи | Имеющий первичные представления | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Овладевший необходимыми умениями и навыками | ||||||||||||||||||
Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | |
2 мл.гр. | 30,1% | 48,4% | 21,5% | 35,2% | 51,6% | 13,2% | 34,4% | 48,8% | 17,2% | 30,1% | 48,4% | 21,5% | 30,1% | 52,7% | 17,2% | 21,5% | 69,9% | 8,6% | 17,2% | 51,6% | 31,6% | 30,1% | 56,7% | 13,2% | 25,8% | 57% | 17,2% |
средняя | 28,7% | 63,1% | 8,2% | 28,7% | 63,1% | 8,2% | 32,8% | 59% | 8,2% | 67,2% | 24,6% | 8,2% | 41% | 50,8% | 8,2% | 36,9% | 54,9% | 8,2% | 71,3% | 24,6% | 4, 1% | 41% | 50,8% | 8,2% | 63,1% | 32,8% | 4,1% |
Д – достаточный уровень (тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности)
Б – близкий к достаточному (тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво)
Н – недостаточный уровень (тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка ни в одной из нескольких ситуаций)
Средний показатель:
2 младшая группа – 21%
Средняя группа – 45,6%
Мониторинг детского развития
Дата проведения апрель 2012 г – первый год обучения и апрель 2013 г. – второй год обучения
группа | Физически развитый, овладевший основными КГ-навыками | Любознательный, активный | Эмоционально отзывчивый | Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками | Способный управлять своим поведением | Способный решать интеллектуальные и логические задачи | Имеющий первичные представления | Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Овладевший необходимыми умениями и навыками | ||||||||||||||||||
Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | Д | Б | Н | |
2 мл.гр. | 60,2% | 39,8% | - | 68,8% | 31,2% | - | 68,8% | 31,2% | - | 60,2% | 39,8% | - | 60,2% | 39,8% | - | 68,8% | 31,2% | - | 73,1% | 26,9% | - | 73,1% | 26,9% | - | 68,8% | 31,2% | - |
средняя | 86,1% | 13,9% | - | 90,8% | 9,2% | - | 86,1% | 13,9% | - | 90,8% | 9,2% | - | 86,1% | 13,9% | - | 86,1% | 13,9% | - | 90,8% | 9,2% | - | 86,1% | 13,9% | - | 90,8% | 9,2% | - |
Д – достаточный уровень (тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности)
Б – близкий к достаточному (тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво)
Н – недостаточный уровень (тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка ни в одной из нескольких ситуаций)
Средний показатель:
2 младшая группа – 66.8%
Средняя группа – 88,1%
Уровень формирования интегративных качеств воспитанников на конец учебного года по сравнению с началом учебного года заметно повысился, а именно:
Сравнительный анализ по группам.
2 младшая группа 2011-2012 учебный год.
Средняя группа 2012-2013 учебный год.
В каждой возрастной группе велась систематическая работа по реализации программы. Во всех возрастных группах отмечается положительная динамика развития дошкольников. Таким образом, интегративные качества у детей среднего дошкольного возраста развиты в основном на достаточном и близком к достаточному уровнях. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе» и «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Анализ динамики развития интегративных качеств в группе № 4
За 2011-2012 и 2012-2013 учебные года (2-я младшая и средняя группы)
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
Отмечается положительная динамика в овладении основными культурно-гигиеническими навыками, выполнении доступных гигиенических процедур и потребности в двигательной активности. Анализируя динамику развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» важно отметить повышение уровня развития данного качества (рис.1). Так, количество детей с достаточным уровнем возросло с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с 48,4% до 13,9%
Рисунок 1. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Воспитанников с низким уровнем исследуемого качества на конец 2011-2012 учебного года и 2012-2013 учебного года не обнаружено.
Итого по интегративному качеству «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%
Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
Таким образом, анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; дети самостоятельно проводят доступные возрасту гигиенические процедуры; соблюдают элементарные правила здорового образа жизни; выполняют правила поведения на улице и в общественных местах.
- Любознательный, активный
Анализ результатов развития интегративного качества «любознательный, активный» показывает увеличение количества детей с достаточным уровнем познавательных интересов и инициативы (с 35,2 % до 88,1%). Отмечается уменьшение дошкольников с уровнем, близким к достаточному (с 51,6% до 31,2%). Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (с 13,2% до 0%).
Рисунок 2. Динамика развития интегративного качества «Любознательный, активный»
Итого по интегративному качеству «Любознательный, активный»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 17 детей – 68,8%
Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 22 ребенка– 90,8%
Близкий к достаточному – 2 ребенка – 92%
Таким образом, у детей значительно повысился уровень активности и любознательности. Воспитанники проявляют интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. У детей сформированы навыки вхождения в проблемную игровую ситуацию, желание искать пути разрешения этой ситуации. Ведется работа над формированием начальных предпосылок; поисковой деятельности; формирование интеллектуальной инициативы, развитие умений определять и применять возможные методы решения проблемы, пользование специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- Эмоционально отзывчивый
Анализ результатов позволяет отметить результативность деятельности по развитию исследуемого интегративного качества. Так, возросло количество дошкольников с достаточным уровнем понимания эмоциональных состояний (с 34,4% до 86,1%) - дети самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. Уменьшилось количество дошкольников с уровнем, близким к достаточному (с 48,8% до 13,9%) – дети справляются с заданиями с помощью взрослого.
Рисунок 3. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Эмоционально отзывчивый»
Итого по интегративному качеству «Эмоционально отзывчивый»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень –16 детей – 68,8%
Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
Изучение динамики качества «эмоционально отзывчивый» позволяет сделать выводы о том, что у воспитанников на достаточном уровне развиты представления об эмоциональных состояниях, отмечается сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, дети более эмоционально стали реагировать на произведения искусства, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении без специального воздействия со стороны взрослого.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Сформированность данного качества находится на высоком уровне. Воспитанники используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Рисунок 4. Динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Итого по интегративному качеству «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%
Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
Анализируя результаты необходимо отметить увеличение количества дошкольников с достаточным уровнем (с 30,1% до 90,8%) – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Уменьшилось количество воспитанников с уровнем, близким к достаточному по сформированности изучаемого качества (с 48,8% до 9,2%) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении; принимают предложения инициатора; соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками
Анализ результатов показывает увеличение количество воспитанников группы, адекватно понимающих причины успеха/неуспеха в деятельности. Воспитанники, в основном, знают и соблюдают правила поведения на улице, в общественных местах, используют в общении «вежливые» слова, соблюдают элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения, умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.
Рисунок 5. Динамика развития интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»
Итого по интегративному качеству «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%
Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
Количество детей с достаточным уровнем возросло с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с 52,7% до 13,9%.
Можно сделать вывод, что у воспитанников возрастает осознание личной ответственности за успехи в различных сферах, а значит, возрастает способность управлять своим поведением и планировать свои действия.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
В основном, все воспитанники умеют реализовывать замысел в рисовании, конструировании, в соответствии с возрастом владеют элементарными навыками самообслуживания, умеют самостоятельно находить интересное для себя занятие. Количество детей с достаточным уровнем возросло с 21,5% до 86,1%, с близким к достаточному снизилось с 69,9% до 13,9%.
Рисунок 6. Динамика развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Итого по интегративному качеству «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 16 детей – 68,8%
Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
Уровень сформированности вышеуказанных качеств достаточно высок.
Согласно полученным результатам увеличивается количество воспитанников группы, имеющих более полное представление о себе. На достаточном уровне 90,8 % , на уровне, близком к достаточному – 9,2%.
- Рисунок 7. Динамика развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»
Итого по интегративному качеству «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 17 детей – 71,3%
Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 22 ребенок – 90,8%
Близкий к достаточному – 2 ребенка – 9,2%
Таким образом, в результате работы у детей в достаточном объеме сформированы знания о своем имени, возрасте, адресе, о своих достоинствах и перспективах развития; дети получили и усвоили представления о своей стране, городе, многообразии стран и государств, имеют представление о Российской армии, знают военные профессии.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Сформированность данного качества находится на высоком уровне.
Анализ результатов доказывает положительные изменения в развитии интегративного качества.
На достаточном уровне 86,1 % , на уровне, близком к достаточному – 13,9%.
Рисунок 8. Динамика развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Итого по интегративному качеству «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 17 детей – 73,1%
Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
Умения и знания воспитанников значительно повысились по всем образовательным областям в каждой возрастной группе: наивысшие результаты в средней группе, несколько ниже - в младшей. Анализ развития данного качества позволяет сделать выводы о позитивной стабильности в развитии детей. Это объясняется переходом детей на стабильно высокий уровень развития. Полученные результаты подтверждают, что у дошкольников сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Рисунок 9. Динамика развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Итого по интегративному качеству «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
2-я младшая группа:
Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%
Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%
Средняя группа:
Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%
Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%
Таким образом, интегративные качества у детей развиты в основном на среднем и высоком уровне. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие интегративные качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
Несколько ниже показатели развития интегративного качества «Физически развитый», «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Способный решать интеллектуальные и логические задачи», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Необходимо усилить работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, развитию интереса к проектной деятельности, проявления эмоциональной отзывчивости детей в деятельности и общении, развитию у воспитанников диалогической и связной речи, развитию речевого творчества, формированию культуры общения, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных нормам и правил поведения, ознакомлению с Россией, ее историей, культурой и традициями и природой, приобщению дошкольников к изобразительному искусству.
На основании анализа данных за последние годы можно сделать выводы:
Положительные изменения в развитии интегративных качеств у воспитанников группы дают возможность сделать выводы об эффективности работы воспитателей. У детей в результате системной работы значительно выросли показатели интегративных качеств, свидетельствующие о достаточном уровне развития.
Проводя мониторинг в конце каждого учебного года, видна положительная динамика развития интегративных качеств, в сравнении с данными на начало учебного года.
Дошкольники стали более любознательными, активными, отзывчивыми, более эмоционально открытыми, повысился интерес к выполнению физических упражнений.
Вследствие разнообразных мероприятий по совместной деятельности взрослых с детьми, дети без затруднений общаются со взрослыми и сверстниками, внимательнее прислушиваются к советам и просьбам родителей.
Положительный эмоциональный настрой помогает планировать свои действия, направленные на достижение целей. Дети увлекаются поиском решения новых задач.
У детей повысились показатели интегративных качеств, в частности – физических.
Ребята овладели основными культурно-гигиеническими навыками, получили практические знания о здоровье.
Воспитанники успешно овладели навыками общения, навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также научились формировать и высказывать свою точку зрения, что ляжет в основу успешного школьного обучения.
Сравнительный анализ формирования интегративных качеств дошкольников за два учебных года:
Уровень формирования интегративных качеств дошкольников на конец учебного года по сравнению с началом повысился в каждой возрастной группе.
Средний показатель (2011-2012 уч.г.): начало года – 21%
конец года - 66,8%
Средний показатель (2012-2013 уч.г.): начало года – 45,6%
конец года - 88,1%+
Воспитатель /Артамонихина Е.А./
Заведующий ГБДОУ д/с № 37 /Бондаренко Е.А./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."
Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...
"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".
Материалы для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....
Формы и методы по формированию интегративных качеств дошкольника.
Анализ форм и методов работы в ДОУ по формированию интегративных качеств дошкольника....
статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"
В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......
Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)
Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме,...
Мониторинг формирования интегративных качеств ребенка
Мониторинг формирования интегративных качеств ребенка...
Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.
В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафи...