мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников
видеоурок (средняя группа) по теме

Артамонихина Елена Алексеевна

Аналитическая справка по формированию интегративных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx152.76 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

воспитателя Артамонихиной Елены Алексеевны ГБДОУ № 37 Калининского района СПб

по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов детского развития

по Основной общеобразовательной программе ГБДОУ «Детский сад № 37» г. Санкт-Петербург

Цель: определить степень влияния образовательного процесса (по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012 .г) на развитие ребенка.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Предметом мониторингового исследования являются навыки и умения ребенка.

Субъект мониторинга – дети группы № 4  ГБДОУ д/с № 37.

Характеристика группы воспитанников:

Младшая группа (2011-2012 уч.г.)

Списочный состав - 23 человека, из них: девочки - 43 %, мальчики - 57  %

Дети, посещающие сад – 47%

Вновь прибывшие – 53%

Дети с I группой здоровья – 21,5%

Дети со II группой здоровья – 69,9%

Дети с III группой здоровья – 8,6%

Средняя группа (2012-2013 уч.г.)

Списочный состав - 24 человека, из них: девочки - 50 %, мальчики - 50  %

Дети, посещающие сад – 86%

Вновь прибывшие – 14%

Дети с I группой здоровья – 26,4%

Дети со II группой здоровья – 67,2%

Дети с III группой здоровья – 8,2%

Мониторинг проводился воспитателями с оказанием помощи заведующей, старшим воспитателем и медсестрой.

Формы мониторинга (методы):

  • наблюдения за ребенком,
  • беседы,
  • экспертные оценки,
  • критериально-ориентированные  методики нетестового типа.

Результаты фиксировались в диагностических картах, проводился анализ результатов, определяли по каким направлениям и с какими детьми необходимо усилить работу.

Периодичность и сроки проведения мониторинга

Проводился 2 раза в год.

Длительность проведения: 1 неделя.

Мониторинг детского развития

Дата проведения ноябрь 2011 г – первый год обучения и ноябрь 2012 г. – второй год обучения

группа

Физически развитый,

овладевший

основными

КГ-навыками

Любознательный,

активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший

средствами

общения и способами

взаимодействия с

взрослыми и

сверстниками

Способный

 управлять

 своим

поведением

Способный

решать

интеллектуальные

 и логические

 задачи

Имеющий первичные представления

Овладевший

универсальными

предпосылками

 учебной

деятельности

Овладевший

необходимыми

 умениями

и навыками

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

2 мл.гр.

30,1%

48,4%

21,5%

35,2%

51,6%

13,2%

34,4%

48,8%

17,2%

30,1%

48,4%

21,5%

30,1%

52,7%

17,2%

21,5%

69,9%

8,6%

17,2%

51,6%

31,6%

30,1%

56,7%

13,2%

25,8%

57%

17,2%

средняя

28,7%

63,1%

8,2%

28,7%

63,1%

8,2%

32,8%

59%

8,2%

67,2%

24,6%

8,2%

41%

50,8%

8,2%

36,9%

54,9%

8,2%

71,3%

24,6%

4,

1%

41%

50,8%

8,2%

63,1%

32,8%

4,1%

Д – достаточный уровень (тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности)

Б – близкий к достаточному (тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво)

Н – недостаточный уровень (тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка ни в одной из нескольких ситуаций)

Средний показатель:

2 младшая группа – 21%

Средняя группа – 45,6%

Мониторинг детского развития

Дата проведения апрель 2012 г – первый год обучения и апрель 2013 г. – второй год обучения

группа

Физически развитый,

овладевший

основными

КГ-навыками

Любознательный,

активный

Эмоционально отзывчивый

Овладевший

средствами

общения и способами

взаимодействия с

взрослыми и

сверстниками

Способный

 управлять

 своим

поведением

Способный

решать

интеллектуальные

 и логические

 задачи

Имеющий первичные представления

Овладевший

универсальными предпосылками

 учебной

деятельности

Овладевший

необходимыми

 умениями

и навыками

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

Д

Б

Н

2 мл.гр.

60,2%

39,8%

-

68,8%

31,2%

-

68,8%

31,2%

-

60,2%

39,8%

-

60,2%

39,8%

-

68,8%

31,2%

-

73,1%

26,9%

-

73,1%

26,9%

-

68,8%

31,2%

-

средняя

86,1%

13,9%

-

90,8%

9,2%

-

86,1%

13,9%

-

90,8%

9,2%

-

86,1%

13,9%

-

86,1%

13,9%

-

90,8%

9,2%

-

86,1%

13,9%

-

90,8%

9,2%

-

Д – достаточный уровень (тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности)

Б – близкий к достаточному (тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво)

Н – недостаточный уровень (тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка ни в одной из нескольких ситуаций)

Средний показатель:

2 младшая группа – 66.8%

Средняя группа – 88,1%

Уровень формирования интегративных качеств воспитанников на конец учебного года по сравнению  с началом учебного года заметно повысился, а именно:

Сравнительный анализ по группам.

2 младшая группа 2011-2012 учебный год.

Средняя группа 2012-2013 учебный год.

В каждой возрастной группе велась систематическая работа по реализации программы. Во всех возрастных группах отмечается положительная динамика развития дошкольников. Таким образом, интегративные качества у детей среднего дошкольного возраста        развиты в основном на достаточном и близком к достаточному уровнях. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе» и «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Анализ динамики развития интегративных качеств в группе № 4

За 2011-2012 и 2012-2013 учебные года (2-я младшая и средняя группы)

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Отмечается положительная  динамика в овладении основными культурно-гигиеническими навыками,  выполнении доступных гигиенических процедур и потребности в двигательной активности. Анализируя динамику развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» важно отметить повышение уровня развития данного качества (рис.1). Так, количество детей с достаточным уровнем  возросло с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с  48,4% до 13,9%

Рисунок 1. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Воспитанников с низким уровнем исследуемого качества на конец 2011-2012 учебного года и 2012-2013 учебного года не обнаружено.

Итого по интегративному качеству «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Таким образом, анализ данных позволил сделать вывод о том,  что у большинства детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; дети самостоятельно  проводят доступные возрасту гигиенические процедуры; соблюдают элементарные правила  здорового образа жизни; выполняют правила поведения на улице и в общественных местах.

  1. Любознательный, активный

Анализ результатов развития интегративного качества «любознательный, активный» показывает увеличение количества детей с достаточным  уровнем познавательных интересов и инициативы  (с 35,2 %  до 88,1%). Отмечается уменьшение дошкольников  с уровнем, близким к достаточному  (с 51,6% до 31,2%). Также характерным  является снижение количества детей с низким уровнем (с 13,2% до 0%).  

Рисунок 2. Динамика развития интегративного качества «Любознательный, активный»

Итого по интегративному качеству «Любознательный, активный»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 22 ребенка– 90,8%

Близкий к достаточному – 2 ребенка – 92%

Таким образом, у детей значительно повысился уровень активности и любознательности. Воспитанники проявляют интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.    У детей сформированы навыки вхождения в проблемную игровую ситуацию, желание искать пути разрешения этой ситуации. Ведется работа над формированием начальных предпосылок; поисковой деятельности; формирование интеллектуальной инициативы, развитие умений определять и применять возможные методы решения проблемы, пользование специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.  

  1. Эмоционально отзывчивый

Анализ результатов позволяет отметить результативность деятельности по развитию исследуемого интегративного качества. Так, возросло количество дошкольников с достаточным уровнем понимания эмоциональных состояний (с 34,4% до 86,1%) - дети самостоятельно, правильно определяют эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняют их причину, делают прогнозы дальнейшего развития ситуации. Уменьшилось количество дошкольников с уровнем, близким к достаточному (с 48,8% до 13,9%) – дети справляются с заданиями с помощью взрослого.

Рисунок 3. Динамика развития интегративного качества дошкольника «Эмоционально отзывчивый»

Итого по интегративному качеству «Эмоционально отзывчивый»: 

2-я младшая группа:

Достаточный уровень –16 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Изучение динамики качества «эмоционально отзывчивый» позволяет сделать выводы о том, что у воспитанников  на достаточном  уровне развиты представления об эмоциональных состояниях, отмечается сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов, дети более эмоционально стали реагировать на произведения искусства, проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении без специального воздействия со стороны взрослого.

  1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Сформированность данного качества находится на высоком уровне. Воспитанники используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Рисунок 4. Динамика развития интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Итого по интегративному качеству «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Анализируя результаты необходимо отметить увеличение количества дошкольников с достаточным уровнем  (с 30,1% до 90,8%) – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Уменьшилось количество воспитанников с уровнем, близким к достаточному  по сформированности изучаемого качества (с 48,8% до 9,2%) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении; принимают предложения инициатора; соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением.

  1.  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками

Анализ результатов показывает увеличение количество воспитанников группы, адекватно понимающих причины успеха/неуспеха в деятельности. Воспитанники, в основном, знают и соблюдают правила поведения на улице, в общественных местах, используют в общении  «вежливые» слова, соблюдают  элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения, умеют решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Рисунок 5. Динамика развития интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»

Итого  по интегративному качеству «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения сверстниками»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Количество детей с достаточным уровнем  возросло  с 30,1% до 86,1%, с близким к достаточному уровню снизилось с 52,7% до 13,9%.

Можно сделать вывод, что у воспитанников возрастает осознание личной ответственности за успехи в различных сферах, а значит, возрастает способность управлять своим поведением и планировать свои действия. 

  1. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

В основном,  все воспитанники умеют реализовывать замысел в рисовании, конструировании, в соответствии с возрастом владеют элементарными навыками самообслуживания, умеют самостоятельно находить интересное для себя занятие. Количество детей с достаточным уровнем возросло с 21,5% до 86,1%, с близким к достаточному снизилось с 69,9% до 13,9%.

Рисунок 6. Динамика развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Итого по интегративному качеству «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»:

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 16 детей – 68,8%

Близкий к достаточному – 7 детей – 31,2%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

  1. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Уровень сформированности вышеуказанных качеств достаточно высок.

Согласно полученным результатам увеличивается количество воспитанников группы, имеющих более полное представление о себе. На достаточном уровне 90,8 % , на уровне, близком к достаточному – 9,2%.

  1. Рисунок 7. Динамика развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

Итого по интегративному качеству «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 71,3%

Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 22 ребенок – 90,8%

Близкий к достаточному – 2 ребенка – 9,2%

Таким образом, в результате работы у детей в достаточном объеме сформированы знания о своем имени, возрасте, адресе, о своих достоинствах и перспективах развития; дети получили и усвоили представления о своей стране, городе, многообразии стран и государств, имеют представление о Российской армии, знают военные профессии.

  1. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Сформированность данного качества находится на высоком уровне.

Анализ результатов доказывает положительные изменения в развитии интегративного качества.

На достаточном уровне 86,1 % , на уровне, близком к достаточному – 13,9%.

Рисунок 8. Динамика развития интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Итого по интегративному качеству «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 17 детей – 73,1%

Близкий к достаточному – 6 детей – 26,9%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

  1. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Умения и знания воспитанников значительно повысились по всем образовательным областям в каждой возрастной группе: наивысшие результаты в средней группе, несколько ниже - в младшей. Анализ развития данного качества позволяет сделать выводы о позитивной стабильности в развитии детей. Это объясняется переходом детей на стабильно высокий уровень развития. Полученные результаты подтверждают, что у дошкольников сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Рисунок 9. Динамика развития интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Итого по интегративному качеству «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

2-я младшая группа:

Достаточный уровень – 14 детей – 60,2%

Близкий к достаточному – 9 детей - 39,8%

Средняя группа:

Достаточный уровень – 21 ребенок – 86,1%

Близкий к достаточному – 3 ребенка – 13,9%

Таким образом, интегративные качества у детей  развиты в основном на среднем и высоком уровне. По результатам анализа можно определить рейтинговый порядок развития интегративных качеств у детей: наиболее развиты у воспитанников такие интегративные качества, как «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Имеющий первичные представления», «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Несколько ниже  показатели развития интегративного качества «Физически развитый», «Эмоционально отзывчивый», «Способный управлять своим поведением», «Способный решать интеллектуальные и логические задачи», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Необходимо усилить работу по формированию представлений о здоровом образе жизни и соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, развитию интереса к проектной деятельности, проявления  эмоциональной отзывчивости детей в деятельности и общении, развитию у воспитанников диалогической и связной речи, развитию речевого творчества, формированию культуры общения, соблюдению детьми элементарных общепринятых моральных нормам и правил поведения, ознакомлению с Россией, ее историей, культурой и традициями и природой, приобщению дошкольников к изобразительному искусству.

 

  На основании анализа данных за последние годы можно сделать выводы:

Положительные изменения в развитии интегративных качеств у воспитанников группы дают возможность сделать выводы об эффективности работы воспитателей. У детей в результате системной работы значительно выросли показатели интегративных качеств, свидетельствующие о достаточном уровне развития.

Проводя мониторинг в конце каждого учебного года, видна положительная динамика развития интегративных качеств, в сравнении с данными на начало учебного года.

Дошкольники стали более любознательными, активными, отзывчивыми, более эмоционально открытыми, повысился интерес к выполнению физических упражнений.

Вследствие разнообразных  мероприятий по совместной деятельности взрослых с детьми, дети без затруднений общаются со взрослыми и сверстниками, внимательнее прислушиваются к советам и просьбам родителей.

Положительный эмоциональный настрой помогает планировать свои действия, направленные на достижение целей. Дети увлекаются поиском решения новых задач.

У детей повысились показатели интегративных качеств, в частности – физических.

Ребята овладели основными культурно-гигиеническими навыками, получили практические знания о здоровье.

Воспитанники успешно овладели навыками общения, навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также научились формировать и высказывать свою точку зрения, что ляжет в основу успешного школьного обучения.

Сравнительный анализ формирования интегративных качеств дошкольников за  два учебных года:

Уровень формирования интегративных качеств дошкольников на конец учебного года по сравнению с началом повысился в каждой возрастной группе.

Средний показатель (2011-2012 уч.г.): начало года – 21%

                                                      конец года -  66,8%

Средний показатель (2012-2013 уч.г.): начало года – 45,6%

                                                      конец года -  88,1%+

Воспитатель                                 /Артамонихина Е.А./

Заведующий ГБДОУ д/с № 37                                 /Бондаренко Е.А./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

"МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".

Материалы  для проведения педагогом-психологом мониторинга с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста....

Формы и методы по формированию интегративных качеств дошкольника.

Анализ форм и методов работы в ДОУ по формированию  интегративных качеств дошкольника....

статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"

В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......

Мониторинг как условие определения динамики развития ребенка по формированию интегративных качеств (ДОО) и универсальных учебных действий (ОУ)

Хочу обратить ваше внимание на то, что к познавательным универсальным учебным действиям, относится, осознанное и произвольное построение речевого высказывания дошкольников в устной и письменной форме,...

Мониторинг формирования интегративных качеств ребенка

Мониторинг формирования интегративных качеств ребенка...

Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.

В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафи...