Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Салаватова Татьяна Александровнна

В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафиксированное повышение в развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.

Настоящее время - время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму. Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Метод моделирования является эффективным средством для развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств.

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

 Модель для детей дошкольного возраста может задаваться различными способами это словесное описание, черно-белой или цветной иллюстрацией, графической схемой.  Модели могут быть разного типа: расчлененными (изображены все составные части), частично-расчлененными (изображены только сложные участка), или нерасчлененные когда ребенок видит только силуэт. Созданные модели анализируются взрослыми совместно с детьми на доступном для ребенка вербальном уровне. А дальше идет построение модели самим ребенком на его творческом и интеллектуальном уровне. Такая организация формы работы развивает у дошкольников познавательные способности, формирует сенсорные навыки, развивает интеллектуальные способности, творческие, нравственные и интегративные качества.

Наша цель – показать, эффективность и практическую значимость использование приёма моделирования для развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств. Решать логические задачи, познавать окружающий мир, делать выводы и умозаключения дошкольникам станет легче и понятнее.

В эксперименте принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Исследовательская работа проводилась в три этапа.

Первый - констатирующий этап. За основу данного исследования была взята методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и субтест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, разработанные на основе теста структуры интеллекта (Р. Амтхауэр) с целью исследования уровня развития логического мышления. Результаты мы обработали и вывели в диаграмму.

  (рис. 1).

В результате констатирующего исследования высокий уровень развития был выявлен у 9 детей (32,1%). Они успешно справились со всеми поставленными задачами. Средний уровень выявлен у 12 детей (42,9%), они справились с большей частью заданий. Низкий уровень выявлен у 7 детей (25%). Они смогли справиться с малой частью предложенных заданий (рис.1).

Второй этап – формирующий. На этом этапе работа строилась с учетом результатов проведенной диагностики.  Для эффективной работы по развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств мы создали предметно развивающую среду. Наглядный материал: графические изображения, модели геометрических фигур, предметов быта, объектов природы, искусства; демонстрационный и раздаточный материал; чертежно-графические инструменты.  Подобрали дидактические игры и развивающие пособия для плоскостного моделирования: вкладыши Монтессори, «Танграм», «Коломбово яйцо», «Пифагор» «Пентамино», игровой набор «Дары  Фребеля» (плоскостной материал наборы№7,8,9), набор плоскостных геометрических фигур. Игровой материал для пространственного моделирования «Кирпичики», «Дары Фребеля» (объёмные фигуры наборы № 3,4,5,5В,5Р,6), кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Материал для моделирования на базе оригами.  Данные игры и пособия использовались во время проведения организованной образовательной деятельности по пяти направлениях развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО, в режимных моментах. Готовые продукты оригами дети использовали в самостоятельной игровой деятельности, для театрализованной деятельности, при ознакомлении с окружающим миром. В процессе организации работы мы уделяли особое внимание развитию у детей навыков контроля и самоконтроля, а также таких приемов учебной деятельности, как умение выполнять указания и четко следовать им для достижения нужного результата наиболее рациональным путем, умение планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, анализируя полученные результаты и причины возможных ошибок. Эти умения необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Третий этап – контрольный.

Контрольное исследование проводилось с теми же детьми, и по той же методике, что и на этапе констатирующего исследования.

  (рис. 2)

В результате проведенной работы на формирующем этапе, с применением метода моделирования, высокого уровня развития достигли 18 детей (64,2%), они успешно справились со всеми поставленными задачами. Средний уровень показали 9 детей (32,1%), они справились с большей частью заданий. Низкий уровень остался у 1 ребенка (3,7%), по объективным причинам (ОВЗ).

Таким образом, в процессе исследования удалось определить эффективность метода моделирования для развития логического мышления и интегративных качеств детей дошкольного возраста. Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности. Использование метода моделирования в развитии детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует прочный фундамент логического мышления и интегративных качеств. Модель рождается в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной деятельности ребенка, а не предлагается в готовом виде, что вызывает неподдельный интерес к данному методу всех участников образовательного процесса.

Литература

1.Венгер Л.А. , Дьяченко о.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". – М.: Просвещение 1989.

2.Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.

3.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды в 2 т. Т.1.Детская психология / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : педагогика, 1989. –544 с.

 4.Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления. https://podrastu.ru/metodiki/logicheskoe-myshlenie.html.

5.Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве / Н. Н. Поддъяков. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 185 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

7.Щеткина А.М. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика

– Издательство: Сфера/ серия: Библиотека воспитателя, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития логического мышления и речи у младших дошкольников.

Рабочая программа по теме самообразования разработана на вторую младшую группу....

Дидактическое пособие «ЛОГИКО – МАЛЫШ» - эффективное средство обучения логическому мышлению дошкольников

Использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования; в статье представлен опыт ра...

Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников

Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....

"АВТОРСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"

Автором представлен опыт работы педагогического коллектива по созданию развивающих пособий для дошкольников....

Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...

"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)

На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....