Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
В статье описан опыт апробации и показана эффективность использования метода моделирования для развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников. Итогом работы стало зафиксированное повышение в развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование - как эффективное средство развития логического мышления и формирования интегративных качеств дошкольников.
Настоящее время - время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, воплощать свои идеи и приносить пользу социуму. Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Метод моделирования является эффективным средством для развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств.
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Модель для детей дошкольного возраста может задаваться различными способами это словесное описание, черно-белой или цветной иллюстрацией, графической схемой. Модели могут быть разного типа: расчлененными (изображены все составные части), частично-расчлененными (изображены только сложные участка), или нерасчлененные когда ребенок видит только силуэт. Созданные модели анализируются взрослыми совместно с детьми на доступном для ребенка вербальном уровне. А дальше идет построение модели самим ребенком на его творческом и интеллектуальном уровне. Такая организация формы работы развивает у дошкольников познавательные способности, формирует сенсорные навыки, развивает интеллектуальные способности, творческие, нравственные и интегративные качества.
Наша цель – показать, эффективность и практическую значимость использование приёма моделирования для развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств. Решать логические задачи, познавать окружающий мир, делать выводы и умозаключения дошкольникам станет легче и понятнее.
В эксперименте принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Исследовательская работа проводилась в три этапа.
Первый - констатирующий этап. За основу данного исследования была взята методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и субтест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, разработанные на основе теста структуры интеллекта (Р. Амтхауэр) с целью исследования уровня развития логического мышления. Результаты мы обработали и вывели в диаграмму.
(рис. 1).
В результате констатирующего исследования высокий уровень развития был выявлен у 9 детей (32,1%). Они успешно справились со всеми поставленными задачами. Средний уровень выявлен у 12 детей (42,9%), они справились с большей частью заданий. Низкий уровень выявлен у 7 детей (25%). Они смогли справиться с малой частью предложенных заданий (рис.1).
Второй этап – формирующий. На этом этапе работа строилась с учетом результатов проведенной диагностики. Для эффективной работы по развития логического мышления дошкольников и их интегративных качеств мы создали предметно развивающую среду. Наглядный материал: графические изображения, модели геометрических фигур, предметов быта, объектов природы, искусства; демонстрационный и раздаточный материал; чертежно-графические инструменты. Подобрали дидактические игры и развивающие пособия для плоскостного моделирования: вкладыши Монтессори, «Танграм», «Коломбово яйцо», «Пифагор» «Пентамино», игровой набор «Дары Фребеля» (плоскостной материал наборы№7,8,9), набор плоскостных геометрических фигур. Игровой материал для пространственного моделирования «Кирпичики», «Дары Фребеля» (объёмные фигуры наборы № 3,4,5,5В,5Р,6), кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Материал для моделирования на базе оригами. Данные игры и пособия использовались во время проведения организованной образовательной деятельности по пяти направлениях развития детей дошкольного возраста согласно требованиям ФГОС ДО, в режимных моментах. Готовые продукты оригами дети использовали в самостоятельной игровой деятельности, для театрализованной деятельности, при ознакомлении с окружающим миром. В процессе организации работы мы уделяли особое внимание развитию у детей навыков контроля и самоконтроля, а также таких приемов учебной деятельности, как умение выполнять указания и четко следовать им для достижения нужного результата наиболее рациональным путем, умение планировать свою деятельность и осуществлять рефлексию, анализируя полученные результаты и причины возможных ошибок. Эти умения необходимы для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Третий этап – контрольный.
Контрольное исследование проводилось с теми же детьми, и по той же методике, что и на этапе констатирующего исследования.
(рис. 2)
В результате проведенной работы на формирующем этапе, с применением метода моделирования, высокого уровня развития достигли 18 детей (64,2%), они успешно справились со всеми поставленными задачами. Средний уровень показали 9 детей (32,1%), они справились с большей частью заданий. Низкий уровень остался у 1 ребенка (3,7%), по объективным причинам (ОВЗ).
Таким образом, в процессе исследования удалось определить эффективность метода моделирования для развития логического мышления и интегративных качеств детей дошкольного возраста. Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности. Использование метода моделирования в развитии детей помогает им легче усвоить понятия, приводит детей к пониманию существенных связей и зависимостей вещей, совершенствует наглядно-образное мышление и формирует прочный фундамент логического мышления и интегративных качеств. Модель рождается в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной деятельности ребенка, а не предлагается в готовом виде, что вызывает неподдельный интерес к данному методу всех участников образовательного процесса.
Литература
1.Венгер Л.А. , Дьяченко о.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". – М.: Просвещение 1989.
2.Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
3.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды в 2 т. Т.1.Детская психология / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М. : педагогика, 1989. –544 с.
4.Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления. https://podrastu.ru/metodiki/logicheskoe-myshlenie.html.
5.Поддъяков, Н. Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве / Н. Н. Поддъяков. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 185 с.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
7.Щеткина А.М. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, диагностика
– Издательство: Сфера/ серия: Библиотека воспитателя, 2011. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-569377-1422181143.jpg)
Загадки как средство развития логического мышления и речи у младших дошкольников.
Рабочая программа по теме самообразования разработана на вторую младшую группу....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-89417-1445013550.jpg)
Дидактическое пособие «ЛОГИКО – МАЛЫШ» - эффективное средство обучения логическому мышлению дошкольников
Использование дидактических пособий нового поколения является необходимым условием успешного обучения детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования; в статье представлен опыт ра...
Представление авторских развивающих игр как эффективное средство развития логического мышления старших дошкольников
Знакомство с опытом работы педагога по развитию логического мышления старшихдошкольников ,используя авторские наглядные пособия....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-215970-1700725297.jpg)
"АВТОРСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ"
Автором представлен опыт работы педагогического коллектива по созданию развивающих пособий для дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/06/picture-1371835-1651819241.jpg)
Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-1388809-1645445874.jpg)
"Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста" (с картотекой)
На основе приёма «Кубик Блума» (автор Б. Блум) мною было разработано методическое пособие с тематической картотекой для развития логического мышления детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/16/picture-1516539-1710611000.jpg)
Педагогическая находка:«Кубик Блума как эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста»
Презентация по применению Кубика Блума...