Ознакомление детей с культурой и традициями чувашского народа
методическая разработка (старшая группа) по теме

Маторина Бэла Степановна

Раздел  1: «Творческая   деятельность художников  Чувашии»

1.      А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один из учеников Репина.

Цель: Дать детям представление о своеобразии развития чувашского изобразительного искусства в начале XX века через творчество художника. «В чайной», «Ликбез»

2.      Н.В. Овчинников /1918-2004 гг./

Цель: Познакомить с творческой деятельностью Н.В. Овчинникова, развивать у детей умение видеть национальный колорит его произведений. «Масленица»,  «Здравствуй, земля»

Раздел  2: «Жанры  живописи»

1.      Н.К. Сверчков /1891-1985 гг./ значение его творчества в составлении чувашского изобразительного искусства.

Цель: Познакомить детей с творческой деятельностью художника:

а)  с портретами его сестры и жены – «Женщина в саду»,  «Женщина в красном», « На даче».

б)  с удивительными по красоте пейзажами родного края – «Чувашская семья за ужином», «Киреметь»,  «Хоровод».

в)  с картиной « Приезд А.С. Пушкина в Чувашскую деревню», как исторический сюжет получает лирическое звучание.

Раздел  3: «Выразительные средства»

1.      Своеобразие серо-зеленого колорита Н.К. Сверчкова в пейзажах Алтая, Урала и Сибири. Познакомить детей с выразительными средствами изображения Сверчковым своих пейзажей, широтой письма, композицией, колоритом.

2.      Творчество Ю.А Зайцева. Познакомить детей с выразительностью картины «Акатуй», изображающей традиционный чувашский праздник, помочь увидеть своеобразие красок, ярких, контрастных, чистых.

Раздел    4: «Чувашское народно-прикладное  искусство»

 Вышивка, художественное творчество, деревянные изделия и резьба по дереву, плетение из лыка, лозы и бересты, глиняные изделия, шитье бисером и серебром, плетение кружев и вязание.

Цель: Развивать в детях художественные способности на основе народного промысла Чувашии, показать детям, как с помощью народно- прикладного искусства  передается вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ.

1.      Старинный праздничный «Женский костюм».

Цель: Познакомить детей со старинной женской одеждой, мастерством чувашских вышивальщиц, ткачих, мастериц шитья бисером.

2.      Национальное своеобразие чувашской вышивки.

Цель: познакомить с характерными признаками чувашской вышивки: богатой расцветкой, орнаментом, оконтуриванием, разнообразием швов.

3.      Повседневная посуда в быту чувашских крестьян.

Цель: Познакомить с эстетическими представлениями чувашей, придающими обиходным предметам – чашам, мискам, солонкам своеобразную красоту.

4.      Изделия чувашских гончар.

Цель: познакомить детей с кувшинами, горшками, жаровнями, мисками, блюдами, изготовленными из белой и красной глины, их формой и размерами, манерой исполнения.

 

 

Перспективный план по ознакомлению с чувашским народным творчеством.

1.      Рассказ воспитателя о Чувашии с использованием картин чувашских художников. (Овчинникова Р.В., Кокеля А.А., Зайцева Ю.А.)

2.      Знакомство с чувашским искусством: рассматривание предметов обихода(кузовок, ткацкий станок, прялка, ручная молотилка )

3.      Рассматривание куклы в национальном костюме.

4.      Составление альбом о Чувашии и Чебоксарах.

5.      Экскурсия в Чувашский краеведческий музей.

6.      Экскурсия в Чувашскую художественную галерею.

7.      Приглашение заслуженного художника Немцева В.Н с демонстрацией картин.

8.      Прослушивание чувашских песен.

9.      Беседа о Чувашии.(чтение стихов, пение песен)

10.  Знакомство с Чувашским орнаментом.

11.  Заключительное комплексное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел  1: «Творческая   деятельность художников  Чувашии»

  1. А.А. Кокель /1880-1956 гг./- один из первых чувашей, окончивших Академию художеств, один из учеников Репина.

Цель: Дать детям представление о своеобразии развития чувашского изобразительного искусства в начале XX века через творчество художника. «В чайной», «Ликбез»

  1. Н.В. Овчинников /1918-2004 гг./

Цель: Познакомить с творческой деятельностью Н.В. Овчинникова, развивать у детей умение видеть национальный колорит его произведений. «Масленица»,  «Здравствуй, земля»

Раздел  2: «Жанры  живописи»

  1. Н.К. Сверчков /1891-1985 гг./ значение его творчества в составлении чувашского изобразительного искусства.

Цель: Познакомить детей с творческой деятельностью художника:

а)  с портретами его сестры и жены – «Женщина в саду»,  «Женщина в красном», « На даче».

б)  с удивительными по красоте пейзажами родного края – «Чувашская семья за ужином», «Киреметь»,  «Хоровод».

в)  с картиной « Приезд А.С. Пушкина в Чувашскую деревню», как исторический сюжет получает лирическое звучание.

Раздел  3: «Выразительные средства»

  1. Своеобразие серо-зеленого колорита Н.К. Сверчкова в пейзажах Алтая, Урала и Сибири. Познакомить детей с выразительными средствами изображения Сверчковым своих пейзажей, широтой письма, композицией, колоритом.
  2. Творчество Ю.А Зайцева. Познакомить детей с выразительностью картины «Акатуй», изображающей традиционный чувашский праздник, помочь увидеть своеобразие красок, ярких, контрастных, чистых.

Раздел    4: «Чувашское народно-прикладное  искусство» 

 Вышивка, художественное творчество, деревянные изделия и резьба по дереву, плетение из лыка, лозы и бересты, глиняные изделия, шитье бисером и серебром, плетение кружев и вязание.

Цель: Развивать в детях художественные способности на основе народного промысла Чувашии, показать детям, как с помощью народно- прикладного искусства  передается вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ.

  1. Старинный праздничный «Женский костюм».

Цель: Познакомить детей со старинной женской одеждой, мастерством чувашских вышивальщиц, ткачих, мастериц шитья бисером.

  1. Национальное своеобразие чувашской вышивки.

Цель: познакомить с характерными признаками чувашской вышивки: богатой расцветкой, орнаментом, оконтуриванием, разнообразием швов.

  1. Повседневная посуда в быту чувашских крестьян.

Цель: Познакомить с эстетическими представлениями чувашей, придающими обиходным предметам – чашам, мискам, солонкам своеобразную красоту.

  1. Изделия чувашских гончар.

Цель: познакомить детей с кувшинами, горшками, жаровнями, мисками, блюдами, изготовленными из белой и красной глины, их формой и размерами, манерой исполнения.

Перспективный план по ознакомлению с чувашским народным творчеством.

  1. Рассказ воспитателя о Чувашии с использованием картин чувашских художников. (Овчинникова Р.В., Кокеля А.А., Зайцева Ю.А.)
  2. Знакомство с чувашским искусством: рассматривание предметов обихода(кузовок, ткацкий станок, прялка, ручная молотилка )
  3. Рассматривание куклы в национальном костюме.
  4. Составление альбом о Чувашии и Чебоксарах.
  5. Экскурсия в Чувашский краеведческий музей.
  6. Экскурсия в Чувашскую художественную галерею.
  7. Приглашение заслуженного художника Немцева В.Н с демонстрацией картин.
  8. Прослушивание чувашских песен.
  9. Беседа о Чувашии.(чтение стихов, пение песен)
  10. Знакомство с Чувашским орнаментом.
  11. Заключительное комплексное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

Культура и традиции чувашского народа

В проекте описана: история чувашского народа,традиции и обычаи чувашского народа,Чувашский народный костюм,чувашский национальный орнамент,обряды и праздники чувашского народа,чувашские народные игры ...

Проект "Культура и традиции чувашского народа"

Познавательно-исследовательский проект для подготовительной группы...

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ

Статья посвящена приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям чувашского народа посредством общения со старшим поколением....

«Ознакомление детей с культурой и традициями бурятского народа посредством интерактивных мешочков»

Методический семинар«Ознакомление детей с культурой и  традициями бурятского народа посредством интерактивных мешочков» Добрый день уважаемые...