ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ
статья (подготовительная группа)
Статья посвящена приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям чувашского народа посредством общения со старшим поколением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ ЧУВАШСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ СО СТАРШИМ ПОКОЛЕНИЕМ
В настоящее время актуальным направлением воспитания подрастающего поколения является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям своего народа посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их с историей своего народа. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с культурным и материальным наследием своего народа.
Наше дошкольное учреждение работает над данной проблемой несколько лет. Мы считаем, что роль народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника велика.
Данное направление мы развивали с помощью разных форм работы: через знакомство с природой родного края, музейную деятельность, через художественную литературу и фольклор, декоративно-прикладное творчество, и др. Но, ведя данную работу, мы пришли к выводу, что как бы замечательно не был организован педагогический процесс, настроенный на патриотическое, духовно-нравственное воспитание, без помощи семьи результат будет не максимальным. А носителями таких понятий как долг, честь, совесть, доброта, стремление к духовности (того, что лежало в основе быта и традиций чувашского народа) в большей степени являются люди старшего поколения. Наши дети чаще всего общаются со сверстниками, своими родителями, но именно с людьми пожилого возраста их общение недостаточно. Исходя из этого мы решили привлечь в воспитательно-образовательный процесс старшее поколение, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек наших воспитанников. Ведь именно они могут передать нашим детям то, что создано предыдущими поколениями веками, то, что выдержало испытание временем, то, что ценно и почитаемо нашим народом. Это не только материальные объекты культуры, это наша вера, это ценности, которые мы защищаем и исповедуем, это особый «дух» нашего народа, его сила и слава. Кто же, если не наше старшее поколение, может передать все это подрастающему поколению? Через призму их жизни, их деятельности дети постигают истинную ценность культуры и традиций своего народа.
Нами был разработан педагогический проект "Связь поколений", который состоял из нескольких мини-проектов.
Цель данного проекта: формирование у ребенка-дошкольника национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям своего народа посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа через общение со старшим поколением.
Задачи:
- изучить историю Чувашии через судьбы участников проекта;
- знакомиться с культурой и традициями чувашского народа через призму жизни старшего поколения;
- укрепить духовную связь между поколениями;
- воспитывать у детей осознанно- эмоционально-положительное отношение к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю;
- воспитывать чувство уважения и гордость к предкам; чувства патриотизма, нравственности, духовности;
- способствовать укреплению сотрудничества ДОУ и семьи и других социальных партнеров в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.
Работу над проектом мы начали с проведения беседы с детьми по выявлению представлений о традициях чувашского народа и с анкетирования родителей.
Результаты показали, что у 80% детей знания об истории своего города отрывочны, они практически не знакомы с культурными традициями, обычаями своего народа. Только один ребенок смог спеть чувашскую песню, 90% детей не знают потешки, заклички, вспомнить и назвать народные праздники смогли 10% детей. Дети также не имеют представления об особенностях устройства жилища и быта наших предков, не знают как жили и чем занимались их бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Анкетирование родителей показало, что они весьма поверхностно знакомы с культурой, традициями и обычаями чувашского народа, но практически все родители стремятся к тому, чтобы вместе с детьми узнать об истории своего родного края, о традициях и т. д.
Вот и родилась идея обратиться к нашим бабушкам, дедушкам, прабабушкаим и прадедушкам. Присоединились к нам восемь дедушек и бабушек, 4 прадедушек и прабабушек.
После проведенной диагностики мы работали над созданием предметно - развивающей среды. Старшее поколение помогло нам создать атмосферу национального быта (бабушкину горницу), где детей окружали предметы, характерные для чувашского народного быта: предметы старины и предметы народных промыслов, которые хранились у бабушек и дедушек. Это позволило детям ощутить себя частью чувашского народа, формировало душевные качеств ребенка –любознательность, чувство причастности к своему народу.
Проект "Связь поколений" включал три направления:
1. «Я в Чувашии родился" (знакомство с историей Чувашии);
2. «Бабушкина горница» (знакомство с устным фольклором, подвижными и хороводными играми, праздничными обычаями чувашского народа);
3. «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним» ( знакомство с культурой чувашского народа);
4. «Мы память бережно храним» (знакомство с людьми старшего поколения и знаменитыми земляками и т.д.).
1й вектор направления - это знакомство с историей города. С этой целью очень интересным было мероприятие «Вместе весело шагать по просторам», где бабушки, проводили экскурсии с детьми по городу, рассказывали, что было раньше на данном месте, показывали фотографии. Детям было интересно узнать как строили ЧХБК, тракторный завод, как город выглядел 50 лет назад и т.д. Рассказы живьем об истории города, переплетенная с жизнью и деятельностью наших бабушек и дедушек очень ценен, т.к. дети не только узнают о городе, но и видят каким чувством и трепетом относится старшее поколение к своему прошлому, к прошлому своего города.
Дед Архип Иванович рассказал, как они строили самое красивое место в городе - Залив, каким было это место раньше и каким он стал теперь. Это было очень интересно не только детям, но и их родителям. Это - бесценный "живой урок" для всех. Все были горды за своих бабушек и дедушек.
2. Очень увлекателен для детей был второй вектор направления - это то, что близко малышам. В рамках мини-проекта "Бабушкины горницы" был проведен ряд мероприятий: «Чувашские посиделки», где дети познакомились с устным фольклором чувашского народа, т.е. песнями, танцами, обычаями наших бабушек. Вместе со старшими они разучивали потешки, пословицы, хороводные игры. Особенно понравилось детям мероприятие «Вăйă арчи», где дети знакомились с играми своих бабушек и дедушек. Так игры, как «Голова и хвост» («Пуçпа хуре»), «Иголка с ниткой» («Йĕппипе çиппи»), «Вытолкни из круга», «Штандар-стоп!» («Штантăрла»), «Слепой баран» («Суккăр такалла») и многие другие самобытны и новы для детей. Считалки, зачины к народным подвижным играм на чувашском языке делали игры еще более интереснее и увлекательнее для детей. Такие совместные мероприятия способствовали сплочению детей, родителей, бабушек, дедушек и оказали значительное влияние на формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Очень познавательно прошла встреча «Бабушкин сундучок». Прабабушка Мария Николаевна знакомила детей с чувашской национальной одеждой своей молодости для будней и праздничных дней. Дети не только увидели национальную одежду в оригинале, но и потрогали, одевали на себя. Они также узнали, что все узоры на одежде бабушка вышивала сама. Восхитило детей то, что бабушка Мария показала, как она вышивает, как получаются данные удивительной красоты узоры.
Третий вектор направления прошел в «Чувашском национальном музее», где дети побывали в разных залах и знакомились с историей своего края. Экскурсию вела бабушка Дарья Васильевна. Рассказывая об экспонатах зала, она связывала их с жизнью своих предков, приводила примеры из своей жизнью. Для детей это было незабываемое событие, от которого они получили много знаний и впечатлений. Даже родители с интересом рассматривали стенды, делились воспоминаниями детства. Данная экскурсия способствовала приобщению детей к чувашской национальной культуре, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Побывали мы вместе с родителями, бабушками и дедушками в картинной галерее, знакомились с художниками и их произведениями. С целью знакомства с театральным искусством был организован совместный выход в театр кукол, где дети посмотрели представление на чувашском языке и знакомились с деятелями культуры и видами кукол. Дети воотчию видели, как богата культура чувашского народа. Кроме того, совместно проведенное время обеспечил более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечил психологический комфорт и тех и других.
Огромное удовольствие было участвовать в национальных праздниках «Сурхури» («Коляда»), «Ҫӑварни» («Масленица»), «Акатуй», где участвовали старшее поколение, родители детей и сами дети. Старинные обычаи проведения этих праздников удивило и восхитило детей. Сколько радости было соревноваться с папами и дедами, мамами, бабушками.
Четвертый вектор направления знакомила детей с людьми старшего поколения и знаменитыми земляками и т.д. Мини-проект «Живая память» позволил знакомить детей через призму жизни прадедушки Николая Владимировича с космонавтом А. Николаевым.
Особенно полезно прошли цикл встреч со старшим поколением "Простой подвиг", "От всей души", "Неизвестный герой" и т.д.
В рамках проекта мы тесно сотрудничали с Библиотекой семейного чтения
им. М.Сеспеля. Каждый месяц сотрудники библиотеки готовили для детей интересные мероприятия. Здесь дети знакомились не только книгами, но и путешествовали по «чувашским сказкам», проводились познавательные часы, мастер-классы, видеоуроки, посвященные нашему чувашскому краю, традициям чувашского народа, этические беседы.
Проведенная на заключительном этапе реализации проекта «Связь поколений» беседа с детьми и родителями показало, что формирование у ребенка-дошкольника национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям своего народа через общение со старшим поколением дало положительные результаты.: повысился интерес детей и родителей к истории, культуре, обычаям и традициям своего чувашского народа, у детей появилось осознанно- эмоционально-положительное отношение к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю, появилось чувство уважения и гордость к свом предкам. И самое ценное, образовалась крепкая духовная связь между поколениями.
Список источников:
moygorod.online/lifestyle/lifestyle_21502.html
multiurok.ru/files/pedagogicheskii-proekt-rodnoi-krai.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа»
Интегрированный открытый педагогический процесс на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа» ...
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа».
Индивидуальный перспективный план самообразования воспитателя...
Презентация на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"
Презентация на тему:"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»...
"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края"
Дошкольный возраст-ответственный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:любовь ...
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»
laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа»...