«Ознакомление детей с культурой и традициями бурятского народа посредством интерактивных мешочков»
консультация (старшая группа)

Цыбенжапова Димчигма Цыбенжаповна

 Методический семинар

«Ознакомление детей с культурой и  традициями бурятского народа посредством интерактивных мешочков»

 

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего методического семинара «Ознакомление детей с культурой и традициями бурятского народа посредством интерактивных мешочков»

Язык, культура, традиции, искусство, традиционные промыслы – это основные компоненты целостности народа.

Для сохранения родного языка и культуры необходимо передавать знания от поколения к поколению. В этом вопросе важным условием является СЕМЬЯ. Патриотизм и уважение к традициям народа маленького Человека начинается именно с СЕМЬИ.

К сожалению, современная семья испытывает трудности в решении задачи, воспитания патриотизма и сохранения и передачи культуры и языка народа. На детский сад государство и общество возлагает особую ответственность.

Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни и получение соответствующего социокультурного опыта.

      В моей работе ПРОСТОЙ С ВИДУ НАХОДКОЙ послужили интерактивные мешочки.  Мешочек известный как «Волшебный»,- классический Монтессори-материал  для развития органов чувств ребенка. Он работал так, ребенок запускает руку в мешочек, сначала просто знакомится с новыми ощущениями, а затем его задача - распознать предметы на ощупь, назвать и достать, чтобы проверить правильность. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную   поколениями.

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! 

          Основываясь на методику Монтессори мы адаптировали одновременно под особенности современных детей (они любят взаимодействие с предметом, как в случае с гаджетом) и под наши задачи воспитания и приобщения детей к традициям народа..

Как мы используем интерактивные мешочки:

Каждую пятницу у нас по традиции «День  интерактивных мешочков», в этот день в группах появляются мешочки с разным тематическим наполнением (соответствует Федеральной образовательной программе ДО)  для свободных игр, для сюрпризных моментов и бесед, составления рассказов и т.д.

      Яркие мешочки скрывают в себе множество «секретов», а значит, побуждают к проявлению познавательного интереса.

Традиция их использования сама по себе имеет воспитательное значение, характеризуя УКЛАД нашего детского сада, особую общность ДЕТЕЙ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕДЕЙ.

Родители также включаются в «наполнение содержания» мешочков.

Интерактивность мешочков заключается:

- в возможности детям участвовать в его наполнении на будущие встречи с ним;

- проявлении инициативы как использовать его содержимое;

- возможности организовать работу в микрогруппах детей исходя из их инициативы использования содержимого (кто-то захотел поиграть в подвижную игру, кто-то в сюжетную или порисовать предмет и т.д);

- участии родителей в наполнении, играх и т.д.

Ребенок пытается нащупать содержимое, этим стимулирует воображение, развивает мелкую моторику рук, происходит мозжечковая стимуляция, работают межполушарные связи, внимание, речь, память, тактильная чувствительность и ловкость рук

 К примеру  в старшей группе появился мешочек с шерстью, мы уже упоминали, что  иногда задания могут быть готовыми, а иногда дети сами придумывают что можно делать с тем предметом, который оказался в  мешочке, в этот раз дети  учились делать картины из шерсти, это может быть и  рецепт блинов, русский платок с материалом для аппликации, дети знакомятся с традиционными узорами, в следующий раз это могут быть  атрибуты разных подвижных игр народов Забайкалья (колечко, варежка, платочек, костяшка) и т.д.

«Интерактивные мешочки»

 Наполнение и игры может быть разным:

- «Шагай»,  

- «Национальное бурятское блюдо -холисо».

- «Плетение тесьмы»,  

- «Табанхушуун мал»,  

-«Валяние шерсти».  

Задание для участников:

- по использованию или по содержанию мешочка. Коллеги, предлагаю и вам попробовать придумать занятие, творческое ЗАДАНИЕ или какое-то упражнение

 Наполнение:

 Мешочек с молоком, с разными костяшками,  чабрец,  хадак.

Итог

Применять интерактивные мешочки можно постоянно, дети не потеряют к ним интерес, придумывая все новое и новое наполнение. Главная ценность мешочка в том, что он вызывает у детей интерес, развивают фантазию и творческие навыки детей и педагогов, используя ее по краеведению, по изучению родного языка, по ознакомлению с традициями,  мы мотивируем детей для изучения своей малой родины, формируем позитивный образ родного края и уклад родного детского сада «Ульгэр». В перспективе планируем в соответствии с названием Ульгэр делать мешочки еще и тематическими, например, знакомить детей с легендами, сказками бурятског народа, значением названия улиц в нашем поселке «МОЯ РОДНАЯ УЛИЦА».

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...

«Ознакомление детей с народно – прикладным искусством народов ханты посредством ИКТ технологий»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форми...

Перспективный план ознакомления детей с культурой и традициями народов Поволжья

План составлен в целях реализации региональной инновационной площадки "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях построения воспитательной системы образовательного...

Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган

Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган...

Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган

Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ БУРЯТСКОГО НАРОДА ПОСРЕДСТВОМ ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА – ТЕСТОПЛАСТИКИ. БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЛЮДО - БУУЗЫ».

РАЙОННЫЙ КОНКУРС «ЛУЧШИЙ МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА ДОУ». РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...