Самоанализ педагога-психолога
консультация по теме

Парахина Елена Владимировна

Материалы по самоанализу по реализуемым функциям педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценочные карты самоанализа и самооценки педагога-психолога

1.Оценочная карта  самоанализа и самооценки профессиональной компетентности педагога-психолога по реализуемым психолого-педагогическим функциям

Педагогическая функция

Показатели профессиональной компетентности  педагога

Критерии

Шкала

баллов

Оценка в баллах

Подтверждение

результатами  методической работы и достижениями учащихся:

1.

Формирующая

1.1.Использование современных психолого-педагогических концепций воспитания и развития как основы в практической деятельности.

- ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях  обучения;

- использует их как основу  в своей практической деятельности (перечисляются);

0-1

     0-2

1

      2

В своей деятельности использую

 личностно-ориентированное

взаимодействие и партнёрское общение в условиях сотрудничества всех участников

образовательного процесса;

обеспечиваю гармоничное развитие

личности ребёнка с опорой  на зону

ближайшего развития.

Семинар для педагогов –психологов

ОУ г. Ульяновска по теме:

 «Использование активных методов в

работе педагога – психолога по

 профилактике эмоционального выгорания»

Педагогический Совет в МБДОУ

«Взаимосвязь психического и  

физического здоровья »,Участие в конкурсе методических материалов « современное родительское собрание»по теме:

 «Формирование навыков физического, психического и социального благополучия»

1.2. Наличие разнообразных компетентностей по социализации учащихся и воспитанников в обществе.

- ориентируется в перечне ключевых компетентностей, способствующих социализации учащихся и воспитанников в обществе;

- владеет способами формирования социальной компетентности  у учащихся  и воспитанников (перечисляются).

0-1

0-2

1

2

Владею способами формирования

социальной компетентности у воспитанников (положительный образ «Я», способность воспринимать другого

человека, умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях, умение решать проблемы повседневной жизни на основе приобретённых навыков). В работе использую: игры -упражнения, решение проблемно – практических ситуаций, этюды, умение задавать вопросы , творческие игры и т.д.

1.3. Способы стимулирования самостоятельной творческой деятельности участников образовательного процесса.

- используемые способы активизация  творческой деятельности участников образовательного процесса (анализируются);

- эффективность используемых способов (определяется по достижениям

участников образовательного процесса в творческой деятельности). 

0-2

0-2

2

2

Считаю, что  наиболее эффективные способы активизации самостоятельной творческой деятельности: творческие задания, детское экспериментирование, коллекционирование, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций и др.

Выпуск газеты «Колосок» в качестве креативного  директора»

2 ребёнка МБДОУ

Лауреаты фестиваля детского

творчества «Симбирёнок» 2011 г.

1.4. Владение современными психологическими  способами и методами формирования умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся и воспитанников.

- приемы и методы  формирования умений и навыков учебно-познавательной деятельности;

Материалы, используемые в учебном процессе для овладения учащимися и воспитанниками:

- способами познавательной деятельности (какими);

- способами информационно-коммуникативной деятельности (какими);

- способами рефлексивной деятельности (какими).

0-1

0-2

0-2

0-2

1

2

2

2

Развиваю предпосылки учебной деятельности  у дошкольников: умение принимать инструкции, действовать по инструкции, умение планировать более 2 шагов вперёд, элементарный самоконтроль, самооценка на основе сравнения с эталоном.

Использую: игры с правилами, рисование по образцу, моделирование, графические диктанты под диктовку и по схеме, и т.д.

Способы познавательной деятельности: игры – эксперименты, решение компьютерных заданий,

презентация детских работ. Участие воспитанницы в областном Интеллектуальном марафоне» Умники  и умницы» 2011 год

Способы информационно-коммуникативной деятельности: дети в роли экскурсоводов, сочинение рассказов

Способами рефлексивной деятельности: беседы- диалоги «Я…, потому что …»,упражнение «Продолжи фразу», « Закончи рассказ», мини – дискуссии

Максимально возможное количество баллов

17

17

2.

Диагностическая функция

2.1. Использование готовых диагностических программ всестороннего изучения личности всех участников образовательного процесса.

- владеет разнообразными диагностическими методами всестороннего изучения личности всех участников образовательного процесса;

0-2

2

Успешно использую единые диагностические программы ППМС центра «Росток»: «Готовность детей к обучению в школе» ; «Изучение  адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада»; «Изучение эмоционального благополучия дошкольника в ДОУ»,

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко.

2.2.Успешное адаптирование готовых диагностических программ к конкретным целям и условиям  образовательного учреждения.

- самостоятельно адаптирует готовые диагностические методики, в соответствии со спецификой ОУ, возрастными особенностями учащихся и воспитанников (указать перечень адаптированных методик);

0-2

2

В соответствии со спецификой возраста тест «Шкала тревожности» (мод. А.М.Прихожан), методики  Дорофеевой Э.Т.Любиной Г., Микулик Л. Применяются с целью определения психологического климата в коллективе, эмоционального благополучия ребёнка.

Адаптирую единую программу ППМС

центра «Росток»:  «Адаптация детей в ДОУ» в соответствии с задачами мониторинга детского сада, адаптирую «Развитие творческих способностей» П. Торренса, «Шифровка» Векслера, «Рисунок несуществующего животного» диагностика развития памяти: «Пиктограмма», «10 слов» А.Р.Лурия, «Методика опосредованного запоминания»А.Н.Леонтьева и др

развитие мышления: «Разрезные картинки» , «Лабиринт» , цветовой тест Люшера и др.

2.3. Разработка и успешное внедрение в практику авторских диагностических

программ

- разрабатывает авторские диагностические программы и внедряет в практику ОУ (указать перечень авторских методик)

0-5

3

Работа в творческой группе педагогов-психологов  «Психологическое сопровождение одарённых детей (2010-2011г.) по созданию пакета диагностических методик по выявлению воспитанников с признаками интеллектуальной одарённости;

- Разработка анкет, опросников  для родителей ДОУ, характеристик на ПМПк ,бланк психолого-педагогического заключения). 

Максимально возможное количество баллов

9

7

3.

Прогностическая функция

3.1. Владение знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива.

-  Уровень владения знаниями в области закономерностей формирования личности и коллектива;

0-1

         1

Выступление на педсовете

Формирование здоровье сберегающей образовательной среды»

Семинар-практикум (с элем. тренинга)

«Взаимодействуем с гиперактивными детьми»

В ДОУ участие в психолого-педагогическом мониторинге по программе «Детство» (во всех группах).

Анализ исследования позволяет выявить положительные и отрицательные аспекты в деятельности педагогов и наметить перспективы дальнейшей работы.

3.2. Владение способами и приемами прогнозирования успешности деятельности всех участников образовательного процесса.

- Уровень сформированности умения  прогнозировать успешность деятельности всех участников образовательного процесса.

0-3

3

3.3.Умение организовать систему психологического сопровождения, обеспечивающую успешность деятельности всех участников образовательного процесса.

- эффективность  использования диагностических данных в определении перспектив развития каждого ученика

0-3

3

Цель психологического сопровождения – создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребёнка.

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа сопровождения детей, имеющих трудности в обучении и

развитии.

Использую диагностические данные не только в коррекционно-развивающей работе, но и для создания оптимальных условий развития для каждого ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей.

Максимально возможное количество баллов

7

7

4.

Конструктивная функция

4.1. Умение комплексно планировать свою деятельность на основе знаний теории управления, психологического и методологического сопровождения учебно- воспитательного процесса.

-эффективность планирования деятельности;

     

0-3

3

Годовое планирование ведётся по направлениям: психологическое обеспечение нового качества образования, обеспечение психологического здоровья детей, психологическое обеспечение доступности образования посредством индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР, с трудностями в обучении и воспитании, одарённых детей, развитие  социальной компетентности педагогов и родителей.

В работе использую коррекционно-развивающие программы:

Авторская коррекционно-развивающая программа « Формирование когнитивных способностей у детей 6-7 лет»,

« Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А.С.

Коррекционно – развивающие занятия с гиперактивными детьми;

Коррекционно – развивающие занятия с замкнутыми детьми,занятия по программе С.В.Коноваленко «Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет»

Ведётся тематическое планирование работы по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка, успешной социализации.

 Методические приемы:

  интеллектуально-развивающие игры и         упражнения;

 дыхательно- координационные упражнения;

  симметричные рисунки;

  графические диктанты;

  пальчиковая гимнастика;

  упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления

Тематическое планирование работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы

Цель: обеспечить формирование психологического здоровья дошкольников.

Методические приемы:

  ролевые игры,

  психогимнастические игры,

  коммуникативные игры,

  игры и задания, направленные на развитие произвольности,

  игры, направленные на развитие воображения,

  эмоционально символические методы,

  релаксационные методы.

Формы организации деятельности - групповые, индивидуальные занятия

Организация и планирование работы родительского клуба .

Темы выступлений:

«Адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ»

«Особенности развития детской памяти»

«Познавательное развитие дошкольника»

«Сохранение психического и физического здоровья»

«Играем пальчиками-развиваем речь»

Формы организации работы родительского клуба:  круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания, видео просмотры по организации жизни детей в ДОУ, консультации, беседы.

Ожидаемый результат: Повышение психолого- педагогических знаний  родителей  .

Популяризация деятельности ДОУ среди населения микрорайона.

Распространение положительного опыта семейного воспитания.

Снижение детской заболеваемости, укрепление психического и физического здоровья детей.

Проводится мониторинг

«Готовность детей к обучению в школе» ;  «Изучение эмоционального благополучия дошкольника в ДОУ»;

 «Психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста»

Уровень разработанности:

4.2.  Рабочих коррекционно-развивающих, диагностических и др. программ;

-уровень соответствия документов реализуемой в ОУ образовательной программы;

0-3

3

4.3. Тематического планирования;

-уровень целостности педагогической системы, представленной в тематическом планировании (цели, содержание, методы работы, формы организации деятельности участников образовательного процесса);

0-4

4

4.4. Планирования мероприятий (тренингов, кл. часов, деловых игр, круглых столов, родительских собраний и т. д.)

- уровень целостности  педагогической системы, представленной в поурочных планах;

- наличие   краткого описания деятельности учащихся на каждом этапе учебного занятия;

- наличие ожидаемых результатов учебно-познавательной  деятельности различных по обучаемости групп учащихся;

0-4

0-2

0-2

3

2

2

4.5. Системы мониторинга  психологического сопровождения учебно-познавательнойдеятельости учащихся и воспитанников.

- система мониторинга обеспечивает выявление современными способами:

 - уровня сформированности системы знаний учащихся, воспитанников;

- уровень овладения общими учебными умениями и способами учебно-познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной  деятельности учащихся, воспитанников.

0-2

0-2

0-3

2

     

Максимальное количество баллов

21

19

5.

Организаторская функция

5.1. Уровень владения знаниями в области теории и психологии организаторской деятельности.

-знание теории и психологии  организаторской деятельности;

0-1

1

Семинар для педагогов « Конфликты и способы их решения» , « Стресс и стрессоустойчивость», Круглый стол  для родителей «Познавательное развитие старших дошкольников» (закрепить представление о компонентах готовности детей к школе, сплочённость коллектива детей и взрослых)

Участие в подготовке и проведении музыкальных праздников и досугов, спортивных мероприятиях МДОУ.

Подготовка детей  для участия в городских конкурсах (спартакиада «Малышок»; фестиваль детского творчества «Симбирёнок»; и др)

Организация и планирование работы  родительского клуба.

5.2. Уровень сформированности умений в организации взаимодействия психолога со всеми участниками образовательного процесса (родителями, учащимися, педагогами).

-владение психолога умениями организовать продуктивную   деятельность со всеми участниками образовательного процесса (родителями, учащимися, педагогами).

0-3

3

5.3. Способность организовывать внеклассную, внешкольную работу с учетом результатов диагностики.

- уровень умений психолога учитывать результаты диагностики при   организации внеклассной, внешкольной  работы

0-3

3

Максимально возможное количество баллов

7

7

6.

Коммуникативная функция

6.1. Умения организовывать психологические мероприятия на основе сотрудничества.

-  применение педагогики сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;

0-1

1

Тренинговое  занятие «Умение общаться», семинар по проблеме «Система работы по развитию эмоционально-волевой  сферы старшего дошкольника»

Выступление на педагогических Советах в МДОУ

Имеются материалы по изучению

6.2. Уровень владения психолого-педагогическим тактом;

-  проявление психолого-педагогического такта;

0-1

1

эмоционального благополучия детей в семье и детском саду.

По результатам исследования психологического здоровья детей,  в программу  занятий, по развитию эмоциональной сферы, включён адаптированный вариант  - психологический тренинг для дошкольников О. Н. Саранской «Давайте дружить!», направленный на сплочение детского коллектива.

6.3. Умения создавать благоприятный морально-психологический климат в детском коллективе.

- уровень  морально-психологического климата в

детских коллективах.

0-3

3

Максимально возможное количество баллов

5

5

7.

Аналитическая функция

7.1. Умения осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности (указываются используемые методики самоанализа и самооценки).

- уровень объективности самоанализа и самооценки своей деятельности (указываются используемые  методики самоанализа и самооценки);

0-2

2

При проведении образовательных мероприятий проводится рефлексия для получения обратной связи.

Для самооценки своей деятельности использую методики: «Потребности и мотивация педагогической деятельности»

Н. А. Аминов; «Экологичность убеждений» А. Эллис, «Диагностика стрессоустойчивости» «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя детского сада с детьми»

 В. Г. Маралова

7.2. Умение грамотно составлять аналитические справки по результатам своей деятельности.

- соответствие аналитических справок  по результатам  деятельности, предъявляемым требованиям к оформлению нормативно-правовой документации.

0-2

2

Результаты обследования оформляются в виде аналитических справок, заключений, представлений на ПМПК, в соответствии с требованиями к ведению документации.

Максимально возможное количество баллов

4

4

8.

Исследовательская функция

8.1. Умение организовать исследование по запросам субъектов образовательного учреждения.

-разработка и успешное внедрение диагностических программ исследования

 в соответствии со спецификой ОУ, возрастными особенностями учащихся и воспитанников, по запросам субъектов образовательного учреждения.

0-3

3

По запросам родителей и администрации МДОУ проводилось исследование: особенности детско-родительских отношений; причины возникновения страхов; психологическое здоровье детей старшего дошкольного возраста; соответствие уровня психического развития возрастной норме, уровень тревожности дошкольников и особенности их взаимодействия со сверстниками

Характерологические особенности педагога( способ ранжированя)

8.2. Применение новых технологий, методов, средств, организационных форм обучения и воспитания (в том числе авторских).

-оригинальные способы, приемы, технологии  обучения и воспитания (их анализ);

- эффективность их применения;

- эффективность используемых технологий;

0-5

0-3

0-3

5

3

3

Использование  компьютерных игр на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников.( проект)

Консультации  с использованием интернет технологий( скайп, социальные сети, электронная почта)

На занятиях по социализации применяю технологию сказкотерапии (авт.Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева);

Проводится сравнительный анализ входящей и итоговой диагностики, к общении привлекаются родители не имеющие возможности сотрудничать в детском саду.

Практический семинар  для воспитателей

Тема: «Интеграционные приёмы в работе педагога-психолога»

Публикация педагогического проекта в социальной сети работников образования

Наблюдаются положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников, к концу года (по итогам диагностики мотивационной и коммуникативной готовности) (см.приложение)

8.3. Участие в исследовательской,  опытно-экспериментальной работе и эффективность использования наработанных материалов в психологической деятельности.

- результаты участия в опытно-экспериментальной работе;

- эффективность применяемых разработанных  в ходе опытно-экспериментальной работы методических и дидактических материалов.

0-3

0-3

3

3

Разработка и защита проекта «Применение компьютерных игр на занятиях по познавательному развитию»

Публикация педагогического проекта в социальной сети работников образования

Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей в МДОУ  и семье.

Максимально возможное количество баллов

20

20

Итого

90

86

Для аттестуемого:                       Дата_________________         _________________Подпись                  

Данные представленные в оценочной карте №1самоанализа и самооценки удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева

2.Оценочная   карта    результатов  методической деятельности педагога-психолога

Направления методической деятельности

Перечень  разработанных методических материалов, год создания                    

Краткая аннотация ( с указанием новизны и практической значимости)

Критерии

оценивания

Шкала баллов

Оценка в баллах

1.

Оснащение кабинета наглядными средствами и методическими материалами

Памятки для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду», «сказка вместо таблетки», «Мама, я боюсь!»и др. в каждой группе ДОУ

Оформлено и оснащено предметно-развивающее пространство в группах «Уголок уединения и отдыха», пособия «кричалки, домик страхов и др.»

1 место в городском смотре-конкурсе кабинетов педагогов-психологов, 2009г.

Участие в смотре-конкурсе кабинетов педагогов-психологов, наличие призового места.

0-10

10

2.

2.1.

Разработка программно-методического обеспечения:

Коррекционно-развивающие программы;

Разработка индивидуальных программ по развитию и коррекции познавательной и эмоциональной сферы у детей

Разработана авторская программа по формированию когнитивного развития детей 6-7 лет.

Коррекционно – развивающий уровень

Рецензия :зав. Кафедрой  педагогики и психологии, зав. НИЛ акмеологии образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, доктор педагогических наук, профессор Лукьянова М.И.

Соответствие программно-методического обеспечения

 учебным возможностям  и способностям учащихся

0-5

5

2.2.

Диагностические программы;

Диагностика творческих способностей детей (в рамках работы в творческой группе педагогов – психологов)

Базовый уровень

0-5

5

2.3.

Программы спецкурсов,

факультативов;

Родительский  Клуб

Темы выступлений:

«Адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ»

«Особенности развития детской памяти»

«Познавательное развитие дошкольника»

«О кризисе 3-х лет»

«Играем пальчиками-развиваем речь»

0-5

5

2.4

Разработки тренингов, классных часов, деловых игр, родительских собраний и др.

Разработанная программа тренингов для педагогов ( в копилке ППМС центра «Росток»)

Цикл занятий для педагогов «Познание себя» ,  деловая игра «Конфликты и способы их разрешения», мастер класс « Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие мышечного напряжения», семинар- практикум для педагогов «Использование метода проектов  в работе с детьми»,

Тренинги для педагогов:

программа релаксационного тренинга , тренинг личностного роста, тренинги общения

Родительские собрания:

«Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное благополучие ребёнка», «Стили семейного воспитания», «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

«Что такое готовность к школе?», «Особенности памяти дошкольника» , «Сохранение психического и физического здоровья», «Возрастные кризисы»,  «Поощрение и наказание – как метод воспитания», и др.

Составление игротеки по познавательным процессам , по возрастным категориям, по имеющимся проблемам эмоциональной сферы.

Для педагогов-психологов

Для воспитателей  и родителей МБДОУ

Развитие психологической компетентности  родителей, знакомство с новыми формами и методами в работе

Структурированная система подборки игр  по различным критериям позволяет использовать их не только психологу ,но и воспитателям при организации совместной деятельности с детьми разных возрастов.

0-20

20

2.5

Разработка памяток, рекомендаций для всех участников образовательного процесса.

Наличие сменного стендового материала, памяток для работы с родителями и педагогами  по проблемам воспитания:

« Возрастные особенности детей», «Адаптация детей в ДОУ», «Игры и упражнения с тревожными детьми», «Игры и упражнения с гиперактивными детьми», «Заповеди для родителей»,  «Шпаргалки для родителей», «Скоро в школу», «Как с ребёнком проводить досуг?», «Создание психологического климата в группах детского сада», ««Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие мышечного напряжения», «Игры и упражнения с тревожными детьми», «Развитие познавательной сферы дошкольников»

В памятках для родителей содержится информация, следуя которой родители смогут  сохранить и укрепить  психологическое здоровье своих детей, избежать конфликтов и наладить отношения с детьми.

В памятках для педагогов содержатся рекомендации по работе с детьми, имеющими проблемы в психическом развитии, рекомендации игры, направленные на развитие психических процессов, коррекцию поведения.

0-3

3

3.

Количество методических мероприятий, проведенных психологом  в межаттестационный период:

Указывается

 уровень (городской, областной, региональный, всероссийский, международный).

3.1

Научно-практические конференции, МО.

МО педагогов-психологов  2009

По теме: Тренинг личностного роста, как форма работы психолога с педагогическим коллективом»

Участие  в « Открытом общероссийском конкурс ЭССЕ, с международным участием "Новаторство"2013

Городской

Общероссийский

0-7

5

3.2

Семинары, деловые игры, тренинги, недели психологии.

2008г. Семинар для заместителей заведующих по учебно-воспитательной работе (августовские чтения)

Тема:«Эмоционально-познавательное развитие в процессе естественнонаучного образования».

2008 г.  Семинар для педагогов  –психологов ОУ г. Ульяновска.

Тема:«Использование активных

методов в работе педагога –

 психолога по профилактике эмоционального выгорания»

Городской

Городской

0-5

5

3.3

Родительские собрания,  всеобучи и др.

Родительские собрания«Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное благополучие ребёнка», «Стили семейного воспитания», «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»

«Что такое готовность к школе?», «Особенности памяти дошкольника» , «Сохранение психического и физического здоровья», «Возрастные кризисы»,  «Поощрение и наказание – как метод воспитания»

Родительский Клуб :

Темы выступлений:

«Сохранение психического и физического здоровья »,

«Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ»

«Игры и упражнения для снятия психоэмоционального напряжения»

«О речи и речевом общении детей раннего возраста»

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

«О кризисе 3-х лет»

«Познавательное развитие дошкольника»

МБДОУ

0-3

3

3.4

Систематическое обобщение опыта работы (публикации,  выступления на конференциях регионального,  мастер-классы

и т. д.)

Защита педагогический проекта «  использование компьютерных игр на занятиях по познавательному развитию»

Участие в конкурсе методических материалов:номинация «Воспитание дошкольника»

Публикация педагогического проекта «Использование компьютерных игр на занятиях по познавательному развитию»

Создание персонального сайта

Рецензия :зав. Кафедрой  педагогики и психологии, зав. НИЛ акмеологии образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, доктор педагогических наук, профессор Лукьянова М.И

Городской

Методическая разработка современного родительского собрания

Социальная сеть работников образования Российской федерации

Социальная сеть работников образования Российской Федерации

0-5

5

4.

Пакеты диагностических  программ  для всестороннего изучения личности всех участников образовательного процесса.

Название программ,  цели, краткое содержание.

4.1

Использование готовых диагностических программ.

Единые диагностические программы ППМС центра «Росток»

«Готовность детей к обучению в школе»

 

«Изучение  адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада»

Изучение уровня психологического развития дошкольнимков» Стребелева Е. Н. «Психолого – педагогическая диагностика детей дошкольного возраста»

«Изучение эмоционального благополучия дошкольника в ДОУ»

Цель: Определить индивидуальные особенности готовности к обучению будущих первоклассников как основу построения дифференцированного обучения в начальной школе.

Цель: прогнозирование протекания адаптационного периода в ДОУ, помочь родителям и детям преодолеть дезадаптацию

Цель: изучение личности ребёнка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, оказания помощи через систему коррекционных занятий

Цель: определить индивидуальные особенности эмоционального благополучия дошкольника как основу построения его психоэмоционального и личностного развития

0-3

3

4.2

Разаботка авторских диагностических программ.

0-5

4.3

Наличие материалов по углубленной диагностике, дифференциальной диагностике, экспресс-диагностике.

«Экспресс – диагностика интеллектуального развития» под редакцией Л. Венгер

«Экспресс – диагностика в детском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко

Дифференцированные диагностики:

«Методики оценки образно – логического мышления» О.  Усанова;

«Методики диагностики памяти»

А. Лурия; «Графический диктант» Д.Эльконин; «Методики познавательных процессов» и др.

Углублённая диагностика

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста» Н. Я. Семаго, М. М. Семаго;

 «Потребности и мотивация педагогической деятельности» Н. А. Аминов; «Оценка степени важности педагогических качеств» Р. С. Немов;

; «Диагностика стрессоустойчивости» и т.д.

Работа с семьёй:

«Методика интервью с ребёнком» А. И. Захаров; «Шкала привязанности ребёнка к членам семьи» А. Баркан;

«Шкала степени отверженности ребёнка в семье», «Секрет» Т. А. Репина, «Взаимодействие родитель – ребёнок» И. И. Марковская, «Родительское сочинение»

В. В. Столин и т.д.

Развитие познавательной сферы дошкольника

Цель: выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Цель: выявить уровень интеллектуального развития, детей старшего дошкольного возраста, определение индивидуального маршрута развития..

0-4

4

5.

Результаты психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса ОУ.

Указываются  по видам деятельности психолога (диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, просвещение, консультирование) количество мероприятий, контингент и количество участников.

  (См. Приложение)

0-10

10

Максимальное количество баллов

90

Всего:

83

 

Для аттестуемого:                       Дата_________________         _________________Подпись                  

Данные представленные в оценочной карте № 2самоанализа и самооценки удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева

3.Оценочная карта результатов формирования и развития личности учащихся  за последние 5 лет

Критерии оценивания

Показатели оценки

Используемые  данные

Шкала

баллов

Оценка в баллах

1.

Мониторинг сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

1.1. Уровень сформированности учебной мотивации.

1.2. Уровень эмоционального благополучия.

1.3. Уровень социальной адаптированности детей.

Использую единые диагностические  программы ППМС центра «Росток»:

«Готовность детей к обучению в школе»;

«Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников к условиям детского сада»; «Изучение уровня психологического здоровья дошкольников»; «Изучение эмоционального благополучия дошкольника в ДОУ»

36

36

2.

Изучение самооценки психических состояний.

2.1. Уровень тревожности.

2.2. Уровень фрустрации.

2.3. Уровень агрессивности.

2.4. Уровень ригидности.

Ди   Шкала тревожности

 В. Амен, М. Дорки, Р.Тэммл. рис) Проективные тесты: «графическая методика Кактус" (М.А. Панфилова)

 «Ририсунок семьи», «Я в детском

садусаду», «Рисунок человека»

(К.А.Маховер),

         «Рисунок несуществующего

         животного».

         Методика «Лесенка» В.Г.Щур,

         «Паровозик» Т.В.Дембо,

48

44

3.

Изучение уровня профессиональной идентичности учащихся.

3.1. Статусы профессиональной идентичности.

12

4.

Изучение уровня интеллектуального развития и сформированности компонентов учебной деятельности.

4.1. Уровень интеллектуального развития-для ОУ, для ДОУ-готовность детей к обучению в школе.

4.2. Уровень сформированности компонентов учебной деятельности-для ОУ, ( для ДОУ-предпосылок учебной деятельности.

 Использую единые диагностические  программы ППМС центра «Росток»:

 «Готовность детей к

обучению в школе»

24

24

Максимальное количество баллов:  120

Всего баллов:

104

Для аттестуемого:                       Дата_________________         _________________Подпись                  

Данные представленные в оценочной карте №3 самоанализа и самооценки удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева

4. Оценочная  карта участия педагога – психолога  в инновационной деятельности

Форма участия,

год

Разработанные  материалы за последние 5 лет

Краткая аннотация

Максимально возможное количество баллов

Набранное количество баллов

1.

Уровень образовательного учреждения

Коррекционно-развивающая программа «Формирование когнитивного развития у детей 6-7 лет», 2009 г., ( рецензия ИПК ПРО)

Разработана и реализуется программа занятий  психолога в «Родительском клубе»2011г.

Выпуск газеты ДОУ «Колосок» с публикациями педагога-психолога

 Разработаны занятия и рекомендации для психологов  по развитию  когнитивных процессов у детей.

Занятия направленные на повышение психологической компетентности родителей.

Просвещение и консультирование родителей в новом аспекте.

5

             5

2.

Муниципальный уровень

Релаксационный тренинг для

педагогов «Профилактика

синдрома эмоционального

выгорания» 2009 г.

(городской семинар на базе МБДОУ

№151

Методическая  разработка

«Современное родительское собрание» 2013 г.

(сертификат)

Раскрыта система работы с педагогами ДОУ .Программа занятий тренингов нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряжённости и повышение эмоциональной устойчивости ( методические материалы в ППМС Центре «Росток)»

Цель: внедрение новых методов в работе с родителями.

10

10

3.

Региональный уровень

Инновационный проект

«использование компьютерных игр на занятиях по познавательному  развитию»2013

( свидетельство о публикации)

Написание ЭССЕ по теме: «Новаторство»  2013г.

(Общероссийский интернет-конкурс, сертификат)

Создание персонального сайта в социальной сети работников образования

( сертификат)

 

Рецензия :зав. Кафедрой  педагогики и психологии, зав. НИЛ акмеологии образования ОГБОУ ДПО Ульяновский ИПК ПРО, доктор педагогических наук, профессор Лукьянова М.И

Знакомство с опытом работы об использовании новаторских идей в педагогической практике. 

Сертификат участника конкурса

Цель: расширение возможностей обмена информацией, знакомства с формами и методами работы

20

17

Максимальное количество баллов – 35

Всего баллов:

32

Для аттестуемого:                       Дата_________________         _________________Подпись                  

Данные представленные в оценочной карте №4  самоанализа и самооценки удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева

5. Оценочная  карта участия педагога- психолога  в конкурсах и грантах за последние 5 лет

Уровень конкурса, гранта

Тема, проблема, с которой участвовал в конкурсе или гранте

Результаты участия

(награды, рейтинг)

Подтверждающие материалы

(копии)

Шкала

баллов

Коли

чество

баллов

1.

Уровень ОУ

Конкурс профессионального мастерства «Талантливые педагоги ДОУ»

1-е место

Грамота ДОУ

5

     5

2.

Муниципальный уровень

Смотр - конкурс кабинетов педагогов – психологов

Конкур методических разработок

1 - место

Грамота ППМС центра «Росток»

сертификат

10

10

3.

Региональный уровень

Выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов

Открытый общероссийский конкурс ЭССЕ, с международным участием"Новаторство"

Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества

 Диплом III степени

Диплом

Сертификат участника

Благодарственное письмо

20

18

Максимально возможное количество баллов-

35

33

Для аттестуемого:                       Дата_________________         _________________Подпись                  

Данные представленные в оценочной карте №5 самоанализа и самооценки удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева

Приложение

Результаты  психолого – педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса ДОУ.

Таблица№1

                                                                                        Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Участники

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Количество мероприятий

педагоги

4

5

8

9

9

родители

10

10

11

16

19

Выводы:

        Просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер, Основным средством профилактики отношений  в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого – педагогической культуры. Просвещение педагогов повышает их компетенцию по вопросам психологии развития ребёнка дошкольного возраста.

Таблица№2

                                                                                                                                   Психологическое консультирование

Участники

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Количество мероприятий

педагоги

11

10

13

15

21

родители

26

22

44

47

53

        Цель консультативной работы – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании ими природы их затруднений в форме консультаций, индивидуальных и групповых. Проблемы, обсуждаемые на консультации: детско-родительские взаимоотношения., адаптации ребёнка в детском саду, готовность к школе, личностные проблемы взрослых, детские страхи и др.

                Таблица№3

                                                                                                                   Мониторинг. Готовность детей к обучению в школе.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2008-09 уч.г.

38%

46%

41%

47%

21%

7%

2009-10 уч.г.

38%

50%

38%

43%

24%

7%

2010-11 уч.г.

48%

55%

42%

40%

10%

5%

Вывод:

В результате планомерной систематической работы к концу  каждого года у детей повышался уровень психологической готовности к школе, формировалась учебная мотивация, появлялся познавательный  интерес. Дошкольники научились принимать и ставить учебную задачу,  планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.).

Адаптация младших дошкольников к условиям ДОУ

 Таблица № 4

                                                                      Уровень условной адаптивности в % (результаты анкетирования родителей)

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Высокий

8

6

34

8

12

Средний

42

44

33

25

35

Низкий

50

50

33

67

53

Таблица №5

                              Уровень прохождения адаптации (1 и 2 часть) результаты наблюдений воспитателей за детьми.

Уровень адаптации

Лёгкая адаптация

Средняя адаптация

Трудная адаптация

1 часть

2 часть

1 часть

2 часть

1 часть

2 часть

2008

28

71

60

29

12

2009

31

75

57

25

12

2010

33

67

50

25

17

8

2011

33

50

42

33

25

17

2012

18

53

70

47

12

                                                                                                                                                                                       Таблица №6

                                                                                                                Сравнительный анализ прохождения адаптации

Уровень адаптации

2008

2009

2010

2011

2012

Лёгкая

71%

75%

67%

50%

53%

Средняя

29%

25%

25%

33%

47%

Трудная

8%

17%

Выводы:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста проходит на хорошем уровне.

Сравнительный анализ прохождения 1и2 части периода адаптации показывает, что успешному прохождению адаптационного периода способствовало: ведение просветительской работы с родителями, готовность детей к поступлению в детский сад, личностно – ориентированный подход в вопросах воспитания, создание условий для эмоционального благополучия детей в группе:

  • Трудности в прохождении адаптационного периода:
  • Ослабленное здоровье детей, длительная болезнь во время адаптации;
  • Неподготовленность отдельных детей к детскому саду (несформированность культурно – гигиенических навыков самообслуживания, низкий уровень навыков общения, привязанность к маме и т.д.);

Анализ прохождения ребёнком адаптации позволяет выявить причины дезадаптации и скорректировать дальнейшую работу педагогического  коллектива по сохранении и укреплению психологического здоровья.

Диагностические исследования. Работа  с педагогами.                       Таблица№7

                                       (Результаты диагностических исследований педагогического коллектива в%)

показатели

год

низкий

средний

высокий

Психологический климат (Рогов Е.)

2010

7%

49%

44%

2011

3%

41%

56%

2012

3%

37%

60%

Творческий потенциал

2010

8%

53%

39%

2011

-

49%

51%

2012

-

43%

57%

Профессиональный рост и компетентность в вопросах воспитания и развития детей

2010

самоанализ

2%

родители

         -

самоанализ

34%

родители

30%

самоанализ

64%

родители

70%

2011

-

        -

       35%

41%

65%

59%

2012

           -

        -

30%

37%

70%

63%

Таблица№8

Изучение развития  синдрома «эмоционального выгорания»

у педагогов ( методика В.В. Бойко)

Год исследования

Синдром в стадии напряжения

Синдром в стадии сопротивления

Синдром в стадии истощения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010

31%

39%

30%

25%

37%

38%

24%

31%

45%

2011

60%

38%

2%

10%

63%

27%

4%

53%

43%

2012

31%

38%

31%

24%

38%

38%

24%

31%

45%

2013

33%

35%

32%

20%

47%

33%

18%

42%

40%

Вывод: Методика позволяет увидеть, ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число и простроить дальнейшую работу по профилактике.

Таблица №9

Коррекционно – развивающая деятельность с детьми

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Подгрупповые занятия по развитию и коррекции познавательной сферы

25+23

23

21

24

46+46

Подгрупповые занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы

26+23

23

22

24+22

46+46

Групповые занятия по адаптации

10

10

10

10

10

Индивидуальные занятия

17

24

109

165

136

Выводы: Основной целью коррекционно- развивающей работы с детьми является содействие полноценному психическому и личностному развитию.  Создавая программу, я опираюсь не только на выявленные в ходе диагностического исследования области низкого уровня развития, но и ориентируюсь на возможные достижения в процессе развития. Приоритетная форма построения занятий в игровой форме. Сферы коррекции различны: повышение познавательной активности, эмоции, развитие коммуникативных навыков, развитие произвольности психических процессов, помощь в адаптации к детскому саду.

                                                                                                                                                                                   Таблица№10 Коррекционно – развивающая деятельность с педагогами

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Тренинговые занятия

3

3

6

7

9

Вывод: Занятия направлены на раскрытие  личностного потенциала педагогов, на освоение коммуникативными умениями на раскрытие способностей. В ходе тренинговых занятий педагоги научились опираться на свои сильные стороны, работать

со стрессом, применять на практике релаксационные техники и др.

Данные представленные в таблицах психолого-педагогического сопровождения  удостоверяю:

Заведующая МБДОУ Центр развития ребёнка-

детский сад №215 «Колосок»      ______________________________О.Н. Полетаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагога-психолога ДОУ

Самоанализ результатов профессиональной деятельности педагога-психолога детского сада для аттестации на высшую квалификационную категорию...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

Самоанализ открытого занятия педагога – психолога «В гости в Лесную школу»

Подготовила и провела педагог-психолог Сельдемирова Жанна Александровна.Направление занятия - коррекционно-развивающее;Группа, с которой проводилось занятие – подготовительная;Тема – &laqu...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Что интересного можно узнать из самоанализа деятельности детского психолога?Итак, задачи психологов в ДОУ – способствовать формированию хорошего психологического климата в садике, создать атмосф...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...