Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.
статья по коррекционной педагогике
Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_4.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты работы воспитатетлей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.
«Воспитание – великое дело;
им решается участь человека».
В. Белинский
Президент РФ В.В. путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России», а 1 декабря 2016 года в своем ежегодном послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. путин сказал о нравственности, образовании и воспитании. Владимир Владимирович, говоря о базовых задачах образования, отметил академика Лихачева Д.С., цитируя: «Давать знания и воспитывать нравственного человека. Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую». Таким образом, обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т. к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных основ, поэтому нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру. Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.
Таким образом, проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Это еще и одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. По словам В.А. Сухомлинского «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического целеполагания подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи, а духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
В этой связи, хочется вспомнить краткие и емкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает все, люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Так, Ермолаева С.А. считает, что: «В каждый исторический период педагогика ориентируется на систему ценностей, которые актуальны для существующего в данный период общества. Отражая, с одной стороны, - ценности, общественные идеалы, интересы и потребности, определяющие уровень культурного развития общества, с другой стороны, - педагогика как наука формирует и обосновывает систему своих - педагогических ценностей, определяет свои ценностные приоритеты развития образования» . (5)
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребенка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость в последующем взрослой личности. Средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности накладывают свой отпечаток. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.
Можно считать, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребенок живет, в которой проходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы, дух, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - и именно это оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Таким образом, формирование моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Необходимо с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов моральных качеств. В дошкольном возрасте ребенок под руководством взрослых приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка. Исследования отечественных ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В первоначальных объединениях дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают коллективистский характер, у детей формируются начала коллективизма, возникает чувство дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагополучно сказываться на формировании его нравственных качеств. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. В Воспитании детей с первых лет его жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступить в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослых. В дошкольном возрасте начинает формироваться отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»; «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…».
Работая в этом направлении, в нашем детском саду с 2015г. разработана и используется программа «Психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития детей» (по программе С.М. Паниной). Целью программы является воспитание нравственных чувств и эстетического сознания у дошкольников. В этом учебном году, программа составлена с использованием «Позитивных сказок» Савченко В.И. Эти сказки, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, носят познавательный характер, мотивируют к проявлению вежливости, культуры общения, способствуют позитивной социализации, формированию трудолюбия, столь необходимого в современных реалиях жизни.
Структура повествования этих сказок такова, что ребенок невольно становится активным слушателем: к нему адресованы вопросы и некоторые просьбы. В процессе восприятия каждой сказки у него развивается воображение, мышление, морально-эстетические представления и нравственные чувства. Сказки имеют некоторый философский смысл. Сказки предназначены для совместного чтения детей и взрослых, побуждают к определенным размышлениям, невольно заставляя задуматься о том, что доброта неиссякаема в этом мире. Доброта помогает, спасает. В ней нуждаются все. Однако дети, независимо от уровня их развития и здоровья, испытывают потребность в поддержке и заботе, больше, чем взрослые. Сказки заставляют задуматься о том, что нас делает людьми. После знакомства с ними нужно обязательно побеседовать о прочитанном, а потом узнать у ребенка, что его радует и что волнует.
В результате такой работы, у дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.
Список используемой литературы:
1.Гончарова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада./https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/26/dukovno-nravstvennoe-vospitanie-dosholnikov-na-osnove/
2. Демина Г.Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. – 2016. – №5. - с. 40-42. – URL https://moluch.ru /th/4/archive/48/1670/
3. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности/авт. –сост. С.М. Панина. – Волгоград: Учитель.
4. Елизарова Н.М., Колесникова О.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов// Молодой ученый. – 2016. - №12 – с. 856-858. – URL https://moluch.ru./archive/116/31684/
5. Ермолаева С.А. Методологические подходы к исследованию и формированию духовно-нравственной сферы личности в контексте психолого-педагогического научного знания // Реализация аксиологического и компетентностного подходов в контексте ФГОС среднего и высшего образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (27 ноября 2015 г., г. Коломна) / под ред. А.В. Лексиной, А.В. Леоновой. – Коломна : ГСГУ, 2016. – С. 213-219.
6. Ермолаева С. А. Ценности и приоритеты современного образования // Аксиологические приоритеты современного образования: сборник материалов второго регионального научно-практического семинара / Под общ. ред. Доцента С.С. Соловьевой. – Коломна : Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2013 .–
С.5–11.
7. Ежегодное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 1 декабря 2016г.
8. Кистер Г.Н. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.//https://nsportal/ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/29/sovremtnnye-problemy-dukhovno-nravstvennoqo-vospitaniva-detey/
9. Савченко В.И. Позитивные сказки. Беседы с детьми о дружбе и трудолюбии. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – (Сказки-подсказки).
10. Савченко Л.В., Зиновьева В.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента //Молодой ученый. – 2016. - №12. – с. 917-919. – URL https://moluch.ru./archive/116/31827/
11. Титова О.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. //https://nsportal/ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/07/20/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v
12.Токарев А.А. Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду//Педагогика: традиции и инновации: материалы 2 Междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь2012г.) –Челябинск: Два комсомольца, 2012. – с.71-72. – URL https: //moluch.ru/conf/ped/archive/63/2602/
13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
14. Ежегодное послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 1 декабря 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...
Опыт работы воспитателя детского сада по теме «Экологическое воспитание дошкольников через изучение природы родного края».
Сегодня экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных учреждений. Экологическое мировоззрение, экологичес...
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника....
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Номинация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Номинация «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание»...
Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства
В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценнос...
Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства
В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценнос...