Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»
проект (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха».
Трушкина Т.Н., воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного
вида №158» г. Саратова
Актуальность проекта: Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования
деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умст-
венного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов (общепринятые образцы внешних свойств предметов). Усвоение этих сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому очень важно уделять большое внимание обучению детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Игры и задания должны быть с постепенным усложнением.
Мелкая моторика тоже играет важную роль в готовности ребенка к обучению в школе. Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Мелкая моторика помогает развивать память, внимание, логику.
По мнению В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев». Развивая мелкую моторику мы развиваем речь детей и подготавливаем их к школьному обучению.
Цель проекта.
- Обогащение сенсомоторного опыта ребенка.
- Стимуляция познавательной активности.
- Развитие мышления, памяти, внимания, сообразительности, наблюдательности.
- Подготовка ребенка к обучению в школе:
- подготовка руки к письму;
- выработка определенных умений и навыков.
- Развитие тактильно-вибрационных ощущений.
- Развитие различных видов восприятия:
- восприятие формы;
- восприятие цвета;
- восприятие пространства;
- восприятие движений;
- восприятие целостного образа предметов.
Участники проекта:
Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы, родители.
Тип проекта.
Практико – ориентированный.
Срок реализации.
Долгосрочный (сентябрь – май )
Ожидаемый результат.
В ходе работы над проектом :
- дети научатся различать цвета, формы, величины;
- дети научатся ориентироваться в пространстве;
- будут развиваться мышление, память детей;
- будет развиваться мелкая моторика рук;
- будет проходить подготовка ребенка к обучению в школе и
подготовка руки ребенка к письму.
Мероприятия реализации проекта «Сенсомоторное развитие
детей с нарушением слуха».
- Первичное обследование сенсорного развития детей. (см. приложение№1)
Цели:
- установить доброжелательные, доверительные отношения взрослого с
ребенком;
- выявить степень сенсорного развития ребенка;
- выявить проблемы и потенциальные возможности ребенка;
- выявить имеющиеся у ребенка навыки и умения;
- совместно с другими специалистами планировать коррекционно-
педагогическую деятельность;
- обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование
сенсорного развития ребенка» (см. приложение№1)
- Работа над развитием мелкой моторики рук детей.
Цели:
- формировать новые навыки и умения;
- развивать мелкую моторику рук.
- подготавливать руку ребенка к обучению письму.
В течении года детям предлагаются различные упражнения, игры, задания по развитию мелкой моторики рук. Перечень заданий: «Сводная таблица заданий с нарастанием трудности на развитие мелкой моторики». (см. приложение№2)
- Сообщение на родительском собрании
«Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
Цели:
- познакомить родителей с понятием «мелкая моторика».
- объяснить родителям:
- значимость развития мелкой моторики рук у детей;
- важность подготовки руки ребенка к обучению письму.
- обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
- Консультации для родителей.
- Консультация
«Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста».
Цели:
- объяснить родителям важность развития мелкой моторики рук
для подготовки ребенка к школе и для развития его речи;
- познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой;
- обучить родителей самомассажу кистей и пальцев рук.
- Консультация
«Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей».
Цели:
- познакомить родителей с различными играми и упражнениями по развитию
мелкой моторики рук.
- обучить родителей практическим приемам развития мелкой моторики рук.
- объяснить родителям значимость развития мелкой моторики рук для
подготовки ребенка к школе и для развития его речи.
- Дидактические игры, творческие задания.
Цели:
- обогащение сенсомоторного опыта детей;
- стимуляция познавательной активности;
- развитие внимания, памяти, мышления, наблюдательности,
воображения;
- развитие различных видов ощущений и восприятий;
- развитие мелкой моторики рук детей;
- развитие речи детей;
- подготовка детей к обучению в школе.
- Дидактическая игра «Вставь фигуры» («Почтовый ящик»)
(восприятие формы)
Педагог предлагает ребенку протолкнуть геометрические формы
в прорези коробки.
- Дидактическая игра «Собери матрешку». (восприятие величины)
Педагог предлагает раскрыть матрешку (трехсоставную) и собрать ее. («открой – закрой», «вложи – достань»).
- Дидактическая игра «Расставь матрешек по величине».
(восприятие величины)
Педагог выставляет в ряд матрешек, выравнивая их по низу (размер определяют,
ориентируясь на высоту матрешек). Затем педагог убирает одну из матрешек (из ряда) и предлагает ребенку найти ее место в ряду.
- Дидактическая игра «Сделай целую».
(восприятие целостного образа предметов).
Педагог предлагает ребенку сложить целую картинку из частей (количество частей – в зависимости от возраста ребенка).
- Дидактическая игра «Цветные коврики». (восприятие цвета)
Педагог предлагает детям рассмотреть цветные «коврики». Затем предъявляются
изображения игрушек и дифференциация их по цвету. Первые две-три картинки педагог может разложить сам, при этом необходимо указать на сходство по цвету игрушки и «коврика» (такой, не такой).
- Дидактическая игра «Разноцветные цепочки». (восприятие цвета)
Все дети делятся на две команды. Каждому ребенку дается флажок определенного цвета (синий, красный, желтый и т.д.). У каждой команды одинаковый набор флажков. Педагог показывает карточку с цветными кружками, расположенными в определенном порядке. По команде педагога детям каждой команды надо построиться в соответствии цвету своего флажка и кружочка на карточке. Карточки меняются 3-4 раза.
- Дидактическая игра «Посади огород».
(восприятие цвета)
Педагог раздает каждому ребенку карты, разделенные на 4 части (это «огород»)
и набор нарисованных овощей. Затем показывает карточку-образец (с цветными кружками) и предлагает соотнести цветные кружки и овощи, а потом разложить овощи в соответствии с образцом на своей карте.
- Дидактическая игра «Найди предмет такого цвета»
(восприятие цвета)
Педагог показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает найти
предмет (игрушку) в групповой комнате такого цвета. Назвать цвет и подобрать табличку с названием цвета.
- Дидактическая игра «Узнай фигуру на ощупь».
(восприятие формы)
Педагог накрывает фигуру салфеткой и предлагает ребенку под салфеткой (на ощупь) определить фигуру и назвать ее (выбрать из нескольких и показать).
- Дидактическая игра «Найди предмет такой формы».
(восприятие формы)
Педагог использует карточки с изображением различных геометрических форм, детям раздает картинки , на которых изображены различные предметы. Педагог показывает карточку с геометрической формой и предлагает показать предмет такой формы («У кого предмет такой формы?»).
- Дидактическая игра «Три медведя».
(восприятие величины)
Перед детьми три медведя: большой, поменьше, маленький. Педагог предлагает
детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький – стул маленький». Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?»), укладывают медведей спать.
- Дидактическая игра «Спрячь зайку».
(восприятие величины)
Педагог раздает детям домики, в дверном проеме которых изображены зайчики.
«Спрячьте зайчиков». Дети должны подобрать «двери» для каждого домика, ориентируясь только на величину (домик и дверь могут быть разного цвета).
- Дидактическая игра «Капельки и тучки».
(восприятие величины)
У каждого ребенка на столе тучки и капельки разного размера. Педагог предлагает разложить капельки под тучками по размеру.
- Дидактическая игра «Веселые человечки» («Зарядка»).
(восприятие пространственных отношений)
Педагог предлагает детям поиграть и предъявляет карточку с человечком-схемой, дети находят в своем наборе парную («покажите такую картинку»). Затем педагог
просит детей воспроизвести позу: «Делай так».
- Дидактическая игра «Шарик и кубик».
(восприятие пространственных отношений)
Педагог раздает детям кубики и шарики, предлагает назвать их: «Что это? Кубик. Шарик», затем дети соотносят объемные фигуры с их изображениями на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с различными изображениями квадрата и круга относительно друг друга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно (как на карточке): «Делай так».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
(тактильно-двигательное восприятие)
Дети сидят полукругом возле стола педагога. На столе под салфеткой или за ширмой несколько (два-три) предметов. У педагога «чудесный мешочек». Он просит одного из детей определить на ощупь, что лежит в мешочке. Потом снимает салфетку с предметов (или убирает ширму), лежащих на столе, и ребенок находит такой же предмет, какой он ощупывал в мешочке. Педагог предлагает проверить выбор, достает из мешочка предмет и показывает.»Верно? Угадал?».
- Дидактическая игра «Ощупай и слепи».
(тактильно-двигательное восприятие)
Педагог объясняет ребенку, что он должен ощупать в мешочке предмет и его вылепить(«Ощупай, что там. Слепи такой же»). Когда лепка закончена, педагог достает и показывает предмет, чтобы убедиться в правильности.
- Дидактическая игра «Посчитай сколько раз стукну».
(вибрационная чувствительность)
Ребенок сидит на стуле (спиной к педагогу). Педагог несколько раз ударяет по спинке стула палочкой (или рукой), ребенок должен посчитать удары и сказать (показать на пальцах) сколько раз ударили.
- Дидактическая игра «Шумящие коробочки».
(вибрационная чувствительность)
Ребенку предлагается 2 ящичка (по несколько коробочек в каждом). Каждая коробочка в наборе заполнена различным материалом и поэтому издает различные шумы и вибрации – от тихого до громкого. Наборы в обоих ящиках одинаковые. Ребенок берет из одного ящичка коробочку и из другого одну, трясет их, сравнивая между собой. Если шумы и вибрация совпадают, коробочки в паре откладываются в сторону. Вначале педагог показывает, что надо делать, как сравнивать.
- Композиция (выставка) «Зимушка – зима».
Цели:
- привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе;
- развивать творческое самовыражение родителей и детей через создание совместной поделки на тему «Зимушка – зима»;
- развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
- развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы.
- Домашние задания.
Цели:
- развивать умение работать совместно родителей, ребенка, педагогов группы;
- закреплять пройденный материал;
- привлечь родителей к участию в развитии сенсорного и моторного восприятий детей;
- привлечь родителей к подготовке ребенка к обучению в школе.
- Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце
учебного года. (на завершающем этапе проектной деятельности).
Цели:
- Выявить степень развития сенсорного восприятия;
- Выявить степень развития мелкой моторики рук;
- выявить у ребенка полученные навыки и умения;
- обследовать детей и заполнить карты «Диагностическое обследование
сенсорного развития ребенка» (см. приложение№3)
Приложение №2
Сводная таблица заданий с нарастанием трудности
на развитие мелкой моторики рук.
Нанизывание | - колец с большим диаметром отверстия на стержень; - колец с диаметром отверстия почти равным диаметру сечения стержня; - колец на веревку или шнурок; - бусин с небольшим отверстием на тонкую нить. |
Проталкивание мелких предметов в отверстия | - проталкивание предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 2-3 см. - проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр которого равен 1-1,5 см. - проталкивание предметов в емкость с отверстием, диаметр которого около 0,5 см. |
Закрывание отверстий | - круглых; - треугольных; - овальных; - четырехугольных; - квадратных; - сложной формы. |
Занятия с кубиками. | - выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости; - постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3-5см.; - постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1,5-3см. |
Раскручивание/ закручивание | - крышек; - винтов сначала рукой, затем отверткой и другими приспособлениями. |
Игры с мозаикой | - вытаскивание больших фишек из отверстий поля; - вкладывание больших фишек в крупные отверстия; - вкладывание больших фишек в мелкие отверстия; - вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия; - вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия. |
Шнуровка | - различного рода шнуровки (готовые или выполненные воспитателем) |
Выкладывание рисунка палочками | - выкладывание узора по показу; - выкладывание узора по образцу; - выкладывание самостоятельно («Сложи что хочешь») |
Рисование и другие виды изодеятельности | - рисование пальцами; - рисование карандашами; - рисование кистью; - игры с пластилином; - аппликация. |
Приложение №1
Диагностическое обследование сенсорного развития ребенка.
Ребенок: (имя, фамилия, возраст) Дата проведения: ____________
Диагностические игры. | Желание сотрудничать со взрослым. | Сконцентриро- ванность на выполнении задания. | Общий фон настроения. | Способ выполне- ния задания. (самостоятельн,, после показа, совместно, не выполнил). | Способ ориентировки ребенка в задании. (хаотич. действия, пробующ. действия, примеривание, зритель ная ориентировка) |
Вставь фигуры. |
| ||||
Собери матрешку. |
| ||||
Расставь мат- решек по вели- чине. |
|
| |||
Сделай целую. |
|
|
| ||
Цветные коврики. |
|
Приложение № 3
Диагностическое обследование сенсорного развития детей в конце учебного года
(на завершающем этапе проектной деятельности).
Ф.И. ребенка | Сенсорное развитие | ||||||||||||||
Восприятие цвета | Восприятие формы | Восприятие величины | Восприятие пространств. отношений | Тактильно- двигательное восприятие | Вибрационая чувствительность | ||||||||||
Разноцветные цепочки. | Посади Огород. | Найди предмет такого цвета. | Почтовый ящик | Узнай фигуру на ощупь. | Найди предмет такой формы. | Три медведя. | Спрячь зайку. | Капельки и тучки | Веселые человечки. | Шарик и кубик. | Чудесный мешочек. | Ощупай и слепи. | Отсчитай количествово ударов по спинке стула | Шумящие коробочки. | |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
2. |
|
| |||||||||||||
3. |
|
|
|
| |||||||||||
4. |
|
| |||||||||||||
5. |
| ||||||||||||||
6. |
|
|
|
|
| ||||||||||
7. |
|
|
|
| |||||||||||
Способ выполнения задания: самостоятельно (сам); после показа (п/п); совместно (сов); не выполнил (н/в).
Список использованных источников:
- «Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста» А.Н. Лебедева
Москва, «Школьная Пресса» 2004г.
- «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста» под редакцией Н.В. Серебряковой – Санкт-Петербург, «КАРО» 2008г.
- «Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха»
Л.А. Головчиц – Москва, «Граф Пресс» 2003г.
- «Дидактические игры и упражнения» А.А. Катаева, Е.А. Стребелева
Москва, «БУК-МАСТЕР» 1993г.
- «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматулина, В.И. Евстигнеева. Москва, «Скрипторий 2003» 2012г.
- «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» Е.А. Ульева
Москва, «Мозаика- Синтез» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психофизическое развитие детей с нарушением слуха
В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физического развития и укрепления психоло...
Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением функции ОДА
Организация взаимодействия с семьёй - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным пом...
Совместный проект Социально-личностное развитие детей с нарушениями слуха, Тема «Мамин день»
Вашему вниманию представлен проект посвященный Дню матери....
«Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».
Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....
Речевое развитие детей с нарушениями слуха.
У детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...
Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....