Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением функции ОДА
консультация на тему

Макарова Лариса Владимировна

Организация взаимодействия с семьёй - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семьи. Очень актуальна помощь родителям в сенсомоторном развитии и воспитании детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями функции опорно- двигательного аппарата. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, следует привлекать их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе - это позволит с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotornoe_raz.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по сенсомоторному развитию детей с нарушением  функции  опорно – двигательного аппарата.

Семья – социальный институт воспитания. В ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу опыта, ценностей и стереотипов поведения. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.  Оказать профессиональную помощь родителям должен педагог дошкольного учреждения.                                                                                                             В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагогам необходимо консультировать и вовремя информировать родителей по разным вопросам.                                                                      
Формы работы с родителями

Традиционные: коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.
Коллективные:
- родительские собрания
- круглые столы
- конференции
- экскурсии по саду
- анкетирование
- дискуссии

- лекции, лектории

- дни открытых дверей
Индивидуальные:
- беседы
- консультации
- заочные консультации
Наглядно-информационные:
- видеофильмы
- фотовыставки
- выставка детских работ
- стенды
- папки-передвижки

Нетрадиционные
- мастер – классы

- деловая игра

- интеллектуальные игры

- тренинги

- брей - ринг

- заседания «Школы молодой семьи»

- клуб  «Любознательных пап и мам»

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.                                                

 Актуальность проблемы сенсомоторного развития  дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.                              

  Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, её нужно развивать. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), что в дальнейшем влияет на успешность его обучения в школе. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей,  стремление постигать мир и себя. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Если он не может схватить этот предмет, то его не сможет и ощутить. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем больше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей. Для выделения белее сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единое действие, а система действий, производимых в определенной последовательности.    Моторика - это сфера двигательных функций организма. У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Специалисты в области детской психологии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями. Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой среде.

Моторная функция ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.Таким образом, нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственно сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний - обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.  Дословно: «сенсомоторика» - «сенсо» - чувство, «моторика» - движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость… Таким образом ощущения и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности.

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.                    

 Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной. Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли. Простые, интересные, а главное познавательные игры, можно организовать с детьми прямо на кухне. Они не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки. Всевозможные игры с крупами это не только приятные тактильные ощущения  и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот.  Можно  предложить отделить маленькое от большого (фасоль и горох) – опять таки её Величество Сенсорика!   Взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… Если дома Вы будете устраивать  такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела! Можно рисовать пальцами на подносе с рассыпанной манкой или другой мелкой крупой.  Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. А сколько восторга вызывают у детей совместные поделки из природного или бросового материала, различные аппликации или лепка сказочных персонажей, глиняные игрушки, расписанные яркими красками. Не забывайте про разные пальчиковые игры. Дети их очень любят, а польза от них неоценима. Фантазируйте вместе  малышом, доставляя ему  радость в познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....

«Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».

Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....

Методические рекомендации по организации интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и по...

Формы работы с родителями по речевому развитию детей

Презентация на тему: "Формы работы с родителями по речевому развитию детей"...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...

Методическая разработка "РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"

Цель разработки: представить важность работы с родителями в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений дошкольников.Задачи разработки:1. Представить проблему профилактики и коррекции речевых ...