Психофизическое развитие детей с нарушением слуха
статья по теме
В статье рассматриваются особенности комплексного взаимодействия специалистов специализированного дошкольного образовательного учреждения для обеспечения физического развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_vzaimodeystvie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное взаимодействие специалистов по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха
Васильева Т.Н,
Перевалова О.В.
Целью деятельности специального коррекционного образовательного учреждения для дошкольников с нарушением слуха является обеспечение всестороннего развития личности воспитанников. Одним из важнейших направлений в её достижении является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей (в том числе, психологического), преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии.
На протяжении многих лет в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями слуха проводилась интенсивная работа над созданием комплексной системы медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления психологического здоровья ребенка с нарушением слуха, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого воспитанника и достичь оптимального для него уровня развития.
Кроме этого, много внимания уделялось совершенствованию содержания работы по физическому воспитанию детей и поиску новых форм, которые способны повысить эффективность коррекционной поддержки каждого ребенка.
Комплексная система медико-психолого-педагогической поддержки физического развития и укрепления здоровья ребенка с проблемами в развитии была построена в соответствии с такими принципами, разработанными в отечественной и зарубежной специальной педагогике, как: принцип принятия ребенка и принцип помощи, принцип индивидуального подхода, принцип сотрудничества с семьей и принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий.
В создании режима оптимальной двигательной активности дошкольников с нарушением слуха выделяется два самым тесным образом связанных друг с другом направления: медицинское и психолого-педагогическое. В русле каждого направления проводится ряд разнообразных мероприятий, которые позволяют решать как специфические, так и общие задачи.
Медицинский аспект представлен организацией лечебно-оздоровительной работы, которая проводится планомерно, систематически, охватывает всех воспитанников и включает:
а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми, содержанию помещений, в которых они находятся, режиму двигательной активности и др.);
б) лечение (медикаментозное лечение, физиотерапия, фитотерапия);
в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание, и др.).
При этом сложились разнообразные формы комплексного взаимодействия специалистов учрежедния: психолого-медико-педагогические консилиумы, мини-педсоветы в группах, текущие обсуждения проблем отдельных воспитанников, совместные встречи с родителями и др.
Психолого-педагогический аспект создания режима оптимальной двигательной нагрузки на каждого ребенка и укрепления здоровья является одним из ведущих в нашем образовательном учреждении. Важнейшим его элементом является организация охранительного педагогического режима. Соблюдение щадящего режима в организации быта и жизни детей в учреждении, способствующего укреплению здоровья и нервной системы воспитанников, обеспечивается:
- относительно постоянной обстановкой, в которой воспитывается ребенок;
- планомерностью и предсказуемостью образа и ритма жизни детей;
- рациональным чередованием обязательных и свободных игр и занятий и отдыха;
- проведением физкультминуток в процессе занятий, физкультурных упражнений и подвижных игр в течение дня с целью обеспечения необходимого для каждой группы воспитанников двигательного режима;
- организацией правильного питания и сна детей.
Возможность организации щадящего режима для дошкольников с проблемами в развитии в нашем учреждении обеспечивает соблюдение таких условий, как:
- относительно небольшая наполняемость групп (от 6 до 8-10 человек),
- наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели,
- наличие соответствующим образом оснащенных помещений, необходимых для организации коррекционно-воспитательной работы,
- наличие развивающей среды, благодаря которой реальной становится возможность помочь ребенку достичь оптимального для него уровня развития.
В результате длительной и планомерной работы были определены наиболее действенные средства психофизического развития ребенка с нарушением слуха:
- создание особого психологического климата, в котором воспитываются дети, построенного на глубоком понимании особенностей их развития, уважении к развивающейся личности ребенка, вере в возможности психофизического развития каждого воспитанника, педагогическом оптимизме, доброжелательном и ярко положительном эмоциональном отношении к каждому ребенку и т.п.;
- наличие высококвалифицированных специалистов, понимающих приоритетное значение работы по психофизическому развитию воспитанников и уделяющих ей большое внимание как средству эмоционального, социального, речевого и интеллектуального развития;
- организация системы работы по физическому развитию детей квалифицированным инструктором по физическому воспитанию, отвечающим за проведение основных форм работы в тесном сотрудничестве с другими специалистами;
- наличие физкультурного зала с соответствующим развивающим оборудованием;
- оснащение всех групп оборудованием и инвентарем для проведения подвижных игр и физкультурных упражнений, обеспечивающих создание оптимального для воспитанников каждой группы двигательного режима;
- четкое планирование работы по физическому воспитанию в учреждении в целом, с каждой группой детей и с каждым ребенком в отдельности;
- введение дополнительных форм работы, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья детей (в частности, использование в работе психолога элементов сенсорной комнаты);
- активное привлечение родителей к разным формам работы по физическому развитию детей;
- методическое обеспечение работы по физическому воспитанию дошкольников с разным уровнем развития.
В основе построения всей коррекционно-развивающей работы лежит тщательное обследование каждого ребенка в начале каждого учебного года специалистами (психологом, дефектологом, учителем по физической культуре, функциональным диагностом и др.) и динамическое обследование (промежуточный контроль) в течение учебного года, позволяющий фиксировать происходящие изменения. На плановых или внеплановых психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) результаты обследования обсуждаются совместно специалистами: учителем-дефектологом, психологом, методистом, врачом. По итогам ПМПк вырабатываются и систематизируются рекомендации по оптимизации образовательного маршрута для ребенка. Такая организация взаимодействия специалистов позволяет сконструировать наиболее оптимальную программу индивидуальных, групповых и фронтальных занятий с детьми и вводить в нее корректировки по мере развития воспитанников. Результаты обследования могут вноситься в общую «карту развития ребенка», и вместе с другими результатами отражать динамику в психофизическом развитии воспитанника за время его пребывания в детском доме.
В результате комплексной работы по психофизическому развитию дошкольников с нарушением слуха удается к концу четвертого года обучения ребенка добиться следующих результатов:
- выработать необходимых умений и навыков в основных движениях;
- оптимально развить двигательные способности, тонкие манипулятивные действия рук (пальцев рук);
- нормализовать функции движения, провести коррекцию осанки;
- сформировать совместные двигательные действия;
- развить психофизиологические функции;
- нормализовать психические функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии обучения и развития детей с нарушением слуха дошкольного возраста
Классификация технологий обучения и методы применения....
Проект «Сенсомоторное развитие детей с нарушением слуха»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве и т.д....
Совместный проект Социально-личностное развитие детей с нарушениями слуха, Тема «Мамин день»
Вашему вниманию представлен проект посвященный Дню матери....
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...
Речевое развитие детей с нарушениями слуха.
У детей с нарушениями слуха без обучения речь не формируется. У них отмечаются различные голосовые реакции, неотнесенный лепет, звукосочетания. Однако без обучения число голосовых реакций с возр...
Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя по кружковой работе с детьми с нарушением слуха в условиях специализированного детского дома....