Индивидуальная программа развития
учебно-методическое пособие на тему

Булгакова Светлана Михайловна

материал поможет педагогам составить индивидуальный план развития ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_na_bystrovu_dianu.pptx677.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. С пециальный коррекционный детский дом №23 П етроградского р-на г.Санкт-Петербурга Программа индивидуального развития Быстровой Дианы (4 г.6 м.) Составитель: воспитатель 1 категории Булгакова Светлана Михайловна Санкт-Петербург,2010

Слайд 2

Пояснительная записка Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста , являясь ведущим видом их деятельности. Процесс обучения игре обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Программа строится на основе двух принципов: учет возрастных особенностей воспитанницы; осуществление воспитания на основе индивидуального подхода.

Слайд 3

Взрослые стараются окружить малышей лаской и добротой . Игра для малыша- желанный незаменимый вид деятельности. На основе подражания он обыгрывает любые сюжеты: -качает куклу на руках; -готовит еду для пупса; -укладывает куклу спать; и т.д. Пока ребенок маленький он слушает сказки, которые рассказывают взрослые, а сам, став взрослым, будет использовать их в воспитании своих детей. Чтобы малыш проснулся радостным можно обыграть этот и любой другой режимный момент: Просыпайся глазок! Просыпайся другой! Поздороваться солнышко вышло с тобой! Посмотри ,как оно улыбается, Новый день, новый день начинается.

Слайд 4

Умывание: Знаем,знаем,да-да-да , Где ты прячешься вода! Выходи водица,мы пришли умыться! Укладывание на ночной сон: Ходит сон уж у кроватки Баюшки-баю. Чьи тут глазки спать хотели Баюшки-баю. Ты не три их кулачками, сон не прогоняй Он тебе расскажет сказку За-сы-пай …

Слайд 5

Учебно-тематический план Цель программы : научить ребенка воспринимать игру и строить в соответствии с ней свою деятельность . Задачи программы: учить осуществлять реальные и игровые действия в процессе игры рядом, совместно, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи; развивать умение адекватно использовать в соответствии в функциональным назначением простые игрушки , предметы- заменители ,в процессе выполнения игровых действий; воспитывать культуру выражения эмоций в процессе игры, понимать смысл действий. Сроки реализации программы: 2010-2013 уч . г.

Слайд 6

Обучение и воспитание Дианы провожу с учетом психологических и физических особенностей ребенка. Главный вид деятельности – игра, поэтому и обучение провожу в игровой занимательной форме, ориентированное на развитие наглядно-образного мышления. Чтобы достичь успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям следую определенным правилам: не ждать слишком быстрых результатов; использовать для занятий как можно больше наглядных материалов( цветных картинок , кубиков, игрушек , различных предметов); избегать монотонности и однообразия(прерываться на физ. минутки, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз); избегать критики и отрицательных оценок(занятие должно доставлять удовольствие) хвалить ребенка за минимальные успехи(хотя бы за то , что он просто старается выполнить задание).

Слайд 7

Игры на развитие памяти Веселый- грустный (покажите ребенку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салюта ,дождя , больного человека . Спросите его какие эмоции вызывает та или иная картинка ? Нравится ли ему цвет картинки и фон? Задача взрослого вовлечь ребенка в активный процесс восприятия , в который сознательно включается эмоциональный фактор , что способствует долговременной памяти) Волшебники (предложите ребенку представить себе какого-то зверя и изобразить , как он двигается ,как ест, как умывается , звукоподражание)

Слайд 8

Игры на развитие внимания Что изменилось? Чего не стало? Кто где живет? Хлопни в ладоши Найди отличия Цифры по порядку Верно не верно Живое неживое

Слайд 9

Игры на развитие мышления Лишняя картинка Парные картинки Третий лишний Когда это бывает? Кто что делает? Живое неживое Отгадай по описанию

Слайд 10

Игры , развивающие пространственное воображение Зашифрованные движения (вверх, вниз ,вправо ,влево ) Графический диктант (поставь точку, отсчитай две клетки влево , проведи линию) Найди клад( сделай два шага вправо, один вперед, два влево) Кто где живет?( лиса-лес, корова-сарай, собака-будка, птица-гнездо)

Слайд 11

Игры на развитие речи Профессии (доктор , повар ,дворник) Что ты слышишь?(звучание муз. инструментов, шуршание бумаги) Животные и их детеныши Учимся пересказывать сказки(маски и мягкие игрушки- театрализация) Кто как разговаривает?

Слайд 12

Направленность программы: формирование педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении , в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, обеспечивающих развитие воспитанницы; ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.

Слайд 13

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка ПРОГУЛКА Раз , два,три,четыре,пять (поочередно сжимать пальцы одной руки в кулак,помогая другой рукой) Вышли пальчики гулять(с силой разжать пальцы) Раз,два,три,четыре,пять (в домик спрятались опять ) прятки В прятки пальчики играли и головки убирали. (Сжимать и разжимать пальцы одной руки в ритме стихотворения) Вот так ,вот так,так головки убирали. (Сжимать и разжимать пальцы другой руки в ритме стихотворения)

Слайд 14

Игра с пальчиками Первый пальчик- самый крепкий Ходит он всегда без кепки, Шалунишка озорной А зовут его- Большой! Второй- Указательный! Очень любознательный, Книжки умные читает И про все на свете знает. Третий пальчик стройный самый Среди всех он самый главный Средний- имя ему дали И пожарником прозвали! Безымянный пальчик-чудо! Знает он такое блюдо Будешь кушать и хвалить И конечно же любить! По волнам плывет эсминец Командиром здесь- Мизинец! Знает он про океан Настоящий капитан!

Слайд 15

ПАЛЬЧИКИ В ФУТБОЛ ИГРАЮТ Пальчики в футбол играют, Все друг друга обгоняют, Все- бегом ,вприпрыжку ,вскачь , Все хотят ударить мяч. Каждый забивает гол, Хорошо играть в футбол! (Все пальцы стоят на поверхности стола. Поочередно каждый палец делает движения , имитирующие удар «по мячу в ворота»,при этом остальные пальцы не отрываются от поверхности.)

Слайд 16

Тесты помогут определить уровень и проблемы развития девочки. Тест-наблюдение «Культура общения» Ребенок в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь благодарить за оказанную помощь, выражать свою просьбу словами, обращаться ко всем по имени и имени отчеству , соблюдать правила поведения, вести себя спокойно, не кричать, не вмешиваться в разговор старших , не перебивать говорящего. Тест на оценку словарного запаса Показать ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных предметов и спросить : « Что это?» или «Что тут нарисовано?».

Слайд 17

Тест на ориентировку в пространстве Попросить ребенка разложить перед собой предметы так же, как он лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросить спрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Спросить,где верх,где низ,что означает «пойти вперед», «пойти назад», что лежит в коробке и под коробкой. Тест на знание функциональных значений предмета Разложить карточки с изображениями предметов ( расчески, ложки, кровати, стула, дома, автобуса, книги и т.д.). Попросить ребенка показать предметы по способу их употребления.

Слайд 18

Диагностика Схема обследования игры. Адекватность самостоятельного действия с игрушками: Диана выполняет с отдельными игрушками адекватные действия(катает в коляске куклу, кладет ее, укрывает в кроватке, качает на руках ) Использование предметов-заменителей: Диана использует в игре предметы- заменители, которые применялись в процессе обучающих занятий, только по указанию взрослого.

Слайд 19

Характер игровых действий: реальные действия с игрушками, при выполнении отдельных действий использует предметы-заменители. Разнообразие содержания и сюжетов игры: играет преимущественно в бытовые игры; проигрывает только один хорошо усвоенный сюжет. Речевая активность: обращается к сверстникам с объяснениями действий.

Слайд 20

Продолжительность игры: 5-10 минут Интенсивность игрового поведения: средняя( малоактивна, низкая двигательная активность)

Слайд 21

Ожидаемый результат Осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты;), овладение навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого. Наличие сформированных действий с игрушками (по подражанию, по образцу), понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий. Желание выполнять элементарные трудовые действия по самообслуживанию совместно со взрослыми и другими детьми.

Слайд 23

Варианты обучающих игр «Во что одета кукла Аня» «Угостим Аню чаем» «Постель для куклы» «Кому что нужно?( профессии)» «Кукла Катя заболела» «Семья» «Доктор» «Игры и упражнения с пальчиками»

Слайд 24

Список литературы: Артемонова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991. Артемонова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М.: Просвещение,1991. Коскова Н.В. Раз,два,три,четыре .- Сибирское университетское издательство,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"

Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...

Индивидуальная программа развития социально-бытовых навыков

Умение концентрировать вниманиеБазовые навыки общей и мелкой моторики Навык одевания и раздеванияНавык приема пищиНавык туалета...

Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"

Проект  идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...