Индивидуальная программа развития
учебно-методическое пособие на тему
материал поможет педагогам составить индивидуальный план развития ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_na_bystrovu_dianu.pptx | 677.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста , являясь ведущим видом их деятельности. Процесс обучения игре обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Программа строится на основе двух принципов: учет возрастных особенностей воспитанницы; осуществление воспитания на основе индивидуального подхода.
Взрослые стараются окружить малышей лаской и добротой . Игра для малыша- желанный незаменимый вид деятельности. На основе подражания он обыгрывает любые сюжеты: -качает куклу на руках; -готовит еду для пупса; -укладывает куклу спать; и т.д. Пока ребенок маленький он слушает сказки, которые рассказывают взрослые, а сам, став взрослым, будет использовать их в воспитании своих детей. Чтобы малыш проснулся радостным можно обыграть этот и любой другой режимный момент: Просыпайся глазок! Просыпайся другой! Поздороваться солнышко вышло с тобой! Посмотри ,как оно улыбается, Новый день, новый день начинается.
Умывание: Знаем,знаем,да-да-да , Где ты прячешься вода! Выходи водица,мы пришли умыться! Укладывание на ночной сон: Ходит сон уж у кроватки Баюшки-баю. Чьи тут глазки спать хотели Баюшки-баю. Ты не три их кулачками, сон не прогоняй Он тебе расскажет сказку За-сы-пай …
Учебно-тематический план Цель программы : научить ребенка воспринимать игру и строить в соответствии с ней свою деятельность . Задачи программы: учить осуществлять реальные и игровые действия в процессе игры рядом, совместно, проявляя отношения партнерства, взаимопомощи; развивать умение адекватно использовать в соответствии в функциональным назначением простые игрушки , предметы- заменители ,в процессе выполнения игровых действий; воспитывать культуру выражения эмоций в процессе игры, понимать смысл действий. Сроки реализации программы: 2010-2013 уч . г.
Обучение и воспитание Дианы провожу с учетом психологических и физических особенностей ребенка. Главный вид деятельности – игра, поэтому и обучение провожу в игровой занимательной форме, ориентированное на развитие наглядно-образного мышления. Чтобы достичь успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям следую определенным правилам: не ждать слишком быстрых результатов; использовать для занятий как можно больше наглядных материалов( цветных картинок , кубиков, игрушек , различных предметов); избегать монотонности и однообразия(прерываться на физ. минутки, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз); избегать критики и отрицательных оценок(занятие должно доставлять удовольствие) хвалить ребенка за минимальные успехи(хотя бы за то , что он просто старается выполнить задание).
Игры на развитие памяти Веселый- грустный (покажите ребенку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салюта ,дождя , больного человека . Спросите его какие эмоции вызывает та или иная картинка ? Нравится ли ему цвет картинки и фон? Задача взрослого вовлечь ребенка в активный процесс восприятия , в который сознательно включается эмоциональный фактор , что способствует долговременной памяти) Волшебники (предложите ребенку представить себе какого-то зверя и изобразить , как он двигается ,как ест, как умывается , звукоподражание)
Игры на развитие внимания Что изменилось? Чего не стало? Кто где живет? Хлопни в ладоши Найди отличия Цифры по порядку Верно не верно Живое неживое
Игры на развитие мышления Лишняя картинка Парные картинки Третий лишний Когда это бывает? Кто что делает? Живое неживое Отгадай по описанию
Игры , развивающие пространственное воображение Зашифрованные движения (вверх, вниз ,вправо ,влево ) Графический диктант (поставь точку, отсчитай две клетки влево , проведи линию) Найди клад( сделай два шага вправо, один вперед, два влево) Кто где живет?( лиса-лес, корова-сарай, собака-будка, птица-гнездо)
Игры на развитие речи Профессии (доктор , повар ,дворник) Что ты слышишь?(звучание муз. инструментов, шуршание бумаги) Животные и их детеныши Учимся пересказывать сказки(маски и мягкие игрушки- театрализация) Кто как разговаривает?
Направленность программы: формирование педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении , в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, обеспечивающих развитие воспитанницы; ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка ПРОГУЛКА Раз , два,три,четыре,пять (поочередно сжимать пальцы одной руки в кулак,помогая другой рукой) Вышли пальчики гулять(с силой разжать пальцы) Раз,два,три,четыре,пять (в домик спрятались опять ) прятки В прятки пальчики играли и головки убирали. (Сжимать и разжимать пальцы одной руки в ритме стихотворения) Вот так ,вот так,так головки убирали. (Сжимать и разжимать пальцы другой руки в ритме стихотворения)
Игра с пальчиками Первый пальчик- самый крепкий Ходит он всегда без кепки, Шалунишка озорной А зовут его- Большой! Второй- Указательный! Очень любознательный, Книжки умные читает И про все на свете знает. Третий пальчик стройный самый Среди всех он самый главный Средний- имя ему дали И пожарником прозвали! Безымянный пальчик-чудо! Знает он такое блюдо Будешь кушать и хвалить И конечно же любить! По волнам плывет эсминец Командиром здесь- Мизинец! Знает он про океан Настоящий капитан!
ПАЛЬЧИКИ В ФУТБОЛ ИГРАЮТ Пальчики в футбол играют, Все друг друга обгоняют, Все- бегом ,вприпрыжку ,вскачь , Все хотят ударить мяч. Каждый забивает гол, Хорошо играть в футбол! (Все пальцы стоят на поверхности стола. Поочередно каждый палец делает движения , имитирующие удар «по мячу в ворота»,при этом остальные пальцы не отрываются от поверхности.)
Тесты помогут определить уровень и проблемы развития девочки. Тест-наблюдение «Культура общения» Ребенок в процессе общения со сверстниками и взрослыми должен уметь благодарить за оказанную помощь, выражать свою просьбу словами, обращаться ко всем по имени и имени отчеству , соблюдать правила поведения, вести себя спокойно, не кричать, не вмешиваться в разговор старших , не перебивать говорящего. Тест на оценку словарного запаса Показать ребенку по отдельности картинки с изображением различных распространенных предметов и спросить : « Что это?» или «Что тут нарисовано?».
Тест на ориентировку в пространстве Попросить ребенка разложить перед собой предметы так же, как он лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросить спрятать мишку под стол и достать карандаш из-под стула. Спросить,где верх,где низ,что означает «пойти вперед», «пойти назад», что лежит в коробке и под коробкой. Тест на знание функциональных значений предмета Разложить карточки с изображениями предметов ( расчески, ложки, кровати, стула, дома, автобуса, книги и т.д.). Попросить ребенка показать предметы по способу их употребления.
Диагностика Схема обследования игры. Адекватность самостоятельного действия с игрушками: Диана выполняет с отдельными игрушками адекватные действия(катает в коляске куклу, кладет ее, укрывает в кроватке, качает на руках ) Использование предметов-заменителей: Диана использует в игре предметы- заменители, которые применялись в процессе обучающих занятий, только по указанию взрослого.
Характер игровых действий: реальные действия с игрушками, при выполнении отдельных действий использует предметы-заменители. Разнообразие содержания и сюжетов игры: играет преимущественно в бытовые игры; проигрывает только один хорошо усвоенный сюжет. Речевая активность: обращается к сверстникам с объяснениями действий.
Продолжительность игры: 5-10 минут Интенсивность игрового поведения: средняя( малоактивна, низкая двигательная активность)
Ожидаемый результат Осуществление ролевого общения в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты;), овладение навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры при участии взрослого. Наличие сформированных действий с игрушками (по подражанию, по образцу), понимание названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий. Желание выполнять элементарные трудовые действия по самообслуживанию совместно со взрослыми и другими детьми.
Варианты обучающих игр «Во что одета кукла Аня» «Угостим Аню чаем» «Постель для куклы» «Кому что нужно?( профессии)» «Кукла Катя заболела» «Семья» «Доктор» «Игры и упражнения с пальчиками»
Список литературы: Артемонова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991. Артемонова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М.: Просвещение,1991. Коскова Н.В. Раз,два,три,четыре .- Сибирское университетское издательство,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"
Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ Структура индивидуальной пр...
Индивидуальная программа развития социально-бытовых навыков
Умение концентрировать вниманиеБазовые навыки общей и мелкой моторики Навык одевания и раздеванияНавык приема пищиНавык туалета...
Проект индивидуальной программы "Развитие музыкально-ритмических движений одаренного ребенка"
Проект идивидуальной программы с одаренными детьми, включает еще и презентацию к проекту....
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...