Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
рабочая программа на тему
Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами, планы работы для 2 младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_24.doc | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 45 «Буратино»
Программа
дополнительного образования
для детей дошкольного возраста
от 3 до 7 лет
«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в
процессе детского экспериментирования»
Срок реализации 4 года
Автор Смолина Лариса Николаевна,
воспитатель ДОУ
Тамбов
Пояснительная записка
Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Представленная программа работы по детскому экспериментированию имеет ряд достоинств: соответствие содержания возрасту детей, строгий отбор материала и отсутствие перегрузки. Отражены характер и направления инновационных процессов, определены приоритетные направления на основе диагностики детей.
Программа дополнительного образования
«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в
процессе детского экспериментирования»
Цель: обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по результатам опытно-экспериментальной работы.
Создание программы дополнительного образования «Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования», рассчитанной на 4 года, направлено на решение следующих задач:
- повышение профессиональной компетентности воспитателя в вопросах организации детского экспериментирования;
- приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий и т.д.);
- систематизация и обобщение целенаправленной работы по разделу «Детское экспериментирование»;
- создание единой системы мониторинга детской экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование) для всех участников педагогического процесса ( воспитателей, родителей, детей);
- достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
- осуществление взаимодействия детского сада и школы в работе по развитию познавательной активности детей путем экспериментирования;
Задачи | Мероприятия | Примечание |
1 | 2 | 3 |
Информационное обеспечение Цель: сбор информации об условиях и результатах овладения детьми деятельностью экспериментирования | Микроисследование, анкетирование детей. Цель: определение степени сформированности навыков экспериментальной деятельности у детей. Подведение итогов работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по результатам диагностики. Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности детей путем экспериментирования | |
Система мониторинга | Создание единой системы мониторинга экспериментальной деятельности (анкетирование, тестирование и т.д.) для всех участников педагогического процесса (воспитателей, родителей, детей). Информационный мониторинг организуется с целью сбора, накопления и систематизации информации. Педагогический – с целью изучения эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности дошкольников путем детского экспериментирования; Психологический – с целью определения уровня сформированности коррелятов экспериментальной деятельности. | |
Анализ и регулирование выполнения программы «Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования» Цель: Выявление и коррекция состояния и результатов работы | Создание уголка экспериментирования, изучение документации, перспективный план по разделу «Детское экспериментирование». Выставки-отчеты о работе с детьми по разделу «Детское экспериментирование». Цель: показ результатов педагогической деятельности. Семинар «Детское экспериментирование: его влияние на развитие творческой и познавательной активности детей». Цель: выявить резервы педагогической работы в решении проблемы развития экспериментальной деятельности. | |
Взаимодействие с семьей. Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества. | Родительские собрания: «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье». Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности. «Проведение экспериментов летом». Цель: педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности ребенка в летний период, развитию познавательной активности при общении с природой. Лекторий для родителей. «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка». Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». | |
Взаимодействие со школой. Цель: развитие педагогического сотрудничества со школой. | Экскурсии с детьми в школу, в кабинет биологии, химии, физики. | |
Взаимодействие с общественными организациями. Цель: пропаганда и распространение опыта работы педагогического коллектива по развитию экспериментальной деятельности дошкольников | - ежегодное проведение открытых занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ, посещающих тематические курсы по креативности; |
Программно-методическое обеспечение по теме:
«Развитие личности ребенка, его креативных способностей в
процессе детского экспериментирования»
№ п/п | Автор | Программа | Форма использования |
1 | Г.Б.Горбашева, Н.В.Кузнецова, Т.А.Балакшина | Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва, издательство Аркти, 2010 | Теоретическая, практическая |
2 | Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова | Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2009 | Теоретическая, практическая |
3 | О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина | Неизведанное рядом. Москва, Творческий Центр Сфера, 2010 | Теоретическая, практическая |
4 | В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова | Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, Издательство «Союз», 2006 | Теоретическая, практическая |
5 | И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир | Детское экспериментирование. Москва, Педагогическое общество России, 2011 | Теоретическая |
6 | Н.Н.Кондратьева, Т.А.Шиленок, Т.А.Маркова, Т.А.Виноградова | «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008 | Теоретическая, практическая |
7 | С.Н.Николаева | Юный эколог. Москва, Мозаика-Синтез, 2009 | Теоретическая |
8 | Н.Н.Поддъяков, Ф.А.Сохин | Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 1984 | Теоретическая |
9 | С.Н.Теплюк | Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. Москва, Владос, 2007 | Теоретическая, практическая |
10 | Г.С.Альтшуллер | Теория и практика решения изобретательских задач. Кишинев, КартяМолдовеняскэ, 1989 | Теоретическая |
Требования к оформлению и содержанию
Центра экспериментирования
- Материалы, находящиеся в Центре экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
- В Центре экспериментирования необходимо иметь:
Основное оборудование:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерево, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Дополнительное оборудование:
- Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Карточки-схемы проведения экспериментов оформляются на плотной бумаге и ламинируются; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.
- В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.
- В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
- Материал, находящийся в Центре экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Результаты исследования уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью
Данное исследование проводится с целью выявления уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста навыками экспериментирования. Осуществляется по окончании каждого этапа обучения (ноябрь, февраль, май).
Этапы | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Выявление степени познавательной активности детей методом включенного наблюдения
Это специально организованная воспитателем методика. Она состоит из трёх ситуаций, в процессе которых воспитатель фиксирует разные проявления активности со стороны детей:
- задают вопросы;
- обращаются за помощью к воспитателю;
- наблюдают со стороны;
- выполняют действия вместе с воспитателем;
- действуют самостоятельно;
- не реагируют.
Исследование проводится в процессе обучения детей экспериментальной деятельности.
Результаты фиксируются на шкале «Активность – пассивность».
Показатели степени активности детей в процессе деятельности экспериментирования
Кол-во детей | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая деятельность;
2 – изобразительная деятельность;
3 – труд в Уголке природы;
4 – экспериментирование;
5 – чтение книг;
6 – конструирование.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
Вид деятельности | Начало года | Конец года | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
Игровая деятельность | ||||
Изобразительная деятельность | ||||
Труд в уголке природы | ||||
Экспериментирование | ||||
Чтение книг | ||||
Конструирование |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной
деятельностью
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположение, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Анкета для родителей
Цель: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.
- В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
- С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
- Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если до, то как часто? (Часто, редко, всегда, никогда.)
- Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
- Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?
Спасибо!
Циклограмма исследовательской деятельности в течение дня
Утро | Занятия | Прогулка | Вечер |
― водой; ― песком; ― магнитом; ― использование различных мерок; ― лупы и т.п.
| ● Математика /измерение длины, высоты, толщины, объема, счет и т.д./: ― использование /камней, ракушек (в качестве раздаточного материала)/; ― сравнение; - классификация; ― форма, величина, пространственное расположение для составления сериационных рядов. ●Развитие речи /описание, составление рассказов/. ●Познание /экологическая культура; свойства материалов, их применение/. ●Физическая культура /хождение босиком по песку, земле, камням/: ― определение свойств; ― плотности; ― познание своего тела /его систем, органов + школа безопасности/. ●Изобразительная деятельность /создание рисунков из песка, рисование палочкой на снегу и песке, лепка из глины и песка предметов, создание оттисков (использование нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики), рисование цветным песком на картоне (бумаге, дощечке) покрытой клеем/. | ●Наблюдение /какой, какой был, почему это случилось, что можно сделать ― песок, снег…/ на основе практической деятельности с использованием нетрадиционного оборудования, сделанного своими руками /лупа/, например: определение температуры. ●Опыты: ― «Какой песок»; ― Свойства песка; ― «Какой песок тяжелее». Цель: развитие познавательных функций; ― умение задавать вопросы, высказывать свои мысли. ●Игровая деятельность: «Кто-кто в теремочках живет?» /лепка больших и маленьких песочных домиков/. Цель: создание условий для естественного познания окружающего мира и взаимодействия друг с другом. Ходьба по песку босиком: ― по мокрому; ― по сухому. Какие ощущения? Что получилось? /Следы. Какие?/ Сравнение следов и т.д. Цель: развитие чувственной сферы. ●Труд /использование проблемных ситуаций/. Почему сухой песок легче смести со скамейки, чем сырой? ●Индивидуальная работа. Сравнение: домиков – по высоте, пирожков – по тяжести и т.д. | ●Опыты /с песком/: Поставить емкость с песком на окно в солнечную погоду. Потрогать песок. Какой? /теплый/. Почему стал теплым? /солнышко нагрело/. Положить в песок металлический предмет и деревянный. Изменилась ли их tо в песке? ●Рассматривание картины – сувенира «Движущийся песок». ●Фокусы. ●Игры – загадки: ◘ «Что звучит?» ◘ «Чудесный мешочек» /угадай на ощупь/; ◘ «Клад в песке» и т.п. ●Игры – эксперименты с музыкальными инструментами и шумелками. Δ Практическая деятельность: Изготовление вертушек, султанчиков, удочек, рыбок и т.п. |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
во 2 младшей группе
ЦЕЛЬ: способствовать проявлению у детей избирательных интересов и потребностей.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● знакомство со свойствами сухого и влажного песка ● определение пригодности песка на ощупь, по цвету ● наблюдение за насекомыми /муравьями/ ● сказка: В.Бианки «Лис и мышонок» ● «Спасем мышат» ● «Вкусная кашка» /вода + песок/ ● Побродим по листьям /листья под ногами шуршат/. Слышите, как они шуршат ● наблюдение за следами: ― обувь человека ― следы птиц ― следы животных /кошки, собаки/ ― след дождя ● «Великан – гора» | ● оборудование: ― совки ― ведерки ― формочки ● основа: ― холмик /с помощью воспитателя/ ● вырезывание ― вход в домик /совком с помощью воспитателя/ ● обыгрывание с внесением игрушек – животных ● основа ― ровная поверхность ● обыгрывание с помощью внесения яркой игрушки ● формирование кучи - формы | ● обучение: ― правилам засыпания песка в емкость /от воспитателя/ ― уплотнение песка в формы различной емкости /ведерки, формочки/ ― показ приема украшения холмика различным природным материалом /шишка, камушки и др./ ― научить выкладывать узор, соблюдая равное расстояние ― учить детей насыпать небольшие кучки песка, сгребая его с помощью совков, утрамбовывать ― научить по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороны ― поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения /как машинки, змейки, санки/ ― пройтись ладошками по проложенным трасам, оставляя на них свои следы ― создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира /ромашка, солнышко, дождинки, травка, дерево, ежик/ ― пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой руками, после одновременно ― наблюдение загадочных следов. Чьи они? ― упражнять в формировании и уплотнении кучки песка с помощью совков и лопаток. Учить набивать мелкие формочки песком, утрамбовывать и переворачивать |
2 квартал | ||
● Игры с вертушками: ― игра – соревнование «Чья вертушка дольше провертится?» ● Разноцветные льдинки. Цель: показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лед /твердый, холодный, блестящий, не льется, имеет форму той посуды, в которой замерзла; хрупкий при падении может расколоться на куски/. Цветные льдинки красивые, блестящие, сверкают, в них можно играть. ● Снег /свойства/: ― подбросить снег, какой он? /сыпучий, сухой, лепить нельзя/ ― в оттепель мокрый, липкий /можно лепить снеговика, пирожки, снежки/ ● Снежинка: ― какая? /легкая, пушистая, белая, …/ ― села на ладошку и пропала. Куда? ● Сосульки. Какие? /длинные – короткие, тонкие – толстые/. Под лучами солнца тают и поют свою песенку: кап – кап! /подставить пустое ведро/ ● Выкладывание снега на асфальт. Наблюдение за превращением снега в лужицу с ручейками. Ручейки можно перешагнуть. Наблюдение за движением воды. Использование природного материала. | ||
3 квартал | ||
● игры с круглыми предметами /шары, мячи, колечки/ ● чтение сказки: ― В.Сутеева «Разные колеса» ● «Кошкин дом» С. Маршак ● рассматривание различных угощений ● сюжетно – дидактическая игра «Мы печем, печем, печем» ● чтение сказки: ― «Круть и Верть» ● вспомнить песенку: ― «Я пеку…» ● стихотворение: ― А.Белая «Чаепитие» ● Игры с мыльными пузырями. Мыльные пузыри легкие, прозрачные, все переливаются. Очень хрупкие и быстро лопаются ● Опыт: ― что гладкое /камешек/ ― что шероховатое /ракушка/ ― что колется /шишка/ ● Пух и перья. Определить не глядя, к какой части тела прикоснулись легкой пушинкой; подуть на пушинку, как можно дольше удерживать ее в воздухе; проводя пушинкой по ушку, послушать, как она шуршит. ● Игры с мыльными пузырями ― « У кого получится самый большой пузырик», «Чей пузырик поднимется выше всех» | ● оборудование: ― формочки ― пластмассовые игрушки с четкой формой ● учить выемке ● оборудование: ― формочки ― баночки ― крышечки ― украшения /косточки, семена, крупа, мелкие камешки, ракушки/ | ● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка ● дополнить и обыграть работу ● показ приемов лепки ● рассматривание различных по высоте, форме пирожков ● обучение способам украшения готовых изделий, их чередование ● поощрять самостоятельность детей |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
в средней группе
ЦЕЛЬ: продолжать учить делать различные постройки из песка, знакомить с его свойствами.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● наблюдение: ― за жучками ― за пчелами ― за муравьями ● чтение: ― котята ― щенята ― мышата ● сказки: ― В.Бианки «Лис и мышонок» ― В.Сутеев «Кто сказал «Мяу» ― С.Маршак «Глупый мышонок» ― Пляцковский «Разноцветные зверята» ● рассматривание камней различной формы ● игры с круглыми предметами: ― мяч /всех видов/ ― шарики ― кольца ● наблюдение за следами: ― обувь человека ― следы животных ― следы птиц ● рассматривание узора в круге, квадрате, прямоугольнике | ● оборудование: ― совки ― лопаты ― формы от пластмассовых бутылок ● основа: куча /самостоятельно/ ● дополнение с помощью форм /ограждение, маленькие домики, будка, муравейник и т.п./ ● вырезывание – вход в домик /совком, с помощью воспитателя/ ● обыгрывание с внесением игрушек – животных ● оборудование: ― формочки ― донышки бутылок сложной формы ― пластмассовые игрушки с четким профилем ● основа: ― ровная поверхность | ● лепка с детьми старшей группы ● показ приема дополнения кучи куличками ● научить выкладывать узор, соблюдая простой ритм ОоОо ● научить правильно располагать форму или игрушку для получения четкого отпечатка ● дополнить и обыграть работу ● использовать внесение красивой игрушки, картинки, украшения |
2 квартал | ||
● Ветер /игры/: ― шуршат ленточки на ветру. Почему шуршат ленточки? ― вертушки; ― качаются деревья; ― подбросить и посмотреть, как кружатся и летят листья; ― послушать, как подвывает ветер и подражание ему: « Ввв! Ууу!» /развитие артикуляционного аппарата/. ● Разноцветные резинки: ― натягивать резинки на различные предметы /кубики, кирпичики/; ― подвешивать к резинкам грузики разной тяжести, смотреть, как они растягиваются; ― извлекать звук из растянутой резинки, растягивать их – «играть на гармошке». ● Лед /свойства/: ― потрогать. Какой он? /холодный, твердый, скользкий/. Для кукол сделать горку, полить водой; ― бросить о землю. Вывод. ― подержать в руке. Что случилось? ― что холоднее. Мяч или лед? ― что тяжелее: ведро снега или льда? Игры с цветными льдинками /рассмотреть их, украсить постройки из снега/. ● Снег: ― измерить глубину снега с помощью мерки /палочки с деления/; ― набрать снег в ведерко, принести в группу. Что случилось со снегом? Почему вода грязная? ― свойства снега /легкий/; ― игры: ◘ сдуть с веточки; ◘ сдуть с варежки; ◘ сдуть со скамейки; ◘ сдуть с заборчика; ◘ покружиться как снежинка, полетать. ● холодный ― подержать снег в руке. ● пластичный /лепка из снега снеговика, зайчика, пирожков/ ● Снежинки: ― рассмотреть форму; ― сравнение друг с другом; ― посмотреть через лупу /на черном листке/. ● Следы: ― Куда ведут следы? ― Сравнить след воспитателя и ребенка; ― Рассмотреть след /разный рисунок/; ― Определить большие и маленькие следы путем наложения и приложения; ― Чьи следы нашли дети? /машины, птиц, собаки/; ● Использованная фотопленка: ― сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; ― рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке. | ||
3 квартал | ||
● Сосульки: ― Как они образуются? ― Из чего? ― Какая она? /скользкая, холодная, тает в руке/. ◘ Опыт: принести в группу, что произошло? ◘ Опыт: вынести воду на улицу. Что произошло? Когда вода быстрее замерзнет в морозный день или в оттепель? ◘ Опыт: рассматривание снега через цветные стеклышки. ◘ Рисование цветной водой на снегу. Украшение сугробов и снежных построек. ● Потепление ◘ Опыт: потрогать предметы, нагретые лучами солнца: ― скамейка; ― одежду; ― домик; ― подставить лицо солнечным лучам; ― здание детского сада; ― дерево. ― Что почувствовали? Почему? ● Таяние снега ― слепить и оставить на скамейке снежные фигурки. Что произойдет? ● Игры с ветром: ― с султанчиками; ― с вертушками; ― с ленточками; ― с полиэтиленовыми пакетами. ● Игры с ручейками: ― соединение; ― строительство запруды; ― пускание лодочек из бумаги, коры дерева, ореховых скорлупок; ― тонет – плавает, плавает – застревает. ● Лужи: ― рассматривание; ― в луже отражаются: небо, облака, разные предметы; ― что случится, если бросить камень? ― измерение с помощью палочки. ● рассматривание угощений, выпечки, оформление блюд /книги и открытки по кулинарии/ ● сюжетно – дидактическая игра: ― «Готовим обед» ― «Заварим чай» ● чтение: ― Д.Хармс «Самовар» ● стихотворение «Щи» ● сказка «Круть и Верть» ● стихотворение: ― А.Белая «Пироги и плюшки» | ● оборудование: ― формочки ― украшения /пробки, косточки, пластмассовые кружочки и т.п., камешки/ ― крышки от ведер /для заполнения влажным песком/ ● панно: «Праздничный стол» ● мотив: ― «Праздник для гостей» ― «День рождения» ● приемы: ― вдавливание, чередование узора | ● показ вариантов использования различных украшений, возможности чередования ● рассматривание готовых работ /воспитатель, старшие дети, более опытные ребята/ ● поощрять проявление фантазии, творчества ● поддерживать желание играть друг с другом /совместная игра/ ● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности на прогулке
в старшей группе
ЦЕЛЬ: учить детей усложнять постройки. Обогащать сенсорный опыт. Воспитывать уважение к труду сверстника, к результату работы.
1 квартал | ||
Ознакомление с окружающим | Предметно – игровая среда | Передача игрового опыта |
● рассматривание различных: ― дорог на улице ― иллюстрациях ― видов мостов, их использование ● подвижные игры: ― «Пойдем в гости» /ходьба/ ― «Проползи по мостику» ― «Не задень» /ползание/ ● темы по изобразительному искусству: ― «Помоги мышонку добраться до норки» /рисование дорожки/ ― «Поможем Ежонку перебраться на другой берег» ● чтение: ― стихотворение Н.Пикулевой «Лисий хвостик» ― стихотворение Д.Хармс«Упрямые козлы» ― стихотворение А.Белая «Дорожка» Исследования: ● Что такое песок? Цель: познакомить детей с качествами и свойствами песка; изменением его свойств от степени влажности посредством наблюдения и экспериментирования. √ Наблюдение «Какой песок» √ Опыт 1 «Свойства песка» √ Опыт2 « Какой песок тяжелее?» √ Рисование цветным песком на картоне /бумаге, дощечке/, покрытом клеем. ● Глина ― природный материал. Цель: познакомить детей с глиной, ее особенностями. Обогащать сенсорный опыт. Учить бережно обращаться с предметами из глины. √ Сравнительное наблюдение песка и глины √ Обследование глиняного теста ● «Что такое камень?» √ Обследование камней /лупа/ √ Выявление свойств камня /величина, окраска, плотность/ | ● оборудование: ― пластины /деревянные и пластиковые/ ― дополнительный материал для украшений: √ флажки √ колпачки для заборчика, ограждений, бортиков ● панно «Улица игрушечного города» ● приемы: ― лопаткой }дорожки ― ладонью ― укладывание пластин через канавку } мостик ― изогнутая пластина | ● совместная игра от опытного ребенка → к малоактивному ● совместные постройки со взрослым ● поощрять проявление фантазии, творчества ● учить радоваться успехам товарища, восхищаться его работой |
2 квартал | ||
● Ветровые бумажные бабочки, которые машут крыльями на ветру, подвешиваются в разных местах ● Игра с солнечным зайчиком. Ловля солнечного луча. ● Снег разного цвета /в зависимости от погоды, через очки с цветными стеклами/ ● Цветные ледяные гирлянды ● Зимние следы на снегу /следы животных, ветки, ягод/ ● Печатание на снегу /формы/ ● Город снежных человечков ● Подкрашивание снега красками ● Опыты с шариком: ― надуть ― отпустить ― что произошло? ● «Как появляются мыльные пузыри» ― опыт | ||
3 квартал | ||
● «Секрет пекаря» /формы, усложнения/ Цель: учить «печь» пироги с начинкой, придумывать различную начинку. ● «Песочная башня» /куча, вырезывание/ Цель: упражнять в формировании кучи песка определенной формы ● «Забавные фигурки» /полые формы/ Цель: учить наполнять полую форму песком и осторожно вынимать ее. Упражнять в украшении поделок. ● «Мишка – топтыжка» /работа с крупными формами/ Цель: учить делать мордочку медвежонка с помощью крупной формы. Набивать форму песком достаточной влажности. ● «Проложим железнодорожный мост» Цель: закрепить умение строить дорогу. Учить делать насыпи для моста. ● «Горка для кукол» Цель: учить придумывать расположение построек, лестниц, заборчиков. Передавать особенности горки /высокая, крутая, с перилами/ ● «Подземная дорога» /выемка песка/ Цель: учить детей усложнять дорогу дополнительными постройками /автобусная остановка, подъем, спуск, мост, заборчики вдоль дороги, фонари, дома/. Учить делать насыпь. ● «Замок волшебника» /куча, лестница/ Цель: учить придавать куче форму замка. Учить строить лестницу, размещая пластины на определенном расстоянии друг от друга. ● «Заюшкина избушка» Цель: учить заполнять крупную полую форму, хорошо утрамбовывать песок и аккуратно снимать форму. ● «Строим город из песка» Цель: учить строить дома различной высоты и формы с помощью полых форм. Планировать улицу города, украшать постройки и обыгрывать с фигурками человечков. |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности
во 2 младшей группе
Месяц | Тема игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | 1.«Узнаем какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | 2.«Что в пакете» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Октябрь | 3.«Игра с соломинкой» Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | 4.«Игры с воздушным шариком и соломинкой» Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. | 5.«Надувание мыльных пузырей» Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. | 6.«Ветер по морю гуляет» Цель: Обнаружить воздух. |
Ноябрь | 7.«Что в коробке?» Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | 8.«Волшебная кисточка» Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого - оранжевый, синего и красного - фиолетовый, синего и желтого – зеленый). | 9.«Легкий - тяжелый» Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научит определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). | 10.«Что звучит?» Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет. |
Декабрь | 11.«Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | 12.«Горячо - холодно» Цель: Научить определять температурные качества веществ и предметов. | 13.«Веселые человечки играют» Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопа, пальцы, шея, голова, уши; лицом – нос, глаза, брови, рот; волосами. | 14.«Нарисуем свой портрет» Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. |
Январь | 15.«Наши помощники» Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слушать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы - определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | 16.«Бумага, ее качества и свойства» Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | 17.«Древесина, ее качества и свойства» Цель: Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | |
Февраль | 18.«Ткань, ее качества и свойства» Цель: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | 19.«Глина, ее качества и свойства» Цель: Научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | 20.«Где прячутся детки?» Цель: Выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | 21.«У кого какие детки?» Цель: Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. |
Март | 22.«Как развивается растение?» Цель: Выделить циклы развития растения: семя → росток → растение → цветок → плод → семя. | 23.«Что любят растения?» Цель: Установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | 24.«Тепло - холодно» Цель: Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | 25.«Почему тает снег?» Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона. |
Апрель | 26.«Починим игрушку» Цель: Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем что лицо может отражать чувства человека (его настроение). | 27.«Зачем утке и лягушке такие лапки?» Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде (лягушки, птицы). | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Май | 28.«Почему птицы могут летать?» Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | 29.«Кто живет в воде?» Цель: Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | 30.«Как спрятаться бабочкам?» Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде | 31.« Как спрятаться жучкам?» Цель: Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности
в средней группе
Месяц | Тема игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | 1.«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель: Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы - определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). | 2.«Почему все звучит?» Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Октябрь | 3.«Прозрачная вода» Цель: Выяснить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). | 4.«Окрашивание воды» Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. | 5.«Вода принимает форму» Цель: Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. | 6.«Какие предметы могут плавать?» Цель: Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. |
Ноябрь | 7.«Делаем мыльные пузыри» Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. | 8.«Подушка из пены» Цель: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). | 9.«Воздух повсюду» Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выяснить его свойство - невидимость. | 10.«Воздух работает» Цель: Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). |
Декабрь | 11.«Изготовление цветных льдинок» Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выяснить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). | 12.«Взаимодействие воды и снега» Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | 13.«Каждому камешку свой домик» Цель: Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | 14.«Можно ли менять форму камня и глины» Цель: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). |
Январь | 15.«Свет и тень» Цель: Познакомиться с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образцы. | 16.«Замершая вода» Цель: Выяснить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | 17.«Тающий лед» Цель: Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | |
Февраль | 18.«Разноцветные шарики» Цель: Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | 19.«Таинственные картинки» Цель: Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | 20.«Все увидим, все узнаем» Цель: Познакомить с прибором-помощником - лупой и ее назначением. | 21.«Где вода?» Цель: Выявить, песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. |
Март | 22.«Водяная мельница» Цель: Дать представление о том, может приводить в движение другие предметы. | 23.«Звенящая вода» Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. | 24.«Ловись, рыбка, и мала, и велика» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 25.«Фокусы с магнитами» Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами |
Апрель | 26.«Солнечные зайчики» Цель: Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) | 27.«Что растворяется в воде?» Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Май | 28.«Что отражается в зеркале?» Цель: Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. | 29.«Цветной песок» Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | 30.«Фонтанчи- ки» Цель: Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. | 31.«Свет повсюду» Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер), искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности
в старшей группе
Месяц | Тема игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | 1.«Какая бывает вода?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах вод: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. | 2.«Вода - растворитель. Очищение воды» Цель: Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Октябрь | 3.«Путешествие Капельки» Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. | 4.«Почему не тонут корабли?» Цель: Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. | 5.«Почему дует ветер?» Цель: Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. | 6.«Солнце дарит нам тепло и свет» Цель: Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. |
Ноябрь | 7.«Волшебные стекляшки» Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения - микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. | 8.«Упрямые предметы» Цель: Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. | 9.«Почему предметы движутся?» Цель: Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом. | 10.«Волшебные шары» Цель: Выяснить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. |
Декабрь | 11.«Почему все падает на землю?» Цель: Понять, что Земля обладает силой притяжения. | 12.«Проверим слух» Цель: Показать, как человек слышит звук. | 13.«Наши помощники – глаза» Цель: Познакомить со строением глаза, функцией его частей. | 14.«Мир бумаги» Цель: Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. |
Январь | 15.«Что такое масса?» Цель: Выяснить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами; научить способам их использования. | 16.«Твердые – жидкие» Цель: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | 17.«Кто чистит аквариум?» Цель: Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд». | |
Февраль | 18.«Дышат ли рыбы?» Цель: Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить значения о том, что воздух есть везде. | 19.«Чем можно измерять длину?» Цель: Расширить представления детей о мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, ладонь, палец, ярд). | 20.«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» Цель: Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. | 21.«Откуда взялись острова?» Цель: познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. |
Март | 22.«Как происходит извержение вулкана?» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. | 23.«Как появляются горы?» Цель: Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор; научить детей самостоятельно изготавливать соленое тесто. | 24.«Испытание магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | 25.«О «дрожалке» и «пищалке»» Цель: Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. |
Апрель | 26.«Как сделать звук громче?» Цель: Обобщить представления детей о физическом явлении – звук: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. | 27.«Почему поет пластинка?» Цель: Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты. | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Май | 28.«Как образуются метеоритные кратеры?» Цель: смоделировать с детьми метеоритный кратер, познакомив со способом его образования; уточнить представления детей о Солнечной системе: о планетах, звездах; развить умение действовать по алгоритму. | 29.«Почему в космос летают на ракете?» Цель: Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. | 30.«Что такое молния?» Цель: Познакомить детей с понятиями «электричество» «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии. | 31.«Почему горит фонарик?» Цель: Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. |
Перспективное планирование
исследовательской деятельности
в подготовительной к школе группе
Месяц | Тема игр - экспериментирований | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
Сентябрь | «Куда тянутся корни?» Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды | «Бережливые растения» Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Октябрь | «Живые комочки» Цель: определить, как преобразовались первые живые клетки | «Растущие малютки» Цель: выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы | «Все обо всем» Цель: развить познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме | «Вода двигает камни» Цель: узнать, как замерзшая вода двигает камни |
Ноябрь | «Парашют (воздух)» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха | «Как задуть свечу из воронки» Цель: выявить особенности воздушного вихря | «Передача солнечного зайчика» Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета | «Хитрости инерции» Цель: показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни |
Декабрь | «Замерзание жидкостей» Цель: познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей | «Круговорот воды» Цель: познакомить с круговоротом воды в природе | «Сила тяготения» Цель: дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле | «Полярное сияние» Цель: понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли |
Январь | «Что такое масса» Цель: выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования | «Как увидеть молнию» Цель: выяснить, что гроза - проявление электричества в природе | «Почему лампочка светит» Цель: понимать принцип работы электроприбора | |
Февраль | «Передай секрет» Цель: выяснить особенности передачи звука на расстояние | «Волшебные превращения» Цель: объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменения температуры | «Далеко – близко» Цель: познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха | «Мир ткани» Цель: называть ткани, сравнивать их свойства |
Март | «Реактивный шарик» Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха | «Мир металлов» Цель: называть разновидность металлов, сравнивать их свойства | «Мир пластмасс» Цель: узнавать вещи, сделанные из различного вида пластмасс, сравнивать их свойства | «Вулкан» Цель: совершенствовать умение работать с различными материалами |
Апрель | «Жилище человека в древности» Цель: уметь реализовывать возможности преобразования, доводить работу до логического конца | «Ледяной дом» Цель: совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые инструменты | Диагностика детей на определение уровня их познавательной активности | |
Май | «Радуга на стене» Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета | «Автомобиль будущего» Цель: проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленной задачи | «Часы» Цель: использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер | «Забавные фокусы» Цель: развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»
Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена д...
"Развитие познавательных способностей детей в процессе детского экспериментирования"
"Развитие познавательных способностей детей в процессе детского экспериментирования"...
АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...
программа по самообразованию "Развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"
повышение профессионального уровня, мастерства и компетенции педагога по вопросам детского экспериментирования...
Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.
Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль...
Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования
ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской ...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...