Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.
статья

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитание ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий, в том числе центральной роли воспитателя – от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентировки в нравственных вопросах. От этого в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его шагов привить культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях, которые их окружают, стране, в которой они живут.

Учебно-образовательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей. Прежде всего, это открытая беседа, где каждый ребёнок может поделиться своими знаниями, рассказать о своих неудачах. Для маленьких детей, в силу возрастных особенностей очень важна положительная оценка их деятельности. Учитывая это, всегда стараюсь похвалить детей за хороший ответ, дополнение, качественно сделанную поделку. Если что-то не получается, выражаю надежду на то, что выполнить хорошо задание удастся в следующий раз, отмечаю прилежание. Наиболее удачными формами работы считается литературно-музыкальные утренники, позволяющие детям реализовать не только их коммуникативно-речевые и творческие возможности, но и желание сделать это всем вместе.

Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Так же в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно-образовательной деятельности – образовательную технологию.

Деятельность педагога станет результативнее, если содержание будет реализовано через игру, так, например, работа по правовому воспитанию. Через игровой фактор подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев.

Разминка. «Взаимодействие». Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!». На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».

Занятия в «Школе этикета» так же проводятся в игровой форме с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни, чёткое соблюдение режима дня, закаливания, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий(совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне на «Грядке здоровья».

Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру(рукотворному миру и природе) к другим людям(воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей(к народам других стран), к себе.

Прежде, чем оценивать уровень познавательного интереса детей в группе, хочу сказать, что занятия стараюсь планировать, исходя из наблюдений и изучения, с помощью анкет, бесед с родителями и детьми, познавательных интересов детей. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути выхода из него.

Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностик.

Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, уделял много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы(при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), а также в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе(родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из выше изложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на формирование личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса.

Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитание ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.

Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий, в том числе центральной роли воспитателя – от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентировки в нравственных вопросах. От этого в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.

Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его шагов привить культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях, которые их окружают, стране, в которой они живут.

Учебно-образовательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей. Прежде всего, это открытая беседа, где каждый ребёнок может поделиться своими знаниями, рассказать о своих неудачах. Для маленьких детей, в силу возрастных особенностей очень важна положительная оценка их деятельности. Учитывая это, всегда стараюсь похвалить детей за хороший ответ, дополнение, качественно сделанную поделку. Если что-то не получается, выражаю надежду на то, что выполнить хорошо задание удастся в следующий раз, отмечаю прилежание. Наиболее удачными формами работы считается литературно-музыкальные утренники, позволяющие детям реализовать не только их коммуникативно-речевые и творческие возможности, но и желание сделать это всем вместе.

Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Так же в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно-образовательной деятельности – образовательную технологию.

Деятельность педагога станет результативнее, если содержание будет реализовано через игру, так, например, работа по правовому воспитанию. Через игровой фактор подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев.

Разминка. «Взаимодействие». Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!». На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».

Занятия в «Школе этикета» так же проводятся в игровой форме с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.

Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни, чёткое соблюдение режима дня, закаливания, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий(совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне на «Грядке здоровья».

Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру(рукотворному миру и природе) к другим людям(воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей(к народам других стран), к себе.

Прежде, чем оценивать уровень познавательного интереса детей в группе, хочу сказать, что занятия стараюсь планировать, исходя из наблюдений и изучения, с помощью анкет, бесед с родителями и детьми, познавательных интересов детей. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути выхода из него.

Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностик.

Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, уделял много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы(при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), а также в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе(родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).

Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из выше изложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на формирование личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поиск путей обогащения игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка».

Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия....

«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»  Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требу...

Статья на тему:"Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов".

Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности  мышления, к использованию полученных ими...

Проект программы «Интеграция - как инструмент обеспечивающий целостность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Один из основополагающих  принципов  развития современного дошкольного образования является принцип  интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность об...

Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада

Статья "Эффективность театральных технологий в формировании личности ребенка в условиях детского сада" о безусловном влиянии теарализованной деятельност на развитие и становление ребенка дошкольного в...

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»

Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»Галина Денисова Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодейст...