Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»
рабочая программа по теме
Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена для работников дошкольных учреждений, работающих по программе «Детство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 331.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Амельчакова Людмила Викторовна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНго ПРОФЕССИОНАЛЬНОго образования (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ «СТАРООСКОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ» |
Профилактика профессионального выгорания как условие сохранения здоровья учителя |
(из опыта работы) |
Амельчакова Людмила Викторовна, педагог-психолог, муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» |
Старый Оскол 2012 |
СОДЕРЖАНИЕ
Сопроводительное письмо………………………………………………… 3
Программа семинара-практикума для педагогов «Профилактика эмоционального, профессионального выгорания педагогов……………. 5
Выписка из протокола МС …………………………………………………12
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Программа семинара-практикума «Профилактика эмоционального, профессионального выгорания педагогов» разработана Амельчаковой Людмилой Викторовной, педагогом-психологом МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения».
Программа предназначена для работы с педагогами общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.
Профессия учителя связана со значительным риском развития синдрома профессионального (эмоционального) выгорания. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе, плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает большое нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморегуляции. Проявляется это в виде повышенной раздражительности, возбуждения, беспокойства, повышенного уровня тревожности, мышечного напряжения, зажимов в различных частях тела, повышенной утомляемости, снижения интереса к работе, появления психосоматических заболеваний, эмоционального безразличия и пр. Педагог с такими проблемами не способствует психическому и личностному развитию учащихся.
В последние годы проблема сохранения профессионального здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д.
Один из факторов успешной профессиональной адаптации педагогов – развитие адаптационных способностей. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения дегуманистических отношений с другими людьми: коллегами, учащимися, родителями.
Большое значение для противостояния выгоранию и сохранению профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.
Программа семинара-практикума «Профилактика эмоционального, профессионального выгорания педагогов» направлена на совершенствование системы педагогических знаний, умений и навыков в вопросах профилактики профессионального выгорания.
Использование в программе практических занятий способствует повышению эффективности просветительско-профилактической работы с педагогами. В структуру практических занятий автором включен лекционный материал раскрывающий содержание основных понятий рассматриваемой проблемы: синдром эмоционального выгорания, его симптомы, факторы риска и защиты профессионального выгорания. На практических занятиях педагогам предоставляется возможность:
- оценить свое актуальное состояние, проанализировать личностные особенности, модели поведения в стрессовых ситуациях;
- актуализировать личностные ресурсы;
- произвести коррекцию неконструктивных способов поведения.
Особое внимание автор программы уделяют формированию и развитию конструктивных моделей преодолевающего поведения, формированию позитивной Я-концепции и эффективных навыков саморегуляции, формулированию правил здорового эмоционального поведения.
Директор МБОУ «ЦПМСС» | И.А.Устюгова |
ПРОГРАММА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА»
Программа семинара-практикума «Профилактика эмоционального выгорания педагога» составлена в соответствии с законодательством РФ в области дополнительного профессионального образования: Закона РФ «Об образовании», Федерального закона о дополнительном профессиональном образовании, а также законодательных и нормативно-правовых актами в области образования и соотнесена с общими целями и задачами воспитания в РФ. Программу семинара-практикумаа составила Амельчакова Л.В., педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС». Программа рассмотрена на методическом совете МБОУ «ЦПМСС» (протокол №___ от _______ г.) 1.Пояснительная записка. В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.). Одно из первых мест по количеству опубликованных исследований, посвященных проблеме эмоционального выгорания, занимают работы, касающиеся труда педагогов. По мнению большинства авторов, учителя - та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики своей деятельности. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися. В настоящее время исследователи в области профессионального выгорания пришли к выводу, что выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки его можно корректировать. Синдром выгорания включает три группы симптомов: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация - это негативные переживания и установки по отношению к субъектам деятельности (развитие «холодности», черствости, «бездушия», циничности при деловом общении с учениками, партнерами, коллегами и пр.). Редукция персональных достижений сказывается как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности собственной деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, переживание недовольства собой и другими. Итак, синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание - это реакция индивидуальная. В отечественных и зарубежных исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а также в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами. Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к коллегам, детям, родителям, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации. Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или к неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций, ухудшении психологической атмосферы, возрастании текучести кадров Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др. В педагогических профессиях реже подвержены выгоранию те люди, которые имеют сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагают кругом надежных друзей и содействием со стороны семьи, творческой обстановкой на рабочем месте, обладают сильным творческим потенциалом и используют креативные способы решения жизненных и производственным вопросов. Реже выгорание встречается у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и - как следствие - меньше пресыщение и утомление в ситуациях делового общения. Развитие творческого потенциала — путь к преодолению выгорания. Возможность развития синдрома выгорания на любом этапе профессиональной деятельности свидетельствует о необходимости разработать профилактические меры, которые бы снижали риск выгорания и нейтрализовали его негативные последствия.
Цели программы:
Задачи программы:
Факторы, определяющие содержание работы:
Формы работы: Организация занятий Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. В соответствии с программой педагоги должны знать:
Педагоги должны уметь:
Тематическое планирование.
Содержание занятий. Занятие 1.
Разминка. Игра «Поздоровайтесь…» Все педагоги встают в круг. Рассчитайтесь на 1-ый и 2 –ой. Первые номера становятся внутренним кругом, для этого делают шаг вперёд. Вторые – внешним и остаются на своих местах. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия: Здравствуй, друг! Здороваются за руку. Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга. Где ты был? Дёргают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются.
Задача — всем найти место, в том числе и ведущему. Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах. 3 этап: Основная часть.
По мнению большинства авторов, профессионалом можно назвать такого человека, который овладел нормами профдеятельности и осуществляет их на высоком уровне. Однако, воздействие профессии на личность может носить и обратный характер: распространение проф-привычек, стереотипов поведения неблагоприятно влияют на работу, отношения в быту, дружеское общение. Подобные примеры являются профдеформацией личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений профдеформации является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми». Упражнение «Ромашка».
Составление коллажа.
Рефлексия.
Занятие 2.
Материал: мягкая игрушка.
Антистрессовая релаксация (Рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) Инструкция:
Это упражнение рекомендуется выполнять 2–3 раза неделю. Поначалу оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им расслабление достигается быстрее. Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Что вы ощущали во время выполнения упражнения? Сохраните позитивные эмоции на весь последующий день. Упражнение «Прощай, напряжение».
— Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.
Занятие 3.
Материал: мягкая игрушка.
Мини-лекция «Как справиться со стрессом».
Упражнение «Солнечная поляна».
Список литературы.
Приложение 1. Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг… и вновь переноситесь сюда, в эту комнату». Приложение 2. БАНК СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ. Способы, связанные с управлением дыханием.
Способ № 1.
— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1—2—3—4. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10—15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Способы, связанные с воздействием слова.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
Самопрограммирование.
— Мысленно повторите его несколько раз.
Способы, связанные с использованием образов.
При ощущении напряженности, усталости:
| ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
Дошкольники-пытливые исследователи окружающего мира.Роль взрослого создать условия для самостоятельного нахождения детьми ответов на многочисленные ответы дошкольников.В рассматриваемой статье рассказ...
Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).. Для развития ребенка решающее значение имеет не...
Консультация для воспитателей «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая н...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»....
"Развитие познавательного интереса, творческой и исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"
Советы родителям...
Развитие творческой , исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов дей...