Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования
методическая разработка
ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности. Существенную роль в реализации этих принципов играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия в детском саду. Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-пространственную среду группы. Инициатива детей в этом случае становится более заметной, дети могут самостоятельно воспроизводить безопасные для своего здоровья наблюдения, исследования, эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
initsiativa_i_eksperimentirovanie.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Поддержка детской инициативы дошкольника в процессе детского экспериментирования
Происходящая в стране модернизация образования выдвигает всё новые требования, что влечёт за собой необходимость внесения изменений в структуру и содержание педагогического процесса в детском саду. ФГОС указывают основные принципы дошкольного образования, в числе которых - обогащение детского развития, формирование познавательных интересов, поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности. Существенную роль в реализации этих принципов играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Детская инициатива и самостоятельность проявляются в соответствии с собственными интересами ребёнка и являются важнейшим источником его эмоционального благополучия в детском саду. Отличительной особенностью инициативы является наличие интереса. Чаще всего её проявление можно заметить в игре. Инициатива же в экспериментально-исследовательской деятельности обладает более сложной структурой. Она является следствием потребности ребёнка в новых впечатлениях, открытиях. При этом на каждом возрастном этапе детская инициатива имеет свои формы и требует особых условий для формирования. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя. Затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-пространственную среду группы. Инициатива детей в этом случае становится более заметной, дети могут самостоятельно воспроизводить безопасные для своего здоровья наблюдения, исследования, эксперименты.
Без поддержки, без правильного применения методов и форм работы по экспериментально-исследовательской деятельности не будет проявления инициативы и самостоятельности.
С помощью экспериментирования у дошкольников формируется познавательнаяактивность, инициативность, самостоятельность и ответственность посредством экспериментов, наблюдений, исследований.
- расширяются представления дошкольников о свойствах различных предметов и веществ, о явлениях окружающего мира;
- дети учится самостоятельно ставить проблему, находить решение, обобщать результат ;
- развивается воображение, творческая активность.
В группах обязательно должны быть уголки экспериментирования с необходимыми и безопасными материалами для самостоятельной деятельности детей. Поэтому работу по организации экспериментально-исследовательской деятельности нужно начинать с подбора соответствующей литературы и проработки плана размещения различных уголков. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики, пластиковые бутылки, контейнеры. Совместно с детьми нужно разработать «Правила поведения в лаборатории», которые дети с удовольствием выполняют, что позволяет им самостоятельно проводить эксперименты и при этом оставаться в безопасности. Всё это даёт возможность не только выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности, но и позволяет воспитывать навыки самостоятельности, ответственности.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями нужно строить на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Способы поддержки детской инициативы в группе раннего возраста
Для поддержки детской инициативы в экспериментировании необходимо:
- предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
Способы поддержки детской инициативы в младшей группе
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
- отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
- всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
- помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям;
Способы поддержки детской инициативы в средней группе
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
- не допускать диктата, навязывания в выборе детьми вида деятельности; обязательно участвовать в деятельности детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день;
- читать и рассказывать детям по их просьбе.
Способы поддержки детской инициативы в старшей группе
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат;
- поощрять желание создавать, осуществлять что-либо по собственному замыслу;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации самостоятельной деятельности;
Способы поддержки детской инициативы в подготовительной группе
Для поддержки детской инициативы необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность;
- создавать условия для разнообразной самостоятельной деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем при организации самостоятельной деятельности;
По результатам проводимой значительно возрастёт количество детей, проявляющих активный познавательный интерес, инициативу и творчество в решении творческих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Познавательная и творческая активность дошкольников в процессе детского экспериментирования»
Программа раскрывает организацию и содержание работы по развитию познавательной и творческой активности детей 4-7 лет через экспериментальную деятельность. Данная программа предназначена д...
«МЕТОДЫ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
Доклад методического объединения на тему: «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» Выступление н...
Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает сво...
Опыт работы на тему: "Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования".
Экспериментирование является основным видом ориентировочно - исследовательской деятельности. Экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства....
Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Актуальность и перспективность собственного инновационного педагогического опыта....
«Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья».
ВВЕДЕНИЕПри организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деят...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в детском саду. статья
Данные рекомендации по поддержке инициативы и самостоятельности детей предназначены для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Они содержат основные понятия, этапы развития и показатели са...