«Хлеб на стол, так и стол – престол!» развлечение
методическая разработка (старшая группа) по теме
Разработка по ознакомлению детей с историей появления хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развлечение | 861 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие по тематической
неделе: «Хлеб».
Совместное с родителями развлечение.
Коррекционная группа № 17 (старшая гр.)
Составила и разработала: воспитатель Волкова Л. В.
Тема: «Хлеб на стол, так и стол – престол!»
Цель: Закреплять знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле, познакомить с «дорогой» хлеба от борозды до хлебного изделия.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, труд, художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы.
Задачи: 1. Формировать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение общаться и взаимодействовать с взрослыми людьми.
3. Рассказать, как на столах появляется хлеб, какой путь он проходит, прежде чем мы его съедаем.
4. Закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, уточнять их названия.
5.Обогащать словарь названиями хлебобулочных изделий, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
6. Совершенствовать навыки лепки (раскатывание, сплющивание).
7.Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира.
8.Упражнять в выразительном чтении стихотворений.
9.Развивать певческие навыки.
Материалы и оборудование: Муляжи хлебобулочных изделий, иллюстрации по теме, тесто, стеки, клеенки для лепки, противень, салфетки для вытирания рук, печка, столы, фланелеграф.
Предварительная работа: заучивание стихов, песен, рассматривание иллюстраций, лепка хлебобулочных изделий из пластилина, беседы по теме: «Хлеб», разъяснение пословиц и поговорок по данной теме, чтение сказок: «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Царевна – лягушка».
Ход развлечения.
Под музыку родители с детьми проходят в зал.
Воспитатель:
- Воспоминанья о былом мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом не делим хлеб, а просто режем
Притом, забыв про нож неострый, ворчим
что хлеб немного черствый.
А сами, может в этот час черствей его во много раз!
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова! А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет! Уже в каменном веке первобытные племена стали селиться неподалеку от полей диких злаков. Чтобы земля давала хороший урожай, ее надо было вспахать. Земля вспахивалась осенью и весной перед севом. От сева зависела жизнь людей. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Накормить зернышко может мать – сыра земля. В ней находятся все питательные элементы для роста зерновых. Жатва – пора ответственная. Надо было точно определить время, когда ее начинать. Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. Народное название этого праздника – «Спожники».
Колосья срезали и вязали в снопы, которые сушили перед молотьбой. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру. Чтобы получить муку зерно нужно измельчить – перемолоть. Это был тяжелый труд, ситуация изменилась когда была сконструирована первая мельница. В давние времена хлеб пекли ежедневно. Рецепты были разные, но основными компонентами теста всегда оставались мука и вода. Готовое тесто отправляли в печь. Хлеб был кормильцем русского народа.
Теперь я хочу предоставить слово нашим мамам, и они споют нам песню о «дороге», которая тянется от первой борозды, до праздничного каравая.
(родители поют песню «Сеют в поле зерна»)
Воспитатель: Мам мы послушали, а ребят я попрошу рассмотреть вот эти картинки и поставить их последовательно от начала работ до их завершения.
(Дети раскладывают картинки и называют вид труда: пахота, сев, жатва, обмолот зерна, на мельницу, печем хлеб и хлеб на стол)
Воспитатель: Спасибо ребята, все правильно, я вижу, вам теперь хорошо знакома история появления хлеба на столе. И опять я обращаюсь к нашим мамам, которые будут отвечать на вопросы, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
- Назовите профессии, связанные с хлебом (механизатор, пекарь, мельник, агроном, кондитер и др.)
- Какой хлеб считают русским, национальным? (черный – ржаной)
- Каким хлебом на Руси весну встречали? (пряники, жаворонки)
- Как называют хлеб, которым угощают гостей? (пирог)
- Какой хлебный злак убирали с полей раньше других? (рожь, затем ячмень, пшеницу, горох, овес.)
- Какой хлеб пекут на Пасху? (кулич)
Хлеб в России пекли с куполами
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
Воспитатель: А сейчас мне хотелось бы услышать от вас пословицы и поговорки, связанные с хлебом. (Дети и родители называют)
Воспитатель:
У нас есть картинки с изображением хлебобулочных изделий, и мы с вами немного поиграем. Мамы будут описывать любое из них, а ребята находить среди остальных. ( мамы называют, дети определяют)
Посмотрите, а вот булочку мы не назвали. А вы знаете, что прародителем булки является нам всем знакомый колобок? Давайте с вами вспомним его песенку, как он появился.
- Я колобок, колобок, я румяный бок
По амбару метен, по сусекам скребен
На сметане мешен, в печку сажен
В масле пряжен, на окошке стужен!
Воспитатель: Как дружно и хорошо вы спели песенку колобка.
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнышку
Рада скатерть хлебушку – он на ней как солнышко!
И вот такие хлебные солнышки мы с вами сейчас испечем!
(подвижная игра «Не обожгись» все по кругу передают «блинчики» со сковороды на тарелку)
Воспитатель: Не зря говорят, что блины растут. Посмотрите, какая высокая горка блинов у нас получилась! Но пекут ведь не только блины, а и сушки, пироги, кренделя и калачи. И ребята нам об этом споют.
(песня «испекли мы калачи» поют дети)
Воспитатель: Предлагаю сесть на скамеечку и немного отдохнуть, а заодно и поговорить о хлебе. Я буду вам читать строки из сказок, а вы - говорить, как эта сказка называется, договорились?
- «На ж, лови, - и хлеб летит. Старушонка хлеб поймала «Благодарствую» сказала, бог тебя благослави» (о мертвой царевне и 7 богатырях)
- «И подумал он… про себя: «Все хорошо, да есть нечего» - и вырос перед ним стол убранный, разубранный. Встал он из-за стола, а поклониться некому и сказать за хлеб соль «спасибо» некому. (аленький цветочек)
- «Тут Иван с печи слезает, малахай свой одевает
Хлеб за пазуху кладет, караул держать идет…(Конек – горбунок).
- «Проснулся он утром, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами. А как подал хлеб царю, царь сказал: «Вот это хлеб, только в праздник его есть!» (Царевна – лягушка)
Воспитатель: Хлеб не только продукт питания, он участвует в различных народных обрядах. Купец Садко проплывая по Волге приносил ей хлебную жертву: «Отрезал хлеба великой сукрой, а сильно посолил, его в Волгу опустил. А тебе спасибо матушка Волга – река». И теперь я вас попрошу вспомнить , в каких обрядах хлеб принимает участие, и как он называется.
- хлеба свадебные (каравай, курник)
- великопостные (кресты)
- весенние (жаворонки, колобки)
- пасхальные (куличи, просфоры)
- вознесенские (ленки)
- поминальные, масляничные (блины)
Воспитатель: И не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно потрудились на земле
Зерна вырастить в колосья, их убрать, обмолотить
Получить муку, а после – тесто надо замесить.
В печь поставить выпекать, а потом всех угощать.
1 ребенок: Замесила мама тесто на столе, дышит тесто в тишине
Стало душно, стало тесно тесту в глиняной квашне.
2 ребенок: Теплое, сдобное, толстое, доброе – ай, да тесто!
Разрезает мама тесто на куски, а в печи огонь стихает,
Полыхают угольки…
3 ребенок: Молоко налито в кружку, хлеб горячий на столе,
Золотистую горбушку отрезает мама мне.
4 ребенок: С корочкой блестящею, вкусною, хрустящею!
Воспитатель: Вот такие прекрасные и добрые стихи о хлебе, а теперь я приглашаю ребят и родителей подойти к рабочим столам и принять участие в изготовлении из соленого теста хлебобулочных изделий для нашего игрового уголка.
(Совместная деятельность взрослых и детей – тестопластика).
Воспитатель: Какие интересные и необычные кренделя и булочки у нас получились. Давайте мы их аккуратно разложим на противень. и поставим в печь.
(воспитатель ставит противень с изделиями в русскую печку).
Пока наши пирожки и куличи пекутся . мы пройдем к нашему самовару на чаепитие с золотистыми бараночками, ароматными пряничками, масляными блинами да пышными пирогами!
Приложение:
- Пословицы и поговорки о хлебе:
- хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- хлебушко – калачу дедушка.
- худ обед, коли хлеба - нет.
- без соли - невкусно, а без хлеба – несытно.
- пока есть хлеб, да вода – не беда.
- не трудиться – хлеба не добиться.
- черная гора, а всем мила.
- без печки – холодно, без хлеба – голодно.
- не уродится рожь – по миру пойдешь.
- калач приестся, а хлеб – никогда.
- посеешь в погоду – больше приплоду.
- не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
- ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
- хлеб – батюшка, водица – матушка.
- хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска – и престол доска.
- хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
- 100 раз поклониться надо земле, чтоб хлеб ежедневно был на столе.
2. песня в исполнении родителей:
Сеют в поле зерна раннею весною, а над нами светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья, будет урожайной золотая осень!
И зерно в амбары потечет рекою, и его машины сделают мукою.
На заводе пекарь хлеб спечет с любовью. Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»
- Песня в исполнении детей:
Бай качи, качи, качи – глянь, баранки, калачи
Глянь – баранки, калачи, с пылу, с жару, из печи
С пылу. С жару, из печи – все румяны, горячи!
Налетели тут грачи, подхватили калачи.
Нам осталися – бараночки!
- «пояснялки».
- Кольцо не простое, кольцо золотое
Блестящее, хрустящее. Всем на загляденье,
Ну и объеденье! (баранки).
- Свой сухарь лучше чужих пирогов!
- Гой ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масляные, ты как солнце, красное!
Кто тя будет есть, тому горя несть!
- Не дашь мне ватрушки – получишь по макушке!
- Вот лежит каравай у меня на столе,
Черный хлеб на столе, нет вкусней на земле!
- В печь сперва его сажают, а как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо! Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником! (пирог).
- Не плачь, не плачь! Куплю калач!
Не плачь, дорогой, куплю другой!
- Вот у бабушки печенье, лучше не найти!
Вновь и вновь прошу: Бабуля, вкусных испеки!
- Вот он – хлебушко душистый
Вот он теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
Подбор музыкальных произведений: На выход детей в зал – Г.Белов «Шумят хлеба»
На время работы с тестом – Л.Зыкина «Хлеб всему голова»
При передачи блинов по кругу – Г.Белов «На дальней станции сойду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хлеб на стол, и стол - престол"
Проект направлен на формирование целостного представления у детей старшего дошкольного возраста о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе....
Проект "Хлеб на стол, так и стол престол"
Ознакомление детей старшего возраста со значением хлеба в жизни человека, приобщение к здоровому питанию....
Хлеб на стол, так и стол престол.
Целью проекта было формирование знаний детьми о хлебе, как о великом богатстве нашей страны. Развивать поисковую деятельность детей, интеллектуальную инициативу. Совершенствовать способы экспере...
Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).
В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...
Проект в старшей группе «Хлеб на столе, и стол - престол»
Создание социальной ситуации развития в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре «Хлебный магазин»....
Конспект ООД по развитию речи "Хлеб на стол, так и стол - престол!"
Программное содержание:1. Расширять знание детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о ценности этого пищевого продукта.2. Формировать у детей уважительное отношение к труду хлебороб...
«Хлеб на стол, и стол престол!»
Итоговое мероприятие в рамках познавательно – исследовательского проекта проекта «Хлеб наше богатство»...